Рассказ о том, как германский христианский рыцарь повстречал греческую богиню

Jan 27, 2015 11:54

и что из этого вышло.

Жил да был Тангейзер или Tannhäuser. Он был поэт-песенник или миннезингер. Он жил в XIII веке в Германии и сейчас уже сложно сказать, где в истории его настоящая жизнь, а где легенды.



Tannhäuser, from the Codex Manesse



Боле-менее точно можно утверждать, что родился он в начале XIII в. и не дожил до 1273 г. Историки пытались связать его с австрийско-баварским домом баронов Тангузенов, но точных сведений на этот счет нет. Есть его изображение в форме крестоносца. Возможно тогда он вместе с Фридрихом Вторым, императором германским участвовал в крестовом походе 1228 года. Одна из легенд связывает его имя с именем Папы Римского, наверное, это был папа Урбан IV. Как известно, Фридрих с Римом не ладил, соответственно и Тангейзер тоже.
Австрийский герцог Фридрих Воинственный (der Streitbare) пожаловал Тангейзеру деревню и имение, о чем поэт пел всем, кто был готов слушать. Дальше в песнях говорилось, что после смерти герцога поэт «проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня». Тангейзер написал об этом множество баллад и разгуливал с ними по стране.

Песни Тангейзер сочинял своеобразные - плясовые, называемые «Leiche», что говорит о его легком нраве и жизнелюбии. Ученые исследователи пишут, что Leiche - «песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента». Пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с «верною Кунигундою» - вот о чем пел Тангейзер.

Когда он умудрился написать еще и трактат о правилах поведения, я не знаю. Хотя я его не читала, может быть, это и есть те стихи в духе Григория Остера, тогда почему бы и нет. Когда ты поешь перед поедающими руками мясо людьми, наверное, у тебя в голове рождаются какие-то требования. Ну хотя бы чтоб они не плевали в твою сторону.

С именем Тангейзера связана красивая легенда. В ней Тангейзер идет мимо горы Герзельберг. Гора эта называлась в народе горой Венеры и была в ней загадочная пещера, где слышался шум поземных ключей. Впечатлительные германцы вместо того, чтобы наслаждаться этим шумом, услышали в нем стоны грешников и решили, что это ни что иное как вход в чистилище. Однако для романтики поселили в эту пещеру прекрасную богиню Гольду. Богиня была языческая и к христианским грехам относилась не так критично. Иногда Гольду называли Венерой и тогда было совсем не страшно. Вот однажды шел Тангейзер мимо этой горы на состязание поэтов и увидел прекрасную богиню, которая манила его в темноту пещеры.



Картина Джона Коллиера, 1901

Поэт не заставил себя долго уговаривать и пошел за ней. В пещере он прожил семь сладких лет.



Но христианство никогда не позволяет насладиться жизнью без вины. Как говорил папенька одной киногероини: "Страданиями душа совершенствуется", а вовсе не забавами с frau Venus. Поэт вспомнил о душе, которую он губит, вылез из пещеры и направился к Папе Римскому за прощением.



Тут и появляется в легенде Папа Урбан IV, который прощать распутника не собирался, а сказал, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника.



Поэт расстроился и пошел искать утешения у прекрасной богини Венеры, а тем временем папа нашел свой посох в цветочках и листиках. Папа послал за прощенным поэтом, но поздно, менестрель скрылся в пещере до Страшного Суда. Тогда у входа в пещеру поставили доброго гения Эккарта, который никого больше не должен впускать внутрь, от греха подальше.



Сначала Тангейзер пел о себе сам, потом этим занялись другие поэты - Гейне, Эйхендорф, Новалис, Гофман и так далее.

А потом Вагнер написал оперу.

image Click to view


Венера заманивает Тангейзера.

image Click to view



Интересное постхристианское прочтение. Вряд ли менестрели в 15 веке, которые пели о Тенгейзере представляли себе Венеру такой. В одной статье я прочитала "дьявольская богиня Венера". Хуже только бог Ваал, наверное...

В опере все совсем страшно, и плохо кончается.



О.Бердслей

То ли дело Гейне. Тангейзер возвращается к своей богине.

Подан ужин, и хозяйка
Гостю кудри расчесала,
На ногах омыла раны
И приветливо шептала:

- «Милый рыцарь, мой Тангейзер,
Долго ты не возвращался;
Расскажи, в каких же странах
Столько времени скитался?»

- «Был в Италии и в Риме
Я, подруга дорогая,
По делам своим, но больше
Не поеду никуда я.

Вот опять теперь вернулся
Я к тебе, к моей Венере
И до гроба не покину
Я твоей волшебной двери».

семинар по субботам, книги, музыка

Previous post Next post
Up