Мистер Х и его женщины

Oct 04, 2016 16:04



Здравствуйте, друзья. С вашего позволения продолжу вчерашний разговор о пылающем средневековье. Итак, в то время как Святая Инквизиция вытаскивала из костров самосуда повивальных бабок и очищала родные края от нелегалов и порядком обнаглевших дворян на востоке Англии орудовал человек с чьей подачи действительно были подвергнуты пыткам, а затем казнены около пятиста человек. То есть в 500 раз больше, чем после вмешательства Инквизиции за предшествующий век. Давайте разберемся в какую категорию стоит записать такого человека. В маньяки, в массовые убийцы или же в ловкие предприниматели?

Знакомьтесь - Мэтью Хопкинс. На "фотографии" под заголовком заметки конечно не он, а блестящий актер Винсент Прайс в его роли. Фильм конечно бестолковый и про сексуальные девиации, но у сценаристов было полное право использовать факты об этом человеке и в таком ключе. Чуть ниже я расскажу почему, а пока что немного скучных фактов о мистере Хопкинсе.



Четвертый, но не последний ребенок в семье пуританского священника Джеймса Хопкинса ничем особым не выделялся на фоне рядовых обывателей Грейт-Уэнхема (графство Саффолк) с точки зрения своего времени. И я сейчас поясню что из себя представляло это время: суровое пуританское общество состояло из запретов, отличалось строгостью нравов и проповедовало практичность с аскетизмом. Иными словами пуритане были гражданами ставившими для себя четкие цели, трудились без отпусков, берегли нажитое непосильным трудом и строго соответствовали моральным нормам подчерпнутым из Библии. Пока я не упомянул Библию все звучало в принципе не так уж и плохо, верно? Благодаря духовной опоре среди пуритан практиковался жесткий патриархат и идеи откровенного нацистского характера. Образ мысли средневекового человека существенно отличается от нашего с вами и потому может показаться что подобные социальные практики это довольно запущенная стадия жестокого и гротескного маразма. Если сегодня мать-одиночка считается положительным примером героизма и женской независимости, то в Англии XV-го века ничего подобного барышне с дитятком не светило - её вполне могли счесть проституткой или иноверцем, что означало абсолютную изоляцию от общества. Что же тогда касалось честных замужних женщин, спросите? О, их касались следующие достаточно скромные правила: не оголять плечи и лодыжки (да что лодыжки, щиколотками голыми сверкать - великий грех), не раскрывать варежку в присутствии мужчин без повода и служить конвейером для производства детишек. Процесс зачатия разумеется так же предельно греховен, а посему женщина по умолчанию считалась сосудом греха и все ее права заканчивались там где начинался кулак любящего мужа. Прибавьте запредельную богобоязненность общества в котором колдовство считалось настолько страшным грехом, что на него не распространялось большинство юридических поправок. Представили себе эти веселые деньки? Разобрались со средой обитания в которой с детства варился Мэтью Хопкинс? Отлично.

Witchfinder general'ом (главным охотником на ведьм) Хопкинс начал работать в марте 1645-го и продолжалась ровно два года - до самой смерти героя нашей заметки. Перед началом своей карьеры обличителя Зла (тм) Мэтью на полученное наследство приобрел постоялый двор, так сказать отступные. Англию в это время пожирает религиозная борьба и гражданская война, люди ищут спасения хотя бы в духовном плане. А еще не так давно отгремел процесс над ланкастерскими ведьмами. Теток оправдали, но осадок остался. А на пуританском востоке Англии осадок принял размах истерии. Здесь-то и пригодился Мэтью Хопкинс, который стал помощником некоего Джона Стерна, выступившего обвинителем на челмсвордском деле о колдовстве. Опять же, подчеркиваю, суды были светскими, а из-за войны в стране еще и с участием присяжных. Никаких попов, никаких кровавых инквизиторов с перекошенными лицами.

