Джоэл, которому давно пора переименовать свой сайт из joelonsoftware.com в joelonrunningabusiness.com
поделился наблюдениями про сломанные и порочные системы бонусов продавцам в некоторых американских магазинах. Сами по себе истории интересные, но обобщения какие-то странные: сначала пишет, что (цитата) "бонусы и комиссии никогда не работают, потому что люди всегда найдут способ обмануть". А в конце статьи, оказывается, всё очень просто: у него в компании бонусы и комиссии работают, потому что он запрещает своим людям обманывать. А если они не слушаются, он их увольняет. Типа, очень простое и надёжное решение проблемы. wtf???
На самом деле, никакой отдельной проблемы бонусов и комиссий нет, как и нету простых идиотских решений. Это обычное управление людьми. От любого владельца кафе безо всяких там бонусов и продаж можно услышать бесконечные истории про тихое воровство, подмену продуктов на дешёвые, порции меньше положенных и прочие удивительные подпольные схемы обогащения. По сути, ничем не отличается от Джолевских историй. Как с этим справляться, как измерять производительность подчинённых и пресекать все обманы? Никаких простых решений тут нет. Разговаривать, наблюдать, поддерживать нормальный настрой в команде, ставить такие цели, к которым людям нравилось бы стремиться, платить не меньше конкурентов. Слава богу мне не приходится управлять уборщицами, посудомойками или специалистами по впариванию кредиток на бензоколонках. Образованные люди с мало-мальским доходом больше держатся за свою работу и менее склонны к авантюрам.
З.Ы. Ну и конечно же основы, о которых даже не говорят, потому что вроде как само собой подразумевается. Не распиздяйничать. По злой прихоти судьбы, считается что для студентов или работников просирать, опаздывать или разруливать срочные семейные дела это в какой-то мере приемлемо. Но для менеджера или препода такие вещи просто неслыханны. Например, в штатах препода или даже лаборанта, который опоздал пару раз на 10 минут, считают за говно, он надолго получает соответствующую репутацию. Но студенты могут приходить когда хотят: типа, клиенты, платят деньги, их право. Программер может просрать сроки или уйти в отпуск, какой с него спрос. Но для менеджера вытворять такие вещи, путаться в сроках, задачах или задерживать зарплату просто неприемлемо: глядя на него, все начнут так делать, пропадает авторитет, всё рассыпается. Каждый уже думает не о деле, а о том как бы урвать лишний кусочек себе хоть как-нибудь.