Аптекарь Кёлер

Feb 13, 2012 09:19

Старый афоризм "Немцы напридумают, а русский человек мучайся" скорее всего не имел отношения к аптечному делу, где немцы занимали достойное место.



1913 год

В 1915 году "Всеобщий путеводитель по Москве и окрестностям" писал: "Аптеки - их нет лишь на редкой улице в Москве.
При многихъ постоянныя дежурства врачей. Центральныя аптеки: Феррейнъ - Никольская, Полянка;
Кёлеръ - Маросейка. Гомеопатическiя аптеки: Вагнеръ - Маросейка; Форбрихеръ - Петровка..."

Но и к 1901 году аптек и магазинов аптечных товаров было уже великое множество.
Конечно, первое место в аптечном производстве принадлежало семейству Феррейнов, но в Москве с 1862 года было налажено еще одно, не менее мощное химико-фармакологическое предприятие. И принадлежало оно Фридриху Карлу Кёлеру.



Роман Романович (согласитесь, не называть же его Фридрихом Карлом) Кёлер родился в 1838 году. О детстве и юности его нам ничего не известно. Биография его начинается с работы провизором в аптеке Феррейна. В 1862 году открыл собственный торговый дом для продажи аптекарских товаров: перевязочных материалов, хирургических инструментов, химических реактивов, парфюмерии, предметов санитарии и гигиены, детского питания, колониальных товаров и специй.

Судя по всему, был он человеком умным, предприимчивым, но и увлекающимся.

В 1862 году он также налаживает собственное производство. Сначала на фабрике изготавливалось лишь несколько эссенций для улучшения вкуса водки.

Р.Р.Кёлер считается инициатором и основателем внеаптечного производства и торговли лекарственными препаратами в России. До этого лекарства производились самими аптекарями малыми партиями. Роман Романович организовал широкое производство лекарственных средств. В 1864 году он открывает первый в России завод по производству этилового спирта. Его изобретательность помогла ему постепенно начать производство множества субстанций и медикаментов, поставлявшихся до сих пор из заграницы. Кёлер был одним из первых производителей таннина (дубильной кислоты) в России. Даже заграничные производители фармацевтики признавали, что производимые Кёлером препараты были лучше и дешевле их собственных.

В 1882 году им была открыта фабрика для переработки сырых продуктов в химические и фармацевтические препараты, положившая начало фармацевтическому производству в России. Фабрика открылась в Москве недалеко от Спасо-Андронникова монастыря. На ней было налажено производство не только лекарственных порошков и таблеток, но и красок "всех цветовъ радуги в плитках, порошках, жидкие", которые с большой охотой раскупали москвичи для раскраски пасхальных яиц (и не только).
Продукция фабрики Кёлера была удостоена высших наград на Сибирско-Уральской художественно-промышленной выставке 1887 года, на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года, на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго.

Помимо фармацевтической деятельности, он разработал проект сельской лечебницы с амбулаторией, хирургическим кабинетом и аптекой, предлагавших средства первой помощи.
В 1872 году торговый дом «Роман Кёлер и К°» даже представил этот проект на Московской политехнической выставке. Лечебница Кёлера получила диплом и золотую медаль, а также удостоилась особого внимания Императора Александра II, посетившего выставку.

Именно Кёлеру принадлежит идея переносных аптечек. Именно ему должны быть благодарны ГАИшники, которые так любят брать штраф за отсутствие авто-аптечки. Сам Кёлер, конечно, не мог предвидеть такого развития событий, его аптечки делились по другим признакам. Сюда относились аптечки домашние, карманные, фабричные, аптечки для крестьян, аптечки для путешествий, например, для длительных поездок на карете или на поезде.

За его успехи и заслуги в области укрепления здоровья населения Роберту Кёлеру был награжден орденом Святого Станислава и Святой Анны. Ему был присвоен титул мануфактурного советники и потомственного почетного гражданина Москвы.

В 1893 году Кёлер основал Фабрично-торговое товарищество «Р.Кёлер и К°» с основным капиталом в 1250000 рублей.