Сложив два и два Мэтью Хопкинс сколотил небольшой отряд охотников на ведьм, стал колесить по родным краям и бороться со злом. Пытки на тот момент в Англии уже были запрещены - даже знаменитое испытание водой, а потому Мэтью приходилось идти на всяческие ухищрения за которые ему сегодня могут сказать "спасибо" узники Гуантанамо, например. Лишение сна, запугивание и специально обученные барышни с тупыми ножами и иглами - вот каков был скромный арсенал вичфайндера. Парламент, получая доклады о деятельности Хопкинса, конечно же подозревал что тот пользуется и некоторыми запрещенными методами, но поделать с этим ничего не мог. Получивший же в свою очередь от Парламента походную грамоту дававшую ему власть на любые перемещения и осуществление своей деятельности Хопкинс не стеснялся выписывать городам и селам счета за свои услуги. Не считая компенсации за дорожные расходы, постой и питание ценник мог варьироваться от одной чудовищной суммы к другой - в зависимости от сложности дела. Сбор и анализ доносов, допрос подозреваемых и поиск "меток Дьявола" на их телах, амортизация орудий труда и организация казни, все это щедро оплачивалось. Дошло даже до того что в городке под названием Ипсвич ввели специальный налог на нужды охотников на ведьм. А вот в Грейт-Стотоне денег для Хопкинса зажали. Но чаще отважного паренька в высокой шляпе встречали и провожали как спасителя. Глупость? Отнюдь. Хопкинс прекрасно знал людей с которыми ему приходилось "работать". И уж если подозреваемую осуждали - она принимала приговор, сознавалась во всем что про нее наговорили соседи и ждала казни как единственного способа очиститься от грехов и предстать перед Господом. Односельчане считали точно так же. Звучит невероятно, но так люди и жили. В их защиту осмелюсь сказать что узнай они о похождениях нынешних школьников, сочли бы что речь идет об оргиях в Пандемониуме, а не о милых маленьких ребятишках.

Одновременно со своей работой Мэтью Хопкинс настрочил бестселлер под названием "Раскрытие ведьм", где подробно поделился основами криминалистики и собственным опытом по отлову ведьм. Книга дошла аж до Новой Англии (будущие Соединительные Штаты Америки), где в славном городе Салеме она использовалась как руководство в местном громком процессе над салемскими ведьмами, еще одним прекрасным образчиком когда светскому суду в голову ударяет мракобесие. В Англии же Хопкинс успел порядком достать многих уважаемых людей и сам был обвинен в колдовстве, однако избежал суда и преспокойно себе уехал в Маннигри, где на заработанные деньги отгрохал себе солидный дом и спокойно мог плевать в потолок. Умер главный охотник на ведьм там же, от туберкулёза, не дотянув до тридцатника, что было не такой уж и редкостью среди его современников. След оставленный Мэтью Хопкинсом в истории прослеживается до сих пор, а использование его образа в искусстве началось едва ли не сразу после смерти вичфайндера. Так, например, согласно одной версии он был колдуном и Антихристом не терпящим конкуренции от ведьм, согласно другой у Мэтью когда-то была возлюбленная, но она оказалась ведьмой, что и послужило для крестового похода против женщин вообще. Смерть Хопкинса так же была завернута в красивую обертку - дескать он сам был допрошен по его же методике, а затем казнен. Самое смешное что распространители этих баек скорее всего лично присутствовали на похоронах охотника, которые случились на кладбище церкви Св. Марии в Мисли-хит спустя несколько часов после того как он отдал Богу душу.

Так кем же был Мэтью Хопкинс, главный охотник на ведьм? Сегодня мы можем видеть в нем свирепого маньяка, женоненавистника и религиозного фанатика-садиста. Но среди пуритан было нормой считать женщину бесправным греховным созданием которое надо систематически бить во избежание искушений. Религиозный фанатизм у сына священника так же слабо прослеживается - об этом говорит факт написание его книги достаточно сложного юридического характера и отсутствие церковного сана. Закрадывается мысль, а не был ли мистер Хопкинс "пробудившимся" ловким предпринимателем, который воспользовался ситуацией в стране и тем что сограждане представляли из себя безвольных баранов, глядя на которых невозможно удержаться от того, чтобы не нажиться с них? Сумма которую в среднем Хопкинс брал с населенных пунктов за свои услуги составляла 20 фунтов и не шиллингом ниже. Тогда это было целое состояние, а сегодня это приблизительно семь тысяч фунтов по курсу. Тоже не мало. Умножьте на количество осужденных и казненных усилиями Хопкинса и скажите, вы бы отказались съездить в соседнюю деревню и посмотреть на голых баб, а потом получить за это семь тысяч фунтов стерлингов, ресторанный паек и бесплатный билет до дома? Какой тут к черту аскетизм с такими деньжищами, пусть даже гонорар придется делить на троих?

Оставлю вас наедине с этим вопросом и с небольшим образцом искусства где применили образ Мэтью Хопкинса:

image Click to view



Всего вам доброго.

музыка, познавательное, мега-личности, madness, публикую всякое с подачи трудящихся, видео, заметка

Previous post Next post
Up