Добрый день, друзья. Хочу поделиться с вами очередным отсмотренным онемэ, которое признал достойным. Что, как вы знаете, большая редкость - я сужу онемэ не по накалу национального колорита (за него я скорее осуждаю), не за "глубокомысленный подтекст" (следствие первого пункта, а стало быть интереса не представляет для нормального человека вовсе) и уж точно не за фансервис, от которого меня тянет блевать. Любое движущееся и озвученное произведение я расцениваю как самый настоящий фильм - плохой или хороший. Впервые усевшись смотреть Гуррен-Лаганн я его разнес в пух и прах, и забраковал. Ничего кроме нарочитой японской идиотии и роялей в кустах я там не увидел. Однако! Не так давно за сей продукт взялся уважаемый товарищ
juriskhan, взглянувший на предмет сегодняшней заметки с совершенно другого угла. По его комментариям по ходу просмотра я сначала заподозрил, что мы смотрели разные онемэ, но нет, оказалось одно и то же. Только с разных ракурсов. Заборов лень и вскочив на велотренажер (для достижения нужного ракурса. ну и чтобы не сидеть отелепнем почти тридцать серий) я принялся смотреть все по новой, постепенно лишаясь сомнений - да, как-то я не так раньше этот анимационный сериал смотрел.
И так, понеслась.
Давным-давно, глубоко под землей жили люди. Жили они там и как это у людей бывает со временем перестали интересоваться вообще чем-нибудь кроме своих подземных пещер, в которых из развлечений - обвалы и землетрясения да заунывная работа ради выживания. Согласно канонам жанра в одной из таких подземных деревень мыкает горе малолетний бурильщик по имени Симон - сирота (что по меркам местных - норма, см. "землетрясения") и по совместительству любитель задаваться вопросами, которыми пролетарий-ударник его уровня задаваться не должен. Крамольные мысли Симона в стиле "я что, работаю исключительно за еду?" все время подогревает борзый подросток Камина - лидер, а по сути единственный член созданной им банды Гуррен-Дан. К сожалению в рамках сериала совершенно не раскрывается за какую именно работу (и за работу ли?) Камина получает свою зарплату котлетами из жутких тварей - кротосвиней, выполняющих в подземных деревнях функцию домашнего скота. Собственно за угон стада кротохряков с целью добраться до "потолка" и пробурить его Камина в самом начале завязки и заезжает в изолятор временного содержания. Принимавшего в этой акции передовика бурения Симона журят и отпускают дальше выполнять дневную норму. Если бы не отпустили, все сложилось бы известным макаром. Но сказка только начинается. В дополнение к недавно найденному во время увлекательного рытья нор бурообразному брелку Симон обнаруживает под завалами гигантскую голову-робота и принимает решение поделиться находкой со своим дружбаном, заодно устроив ему досрочное освобождение.
Трое в жопе, не считая крота.
С этого момента и начинается феерическое приключение, в буквальном смысле сваливаясь на голову. Деревню атакует злобного вида зубастый механоид, а механоида в свою очередь атакует наглая рыжая девка в весьма откровенном наряде, вооруженная двухметровым карабином. Чуя пятой точкой что сейчас случится что-то нехорошее, троица - так случилось что только Симон, Камина и девка не растерялись - решаются прибегнуть к последнему средству, а именно - к найденной Симоном голове, которая как и напавший на деревню монстр - боевой пилотируемый робот. Резонно будет заметить, что у гопника, бурильщика и невесть откуда свалившейся девки познания в области управления мехами нулевые. Немедленно вспоминается советский анекдот:
Леониду Ильичу Брежневу докладывают, что США развязало третью мировую войну. Брежнев не будь дураком - бежит в секретную комнату с секретным пультом, на пульте множество кнопок и под каждой подписано название страны.
- Америка-Америка, где же эта проклятая Америка?! - ищет нужную кнопку Леонид Ильич. А затем ударяет по всем кнопкам, как по клавишам пианино. - Э-это день побе-е-еды!
Схватка, пусть пока и не эпичная, но заканчивается в пользу людей. Но главное не это, главное что поверхность - существует и все эпичные (а так же сверхэпичные) схватки еще впереди. И все заверте...
Распространяться далее по поводу сюжета я не намерен, а вот прокатиться паровым катком по начинке сериала - пожалуйста. Что мы имеем? Классическую на первый взгляд меху при участии подростков - раз, псевдопостапокалиптический сеттинг - два, обильное наличие фансервиса - три. Не самое удачное сочетание, согласен. Можно сделать скидку на современность онемэ, можно не делать. Но лично меня в предыдущий просмотр первые пять серий именно этим сочетанием и взбесили, от чего дальнейшее наблюдение сменилось прослушиванием в полуха и отрицательно сказалось на оценке. Конечно, множество вопросов осталось и сейчас, и им не затеряться в тени обнаруженной осмысленности произведения. Но это - если придираться. А если придираться, то возникнет еще больше вопросов, только уже глубоко философских и нравственных по своей сути. Узнав по ходу действия центральную идею Гуррен-Лаганна каждый вменяемый человек спросит - что авторы хотели сказать?