Предприятие росло, и к 1900 году Товариществу уже принадлежали несколько фабрик в Москве. Одна - за Андронниковым монастырем, на Вороньей ул., дома 15-17, в Рогожской части, (ул. Сергия Радонежского), с отделениями по изготовлению химических, медицинских и фармацевтических препаратов, искусственных ароматических веществ. На фабрике использовались паровые и динамо-машины мощностью в общей сложности в 80 лошадиных сил. В 1912 году (уже после смерти Романа Романовича) на фабрике трудилось примерно 400 рабочих, а оборот составлял 1,2 млн. руб.



Платформа "Серп и молот" (это где Венечка Ерофеев "немедленно выпил...") Видны корпуса фабрики Кёлера

Еще одна фабрика располагалась на Остоженке в Троицком пер. На этой фабрике было налажено производство фотографических пластинок.



1913 год. Угол Остоженки и Троицкого переулка

Вот еще Троицкий переулок



в сторону Пречистенки



в сторону Остоженки

Была так же фабрика в селе Хорошово, под Москвой (производство кислот, эфиров, туалетного, медицинского и простого мыла); на ст. Вербилки, Дмитровского уезда Московской губернии (стекольный завод аптекарской, кондитерской и парфюмерной посуды).



Фото со странички Бориса Сухорукова на Я.ру

Всей продукцией торговали 17 розничных магазинов в одной только Москве. "Товариществу Р.Кёлер и Ко" принадлежали торговые точки в Верхних (№103-131) и Средних торговых рядах (№1-2), а также Маросейская, с 1901 (?) Ново-маросейская аптека в доме Хвощинского - дом 9 по Маросейке.



1913



А это 1930-е. Дом с аптекой на фото с балкончиком.

На Арбатской площади в подвале дома Иерусалимского подворья так же обозначен магазин Аптечных товаров, принадлежащий Кёлеру, и в Яузском проезде, в доме Ананьина (на углу с Серебряническим переулком).

Сеть же оптовых магазинов товарищества раскинулась во всех крупных городах Центральной России и даже дотянулась до самого Дальнего Востока.

Келеру же мы обязаны бульонными кубиками, так активно рекламируемыми на нашем телевидении. Вот отрывки из рекламы, напечатанной в газете начала ХХ века:

«Кёлер и Ко» - накормит, вымоет, надушит!

«Кёлерский мясной экстракт, приготовленный из лучшего мяса, рекомендуется для приготовления мясных бульонов и разных супов».

Заодно товарищество занималось изготовлением шампуня «Сапикс», который был разрекламирован как «единственное вредоохраняющее волосы от выпадения средство». И «Кёлер и Ко» предлагает «ИДЕАЛ» - духи для избранного общества.

Об интерьерах аптек и фабрик Кёлера можно судить только по сохранившимся мозаикам склада и магазина шоколада "Товарищества Р.Кёлер и Ко" на Никольской. Ученик не уехал далеко от учителя, склад и магазин были прямо напротив аптеки Феррейна, в доходном доме графа Алексея Орлова-Давыдова.
В доме также располагался "Шоколадный магазин Кёлера", который украшали мозаики Э.Ниермана.



Хотя сейчас это больше повод для тревоги, чем для радости.



В 1904 году Роман Келер написал



http://www.archnadzor.ru/2010/03/05/parizhskaya-moda/

После революции фабрика в Рогожской части была переименована в "Фармафабрику № 12". Позже в название фабрики было добавлено имя советского народного комиссара здравоохранения Николая Семашко. В начале постсоветского периода предприятие было реорганизовано в так называемое открытое акционерное общество "Мосхимфармпрепараты" им. Н. А. Семашко, являющееся на сегодня крупнейшим фармацевтическим производителем в России

Про семью Р.Кёлера я ничего не нашла. Вроде у него была дочь, по мужу Беляева...

Умер Роман Романович в Берлине 12 апреля 1907 года, а похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

аптека Р.Кёлера, аптеки, Москва, история, модерн

Previous post Next post
Up