процесс

May 18, 2010 13:44

Знакомый приехал из Китая и с удивлением рассказывал: когда покупал игрушки в магазине, на каждого плюшевого мишку ему выписывал чек отдельный продавец (видимо, чтобы каждому засчиталась комиссия), а в конце кассир долго разбирал эти бумажные квитки. В штатах этих несчастных мишек проводят через сканер за две секунды, ещё две секунды на оплату карточкой, комиссия продавцам распределяется незаметно для покупателя и не задерживает его на полчаса.

Можно отчасти объяснить это китайской спецификой - человеко-часы и продавцов, и покупателей ничего не стоят, поэтому никто особо не парится. Но когда тривиальные операции, на которые обычно тратишь пару секунд, вдруг начинают отнимать часы, это неприятно поражает.

В России похожая на китайскую система - вроде и оборудование есть, всё удобно расставлено, светло, чисто. Тем не менее, шаг в сторону - попросить в магазине их же собственную подарочную карточку. Продавщица уходит на полчаса выяснять, что это такое - на кассе затор. Приходит, ещё полчаса заполняет что-то от руки, рядом простаивает навороченный кассовый аппарат. Ладно, в Сбербанке, допустим пипец, даже 20 баксов обменять полчаса от руки квитанцию выписывают, но это госбанк, им клиенты не нужны - над рабами-бюджетниками можно издеваться сколько угодно. Или простая идея, что для нормальной экономики прежде всего нужны нормальные дороги, а потом уже всё остальное. Но чисто коммерческие организации ведь тоже тормозят!

Например: ещё в бСССР принято самим упаковывать продукты и платить за пластиковые пакеты. В штатах это делают специальные люди и пакеты бесплатные. В штатах живут добрые ангелы? Нет, просто люди посчитали, что чем быстрее покупатель уберётся с кассы, тем больше людей в день можно обслужить, и значит специально натасканный человек должен быстро распихать ваши продукты по бесплатным пакетам, это окупит и его зарплату, и грошовые пакеты десять тысяч раз.

В России до этого либо пока не додумались - что вполне объяснимо, ведь многие нормальные инструменты бизнеса (вроде обязательной авто-страховки, ипотеки, кредитных историй, и т.п.) только-только появились, и процессы только налаживаются - либо посчитали, что маржа с каждого покупателя настолько мизерная, что дополнительные покупатели не окупят пакеты и обслугу. Но везде можно видеть, как стоит какое-то навороченное оборудование, а рядом бабка щёлкает на почерневших счётах.

Мораль: модные железяки хороши только тогда, когда с ними идут отлаженные процессы и организация, расшивающая все узкие места. Технологии организации процесса настолько же важны.

скукота, процесс

Previous post Next post
Up