Утром телевизор сказал, что сегодня 13-й лунный день, завтра полнолуние. А значит, уже месяц, как я была на празднике Полнолуния в древнейшей столице Шри.
Перед поездкой все, что я успела прочитать о Ланке, это ветку на форуме Винского, которая называлась "Как бесплатно попасть в Поллонаруву". Там делились впечатлениями, как внутрь попадали перерезав колючую проволоку, потом убегали от контролеров внутри комплекса и от охранников на выходе из него. Суть сводилась к тому, что бесплатно можно, но не стоит, а вот сам комплекс обязательно стоит визита. К тому же он был наиближайшей достопримечательностью - всего 69км - к восточной части острова, где мы взяли отель, поэтому я решила, если не срастется с другими экскурсиями, в Поллонаруву поехать обязательно.
Я уже писала, что на выходные в отеле было много местных и гид сказал, что сейчас главный праздник Полнолуния. На Шри-Ланке отмечают все 12 полнолуний, но два главные- майское, когда Будда родился и июньское, когда Будда приехал на Цейлон и привез свое учение.
Мы как раз выбирали день для экскурсии, и гид предупредил, что во вторник в Поллонаруве будет много людей из-за праздника, и, если ехать во вторник, нужно будет одеться в белое как дань уважения. Мы согласились и выбрали именно вторник. Два дня сидели как на иголках- гид не мог найти машину с бензином, предлагал перенести на другой день, мне очень хотелось именно в праздник, иначе бы я просто не поехала. Наконец, утром гид отписался, что ему удалось заправиться и машина будет, правда после обеда. С утра искупались, нарядились. Волновались, застанем ли праздник и что он собой представляет. Вдруг все закончится к нашему приезду- все-таки ехать 2 часа.
По дороге видели много очередей за традиционной праздничной раздачей еды. Я ужу писала- стоят не только нищие, богатые тоже стоят- это традиция
Экскурсия началась с музея. Билет на весь комплекс с тремя отрывными корешками стоит 9500 рупий или 25 долларов с человека. Вся экскурсия нам обошлась 130, причем с гидом. Сначала хотелось сэкономить и просто поехать на такси, но это было бы не меньше 60, т.е 110 с билетами. Гид был очень полезен, без него бы столько не узнали, и благодаря экскурсии нас возили между важными точками. Те, кто ходил сам, судя по форуму Винского, ходили по огромному комплексу пешком.
Самое интересное, как ни странно, оказалось в музее, но там категорически нельзя фотографировать. Например, там были реконструкции разрушенных зданий и многие другие вещи. Такие, как макет самой древней в Азии больницы, которой сейчас вообще не сохранилось, но именно из-за больницы этот комплекс является объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
Сам комплекс выглядит так. Фото много ставить не буду, чисто самое-самое. Хотя впечатлил очень, снимала много деталей. Гид сказал, что камни черные из-за пожара, а просветы между камнями от сгоревших деревянных деталей Людей, кстати, было не слишком много
Древнейший туалет с канализацией
Бассейн на подземных водах. Очень красивый
Детали
На территории несколько храмов зуба Будды. Каждый правитель, приходя к власти, строил новый храм Будды, больше и лучше прежнего. В каждый можно зайти, но только босиком. Гид очень строго следил за этим, а еще за тем, чтобы никто не фотографировался спиной к Будде.
По дороге я просила показать растущие лотосы, но гид расстроил- их можно увидеть только рано утром, потом все срывают и несут Будде. Вот здесь я их и увидела.
Это была первая часть комплекса, потом мы поехали к ступе, что на первом фото. На Шри-Ланке есть всего одна ступа, в которую можно войти внутрь, но она где-то на юге. Возле этой ступы было несколько ниш со статуями Будды и столов для приношений. Меня удивила обувь среди цветов. Гид пояснил, что это для освящения. Люди оставляют обувь, обходят вокруг ступы и забирают.
Возле ступы полчища обезьян.
Несколько раз нам напоминали, что это черные обезьяны. Не макаки!, не перепутать)
Деловые, но пугливые.
Это гид показывает дерево Бодхи (баньян), которое растет только возле храмов. Т.е., по его словам, строят храм, сажают дерево Бодхи. Больше нигде его нельзя увидеть. Не знаю, прав ли он- как-то не верится, что дерево не может вырасти в других местах, но говорил он очень убедительно.
Третья локация комплекса. Тут-то и пригодились наши белые одежды. Здесь нам повезло застать процессию, которая несла цветное полотнище как раз к ступе, где мы перед этим были. Полотнище должны будут обернуть вокруг ступы.
В тени отдыхают те, кто не участвует в процессии.
Похоже, процессия начиналась отсюда- от трех статуй Будды. Гид сказал, что статуи высечены из цельных монолитов и за ними в скале устроены каналы для воды, чтобы током воды поддерживать постоянную температуру гранита и уберечь его от растрескивания от перепадов температуры
На этом фото главный объект не статуя )
Вот этой статуе гид уделил особое внимание. Здесь Будда в нирване- он умер. Подсознательно "нирвана" воспринимается как покой, но гид несколько раз акцентировал, что здесь он именно в нирване и именно умер, а не спит. Кстати, предлагаю угадать, по какому признаку определить в лежащем Будде спит он или умер.
Напоследок гиды пошли перекусить, а мы воспользовались паузой и выпили свежий сок из странного зеленоватого апельсина.
Покидали Поллонаруву уже поздно вечером вместе с ланкийцами и стало понятно, почему даже в праздник не было обещанного столпотворения. Многим, кто хотел бы приехать, было просто не на чем. Большинство приехало просто на тракторах. Кстати, этим объясняется повышенный интерес к нам, белым. Приезжие были из деревень, где не бывает туристов и мы были такой же диковинкой, как их праздник для нас. Что ж, "людей посмотреть и себя показать"- примерно так получилось)