Мастер и Маргарита

Apr 10, 2024 09:44

Давненько не писала я рецензий. И вот мы посмотрели Мастер и Маргарита, два с половиной раза, потому что первый раз мы смотрели в два захода, второй раз получился только до половины, зато третий был самый правильный от начала до конца. И да, соглашусь с критиком, который сказал, что давно не сидел два часа и не хотелось взять телефон. Мнения наши разошлись, я была в восторге и остаюсь с мнением, что мне скорее понравилось, а Лешка разочарован, потому что это не Бортко. Тут не поспоришь, потому что режиссер-то другой. А мы знаем, что у «всех тот дьявол, которого он заслуживает».

Насколько я помню, фильм задумывался, как рассказ о Воланде. Иностранец приезжает в Москву изучать людей, которые возвели атеизм в религию, и, конечно, «натворит неописуемых бед». Так и Булгаков писал сначала «Черного мага», а потом не удержался и рассказал нам о любви. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Вот и режиссер не удержался и фильм «Воланд» стал «Мастером и Маргаритой», как и «Черный маг», как и пьеса «Пилат» у нового Мастера все равно становится романом о настоящей, вечной любви. Только вот на земле ее нет, и поэтому герои всех этих рассказов умирают и остаются вместе только в неземном покое.

И в фильме это получилось пронзительнее, чем в романе и «у Бортко», и в жизни Булгакова, который, если вы помните, прожил со своей Маргаритой семь лет и был счастлив.
Мастер в фильме хорош, трогателен, трагичен, обаятелен и талантлив. И от мужа можно к такому уйти, «если муж надоел».

Пилат в фильме тоже хорош. Особенно хороша латынь. Это отметили все наши знакомые, знающие латынь. Иешуа в фильме немного, он не мешает, он не параллелится с Мастером, что непривычно, но показывает его мастерство и талант.

Главное разочарование - это как раз Воланд и его свита. Как только они появляются на экране, действие как будто включают на быструю перемотку. Они наводят неописуемую суету, тараторят, кривляются, размахивают руками. Где спокойный, уверенный Воланд, который «играет не из денег, а только б вечность проводить», где неугомонная парочка Коровьев и Бегемот. Бегемот кот-дистрофик без обаяния и шарма, а Коровьев, которого я так ждала (люблю Колокольцева), превратился из шекспировского шута в рыжего кривляку-клоуна, и кто этот Чингиз-Хан, затмивший злого ангела Азазеля. Весь этот «антураж» во главе с дьяволом хотелось бы поставить на медленное воспроизведение, если бы желание избавиться от них не было столь сильным. Может быть, это такая задумка. Ведь жители Москвы тоже хотели от них избавиться побыстрее.

Наверное, разочаровывает суетный Дьявол, переставший тосковать по небесам, с которых упал. Я вспоминаю разговор из нашей любимой книги «Клуб Дюма или тень Ришелье» А.Переса-Реверте:

Ты веришь в дьявола?
- Мне платят, чтобы я верил. Во всяком случае, до тех пор, пока не доведу эту работу до конца. … Мой Люцифер - из вторых рук.
- И какого же ты предпочитаешь? Из Данте?
- Нет уж! Слишком ужасен. Слишком средневековый, на мой вкус.
- Тогда Мефистофеля?
- Тоже нет. Слишком лощеный, с замашками лукавого и ловкого адвоката… К тому же я не доверяю тем, кто вечно улыбается.
- А тот, что появляется в «Братьях Карамазовых»?
Корсо сделал вид, что принюхивается, ища, откуда идет дурной запах.
- Мелковат. И вульгарен, как подручный в лавке старьевщика. - Он на миг задумался. - Скорее всего, я отдал бы предпочтение мильтоновскому падшему ангелу, - Корсо глянул на нее вопросительно. - Именно это ты желала услышать?

Так вот мы получили даже не Булгаковского любимого Мефистофеля (его, наверное, играл Гафт в старом фильме), а мелковатого, вульгарного черта из больного бреда Ивана Карамазова. Он носится по Москве и раздает плохие советы: «лечите подобное подобным», «никогда не просите ничего, гордая женщина». Он помогает только Мастеру, потому что, как и любой литературный дьявол «ценит в людях: храбрость, независимость… А также - страсть к знаниям и ум». Да и помощь дьявольская. Он доводит писателя до тюрьмы, больницы и самоубийства.

Нравится Маргарита, слабая и сильная только в своей любви, как Бьендетта у Жерара Нерваля в романе «Влюбленый дьявол». Неуловимая, бестелесная, она задерживается на земле только ради того, чтобы умереть не от отчаяния, а ради любви. Подарок Сатаны - вечный покой рядом с любимым. Вы заметили, что Булгаков поднял планку для любящих женщин. Раньше от нас требовалась всего лишь поездка в Сибирь, теперь мы должны продавать душу сатане, а тело отдавать «висельникам и убийцам» для ранящих поцелуев.

Справедливости ради скажу, что у актера, играющего Воланда, сатана получился. Только вот режиссер испугался и заставлял его тараторить и побыстрее прогонял с экрана. А так мы бы имели прекрасного Сатану. Все видящий, внимательный, не сочувствующий взгляд, манера говорить и просто сидеть. Хотелось подольше наблюдать за ним. Ведь, когда он не на земле, «он угрюмый и молчаливый. Он скучает. Сидит на троне в пустой зале - посреди безлюдного и стылого царствами еще очень однообразного - там никогда ничего не происходит». (А.Перес-Реверте) Булгаков не испугался и написал свою версию Евангелия, Мастер не испугался и написал роман (пьесу) "Пилат". А режиссер испугался и Воланда мы так и не увидели.

Итак, моя копилка пополнилась еще одним дьяволом, еще одной историей любви и еще одной историей книги в книге, в фильме, где герой и автор встречаются и помогают друг другу пережить окружающую реальность. Или не пережить, и тогда герой остается, чтобы рассказать нам версию побежденного автора, дожить за него, стать важнее, чем автор для тех, кто сейчас открыл книгу и впервые в жизни начинает читать: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Булгаков, Мастер и Маргарита, А.Перес-Реверте, книги

Previous post
Up