Последнее время я стала обращать внимание не только на архитекторов домов, но и инженеров. Их имена указываются вместе, как, например, имя скульптора и архитектора, делавших памятник, но, если в случае с памятниками, имя архитектора часто забывается, то, говоря о домах, забывают инженеров.
Богдан Михайлович Нилус окончил Петербургский Институт гражданских инженеров, дававший право строить. В Российской империи им обладали выпускники Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но Нилус архитектором быть не стремился, а служил чиновником по строительной части Министерства внутренних дел. И только перебравшись в Москву решился на это интересное занятие. Было ему тогда сорок лет. Он начал с работ “сверхштатным техником”, “электротехником”, “младшим инженером”. Его заметил Александр Мейснер, так востребованный в Москве начала ХХ века.
А потом пошли заказы на доходные дома, их у Нилуса было немало. В 1912 году появился цирк Никитиных, над которым он работал вместе с А.М.Гуржиенко. А в 1913 году началось строительство Ссудной казны в Настасьинском переулке.
Как раз к 1913 году окончилось строительство Госбанка в Нижнем Новгороде, где гражданский инженер Нилус строил его по проекту Покровского. Это был их первый совместный проект.
Нилусу тогда было 47 лет, Покровскому - 42. Два талантливых человека. У "архитектора Высочайшего Двора" Владимира Александровича Покровского к этому времени было построено множество церквей, общественных учреждений, он работал у Нечаева-Мальцова в Гусе.
В 1913 году завершилось и строительство Свято-Алексиевский храма-памятника Русской Славы в Лейпциге по проекту Покровского, Покровский сам руководил строительством этого собора, доверив постройку банка Нилусу.
Госбанк Нижний Новгород
Здания удивительно похожи.
Ссудная касса. Нарышкинское барокко, старинные русские элементы в оформлении фасада и внутренних помещений. В.А.Покровский всегда интересовался стариной. Он путешествовал в Киев, по губерниям и областям, фотографировал, собирал материалы.
Фотографии, выполненные зодчим можно увидеть на страницах первого тома «Истории Русского искусства», для которого по приглашению И. Э. Грабаря им совместно с А. В. Щусевым были написаны главы посвящённые искусству Новгорода и Пскова.
Ссудная казна - это кредитное учреждение, выдающие ссуды под залог движимости. В России первые такие учреждения появились в Санкт-Петербурге в 1729, когда указом императора Петра II было повелено монетной конторе выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей за проценты. С 1840 года в них перестали принимать в залог что-либо, кроме золота, серебра и драгоценностей, и в крупных городах появились частные ссудные кассы с грабительскими условиями. Ссуду их клиенты получали под 60% годовых, залог оценивался во много раз ниже реальной стоимости, а все более или менее ценные вещи никогда владельцу не возвращались. После появления городских ломбардов, цена кредита под залог упала, но чаще всего превышала 20% годовых.
И вот в Настасьинском переулке появляется Российская Ссудная казна. Заложили ее по случаю 300-летия Дома Романовых, завершили три года спустя.
Этот дом - настоящее украшение Москвы. Жаль, что оно прячется в переулке. Хорошо, что оно сохранилось. А, может быть, оно и сохранилось-то потому что стоит неприметное. Чтобы его получше рассмотреть, приходится переходить улицу и пятиться как можно дальше. Для лучшего обзора здание отодвинуто от красной линии улицы.
Аукционный зал казны украшает живописный сводчатый потолок. Кто пишет, что это эскизы Билибина - может, да, а может, - нет. Билибин принимал участие в росписи банка в Нижнем Новгороде, а материалов по ссудной кассе я не нашла.
Еще год после революции касса существовала. В "Записках уцелевшего" Сергей Голицын пишет о 1918 годе: "Тогда в Москве, в Настасьинском переулке, существовала Ссудная касса, куда сдавали на хранение, притом якобы абсолютно надежное, не только золото и драгоценности, но и разные, казавшиеся тогда ценными облигации и бумаги".
Но перебравшееся из Петрограда советское правительство занимает здание под свои нужды. Здесь обосновался наркомат внутренних дел. Но продуманное, удобное расположение комнат и коридоров все-таки возвращает здание в систему финансов. Именно здесь разместился Гохран. Помните в первой части "Исаева", или в фильме "Бриллианты для диктатуры пролетариата" как раз рассказывается о мошеничествах сотрудников Гохрана, о попытке ограбления. Все это было здесь, в Настасьинском переулке. Именно здесь хранились драгоценности, фарфор, бронза, сервизы, меха - все самое дорогое, что поступало сюда из национализированных особняков. Многое пропало, много было продано иностранцам за валюту, которой хронически не хватало советской власти. Сюда же свозилось со всей России конфискованное церковное имущество. Оклады икон, утварь отправлялись на переплавку, со старинных книг сдирались серебряные оклады, снимался жемчуг и нанизывался на нитки - все это шло на продажу и тоже все больше за границу. Как писал в своих воспоминаниях один из работников комиссариата финансов, только летом и осенью 1924 г. было получено из Лондона (куда серебро отправлялось для очистки) около 16 тысяч пудов очищенного церковного серебра.
Наверное, сюда моя бабушка и отнесла половину гранатовых бус, чтобы как-то сводить концы с концами в голодные годы...