У меня сложилось впечатление, что имеет место очередная проекция несбыточных мечт желтолицых чертей. За века изоляции в рамках своего пятна на карте мира японцы привыкли думать что они самые умные и красивые, а остальные - необразованные дикари и недочеловеки. Спроси любого японца сейчас и он тебе так и скажет: тот кто не говорит по-японски - не человек. Кроме мыслей о собственном превосходстве в Японии под строгим надзором милитаризованного некогда правительства так же выработались и насквозь прагматичные взгляды. У азиатских народов это общая расовая способность, но японцы переплюнули всех своих "собратьев" - нигде в мире больше нет такого строгого учета всему и вся. Вот и в обозреваемом онемэ имеет за кадром место мудрая и древняя цивилизация, внезапно осознавшая что на определенном пике её развития вселенная возьмет да и схлопнется. Капитально окуклившись, дабы как говорится "начать с себя", эта мега-цивилизация конечно же решила взять на себя ответственность и труд - не дать развиться другим до критической отметки. Добрались они и до Земли, где вредные людишки совершенно не хотели внимать радикальным методам решения проблемы и даже оказали сопротивление. Дикость какая! Кстати, при таком разрезе глаз получается что не бездуховные США, а именно Япония - страна эльфов. В какое фэнтези не плюнь, там эти ушастые выжившие из ума дегенераты только и делают, что пытаются всех учить как надо жить, используя в качестве аргументов крики о собственном превосходстве и ничтожности прочих. А что? Маленькие, странного цвета и основным оружием воина считали лук - чем не эльфы?
Только когда популяция людей в ходе безжалостной войны свелась к минимуму великодушный противник размножения отступил, оставив все на самотек и - о чудо! - дикие людишки, а точнее один из лучших представителей расы, проникся идеей возможности схлопывания вселенной и учредил на Земле свои порядки. Порядки простые - сдерживать размножение человеков до известной отметки, а так как добровольно никто на убой не пойдет - создать естественные условия.
Охотники на привале.
Пользуясь остатками технологий самопровозглашенный правитель по имени Лорд Геном создает армию монстров, так называемых зверолюдей, и снабжает их боевыми механоидами с единственной целью - периодически совершать набеги на людские поселения для снижения поголовья потенциальных уничтожителей вселенной. Не хочу вдаваться в подробности, но это же классическая практика заинтересованности унтерменшей в арийских идеях и крайне выгодное для мега-цивилизации решение - мы их научили, а дальше они пусть сами себя режут. И вроде как уже никто и не виноват, все по обоюдному согласию. Изначальный вопрос немножко видоизменяется - что авторы, с теплотой вспоминающие былых союзников, хотели сказать? Ответа опять нет, потому что главные герои действуют иной раз совершенно не по-японски, что выдает лишь авторскую заинтересованность и морковку съесть, и на лошадке покататься.
Так что же по итогам, спросите вы? Почему это стоит смотреть?
По итогам, если не брать во внимание подтексты (как отсутствующие так и присутствующие), это необычно оформленная история с самым обычным и доступным даже для самых маленьких посылом - есть ради чего расти над собой, есть ради чего бороться и есть вещи, за которые можно пожертвовать собой. Живой или умирающий - человек обязан сражаться до конца. Отбросив внешний лоск и особо упоротые моменты с приступами дурашливости у центральных персонажей Гуррен-Лаганн получается достаточно мрачной сказкой, где путь героя полон тяжких лишений, решения не всегда просты, а те кто за героем следуют могут не дожить до счастливого конца. Мир в любой своей форме полон опасностей, люди склонны менять свое мнение и всегда требуют чего-то сверх, вчерашний враг вполне может стать нежданным союзником, а хороший солдат - не всегда хороший руководитель. К сожалению за яркой и красивой картинкой ничего этого поначалу совершенно незаметно, а для людей которым онемэ чуждо как явление и вовсе будет многое непонятно - вроде ведутся разговоры о судьбах мира, а все кругом выглядит как в пряничной лавке. Да, Гуррен-Лаганн лишен претензий на пафос как известный Евангелион, нет в нем и аналогичных потуг пояснить происходящее в околорелигиозном ключе и отсутствуют гротескные, высеченные из камня мрачные образы. Он берет масштабностью и персонажами. Все действующие лица создают впечатление живых людей со своими идеалами, тараканами и способностями. Пусть некоторые утрированы для наглядности, но большую часть экранного времени не покидает чувство что речь идет про твоих знакомых или про соседей, если конечно, твои соседи не полные придурки.
Tengen Toppa Gurren-Lagann к просмотру категорически рекомендую. Почему? Да потому что раздавать пинки здравому смыслу - вот мое призвание!
p.s. - если логотип банды Гуррен-Дан вам ничего не напомнил, то имя Брайн Кит Холланд вам так же ничего не говорит.