Про роман ужасов "ОНО"

Oct 30, 2017 11:27



Здравствуйте, друзья.

Хочу поделиться с вами впечатлениями от прочитанной книги Стивена Кинга "ОНО", написанной в далеком 1985-м году. Но сначала история моих непростых взаимоотношений с произведениями этого автора.

Про Стивена Кинга я узнал очень давно. Скорее всего раньше, чем большинство из вас. Довелось выиграть в лотерею сборник фантастических рассказов и среди них затесался опус Степана Королёва "Сражение". Тема была там поднята забавная, мне понравилось. А потом Кинг как-то пропал из моего поля зрения, зато появилось множество западных кинофильмов, где четко было указано что автор " Сражения" является там либо сценаристом, либо кино снято по мотивам какого-нибудь его произведения. Фильмы, мягко говоря, вызывали недоумение уже тогда. Нудные, однообразные и малопонятные в силу того, что американские реалии еще только начинали просачиваться в молодую Россию. Запомнился, разве что, "Нужные вещи". Годами позже я узнал что режиссеры Степана чуть ли не пинками гоняли со съемочной площадки, чтобы он не лез в процесс, и как выяснилось зря. Степан в написании сценариев разбирается получше всяких говноадаптаторов. Но в далеком "тогда" я для себя сделал вывод, что раз фильмы такой невнятный отстой, то и прочее творчество Кинга тоже так себе. Эту мысль потом еще укрепила история (не знаю насколько правда оно или нет, но мне тогда хватило), в которой сообщалось что популярный писатель Стивен Кинг написал книжку "Бегущий человек" (по которой потом сняли идиотский, но смешной фильм со Шварценеггером) под псевдонимом, и все критики дружно обдали книжку говном. Стивен вознегодовал, раскрыл обман и тут же к его заднице потянулись языки критиков, издателей, голливудских продюсеров... В связи с этим я сделал еще один вывод - книги автора популярны не потому, что хорошие, а потому что автор популярный. А раз так, то и читать мне его не нужно. Я и не читал. За парой исключений, которые мне подтаскивали проверенные люди, но то были мелочи. В общем, пока все сметали с прилавков дошедшие до нас переводы "мастера ужаса", я спокойненько себе почитывал Уэллса, Лавкрафта, Брэдбери, Мартина и прочих малоизвестных писак, которые умеют нагнать страху.

И вот не так давно отгремела премьера первой части новой киноадаптации романа Стивена Кинга "ОНО", с клоунскими скандалами, с новыми иконами для поклонения и новой волной обсуждений на предмет того удалась-не удалась, и лучше ли, чем старый тв-сериал с Тимом Карри в роли Пляшущего Клоуна Пеннивайза. Да да, именно тв-сериала, вы не ослышались. У нас не все в курсе, что это не полнометражный фильм, а всего лишь телепостановка средней стоимости. Короче говоря, как в свое время меня довёл Стиг Ларссон со своими фантазиями на тему если бы он был девочкой, так же и Степан Королёв взял штурмом мой мозг и буквально заставил прочитать эту книгу. Книга немаленькая, и если бы не дрянное самочувствие, я прочитал бы её еще два дня назад. Но добил только сегодня и готов поделиться с вами впечатлениями.

Роман повествует о нелегкой судьбе американского промышленного городка Дерри и его обитателях. С давних пор там орудует самое натуральное Зло с большой буквы и занимается тем, что пожирает местных жителей, не щадя даже детей и женщин. ОНО продолжает бесчинствовать пока не сталкивается с группой детишек, которые отказываются быть съеденными и вступает с ними в противостояние, которое продлится годы. Что было дальше можете прочитать или посмотреть сами. А я расскажу, что увидел между строк.

Книга "ОНО" - про путь взросления. От детских проблем и радостей до усталой взрослой жизни, переполненной грязью зачастую ничуть не меньшей, чем детство. Стивен писал про Америку, которую хорошо знает, про граждан, которые вокруг него каждый день. Иными словами, писал он со знанием дела. Что же окружало автора? Полное уродство. Родители с изуродованными судьбами, дети, вынужденные жить с грузом этого уродства на плечах, а затем продолжить его нести, когда вырастут и станут такими же уродливыми взрослыми. Уродство, сплошные уродство, грязь, насилие и боль. Боль взросления. Боль жизни. Но умирать не хочется никому, верно? Хотя это право выбора для каждого. Сегодня ты ребенок и можешь бояться темноты или страховидло, увиденное в кино. А чего ты будешь бояться когда тебе стукнуло сорок? Ты будешь бояться потерять работу, того что опоздал на скидки по четвергам в продуктовом, что после тебя ничего не останется. Все эти страхи в той или иной степени оправданы. И так же бессмысленны. Но жизнь - такая. И в ней бывает всякое, и не всегда можно убежать и спрятаться под одеялом. В книге тоже не все спрятались, и не все дожили до финала. Потому что так все и происходит, черт возьми. Но хочется спросить автора - и чего? Что ты этим хотел сказать-то, чего я не знаю, Степан?

Нет, мне книга понравилась. Определенными моментами. Мне понравился дух эпохи - а я некоторым образом разбираюсь в реалиях жизни Соединенных Штатов, мне понравилось вплетение медиа-культуры в повествование, понравились некоторые детали, о которых я не знал, понравилась возможность наконец сравнить оригинал с тв-фильмом, и в будущем с новой экранизацией. Что не понравилось? О, много чего. Но это не значит что я скажу "Стивен Кинг - мудак, а его книги - говно!". Просто мне не понравился его стиль. Перепрыгивания с событий на события может и выглядели стильным на момент издания романа, но сегодня этот прием не используют разве что в рекламе майонеза. Автор постоянно уделяет внимание тем деталям, которые читателю (мне) либо очевидны и не нуждаются в уточнении, либо выставляют автора в не очень красивом свете. Вот скажи, Стивен, ты зациклен на фекалиях, гениталиях и козявках? Я понимаю, когда про такое пишет Владимир Сорокин и авторы подобные ему - это их фишка, их жанр, но... Стивен Кинг в этом случае больше напоминает школьника, который мелом написал на доске слово из трех букв и ждет не дождется, когда эти художества заметят все окружающие. На мой взгляд даже если убрать\заменить подобные откровения, то из романа неплохо было бы вырезать еще как минимум треть, чтобы шло бодрее. Тема взросления далеко не нова - Шекли и Голдинг отметились и обошлись куда меньшим количеством страниц, а динамики в "ОНО" ой как не хватает. Но что есть, то есть.

Буду ли я читать еще книги Стивена Кинга? Возможно. Я убедился, что автор представляет для меня некоторый интерес. И в то же время ему просто нечего мне сказать. Когда я обычно читаю книгу, смотрю кино или играю в компьютерную игру - я жду, что смогу ассоциировать себя с происходящим и с героями. На мой скромный взгляд, если автор может сообщить мне что-то близкое и понятное, то он молодец. Стивен Кинг мне ничего такого сообщить оказался не способен. Мне ни разу не близки главные герои "ОНО" - слишком тупые и скучные. И дети, и их взрослые версии и даже само ОНО. Зло с большой буквы по итогам разочаровало сильнее некуда. И после прочтения стало ясно, что угрозы от него не исходило с самого начала. Автор настолько далек от меня, что я даже не в силах представить себя на месте его персонажей. Знаете почему? Потому что со мной такой чепухи никогда бы не произошло.

Спасибо за внимание.

книги, личные файлы, обзор, madness

Previous post Next post
Up