Угол Воздвиженки и Моховой

Aug 22, 2011 09:41

После революции это здание было обречено. Рядом Кремль, цитатель революции, а это даже на мелкобуржуазный стиль не тянет, так и веет царизмом. Просто иллюстрация к знаменитому уваровскому: православие, самодержавие, народность. Разве можно такое терпеть, да еще и на проспекте, по которому маршем пройдет победивший пролетариат в свой новопростроенный дворец. Нет, конечно, нельзя.






Московский главный архив Министерства иностранных дел был олицетворением старой Москвы. Построенный в 1873-74 годах архитектором Я.И.Реймерсом он как бы возвращал нас в то время, когда на углу Воздвиженки и Моховой стояли палаты Стрешневых. Даже Ирининскую церковь, построенную первым официально известным хозяином участка Василием Ивановичем Стрешневым в память матери, заново возвели и освятили.

Древняя усадьба Стрешневых стояла на этом участке с начала XVII века. Родственник царя Василий Стрешнев, сын думного дьяка, пожалованный Алексеем Михайловичем в бояре, подписал когда-то грамоту об избрании Михаила Романова на царство. Его усадьба занимала обширный участок, по словам Романюка "на примитивном рисунке, показаны двухпролетные арочные ворота со столбами-кубышками, ведущие с Моховой улицы на обширный двор, посредине которого стоял колодец, а за ним, почти у задней границы участка, длинные, пости 50 м по фасаду, палаты, соединенные переходом с домовой церковью".

Палаты, надо сказать, были добротные, потому что ни одному последующему владельцу не приходило в голову их перестраивать. Стрешнев умер в 1661 году, палаты перешли в казну, а оттуда были пожалованы Нарышкиным. Царь Алексей Михайлович отказал их своему тестю Кириллу Полуэктовичу и до пожара 1812 года Нарышкины владели этим прекрасным двором. Известно, что в пожар палаты сильно погорели, но что делала с ними новая владелица - Софья Петровна Свечина неизвестно. Было ли ей дело до московских палат... Софья Петровна жила в основном в Петербурге, сблизилась там с католиками-эмигрантами, а вскоре переселилась в Париж, куда эти эмигранты были высланы. Палаты она, наверное, считала обузой и поэтому в 1818 году продала их Горному правлению. Ведал горным правлением Фавст Петрович Макеровский, который и жил в этом же доме. Горное правления осуществляло надзор за частными заводами и рудниками в Подмосковье и ближних губерниях, а Фавст Петрович дружил с братьями Булгаковыми Алексадром и Константином, и устраивал в доме концерты и балы.

Горное правление упразднили в 1865 году, и участок получил Московский главный архив Министерства иностранных дел. Было это очень интересное и важное для России учреждение. Архив представлял собой "хранилище документов, имющих непреходящую ценность для познания русской истории", называли его "дедушкой русских архивов". Он вел свою историю с XVI века, когда из документов княжеских архивов образовался Царский архив. С 1765 году его адресом были палаты Украинцева на Ивановской горке, а через сто лет император Александр II передал архиву участок и все строения на углу Моховой и Воздвиженки. А ведь на этом месте мог быть промышленный музей, или лицей памяти цесаревича Николая, или его могли отдать Румянцевскому музею и тогда все могло бы пойти по-другому.




Под нужды архива участок был полностью переоборудован и стал одной из московских достопримечательностей. Архитектором был Яков Иванович Реймерс, помощник Тона при строительстве Храма Христа Спасителя, академик, автор доходных домов в Петербурге. Строительством ведал подрядчик А.А.Пороховщиков, опытный и честный специалист, построивший в Москве "Славянский базар", "Шереметьевское подворье" и "Теплые ряды" Китай-города.



Вид на Воздвиженку

"Здание по внешности, башенками, своим обширным двором, своим превосходным входом - словом, всею своею отделкой бросается в глаза каждому, и не мудрено, что приезжий - российский ли, или иностранец, осматривающий достопримечательности Москвы - непременно посетит эти палаты," - писал путеводитель.



1900-1910

Даже церковь во имя мученицы Ирины, которую снесли в 1842 году была восстановлена в 1882 году по древним образцам. Ее восстановлением ведал уже другой архитектор, потому что Я.И.Реймерс умер в 1877 году "в полном расстройстве умственных способностей".

Ирининская церковь была украшением участка. Белая, шатровая с псковской звонницей. Она могла быть названа Ирининской не только в память матери Стрешнева, но и в честь первенца Романовых - царевны Ирины, которая родилась в 1627 года (церковь освятили в 1629. Стрешневы строили церковь так, чтобы она хорошо была видна из царских палат в Кремле.



1883 год.

Но все это великолепие не простояло и ста лет. Конечно, новой власти, переехавшей в 1918 году в Москву нужен был архив. Власть даже переименовало его в Центральное архивное управление, но вот нужна ли была эта жемчужина в обрамлении Кремля: палаты, храм, почти монастырская ограда. Здание было обречено, а уж когда Румянцевский музей и библиотекой были переименованы в библиотеку имени Ленина и встал вопрос о том, что Библиотеке имени Ленина не хватает места для книг, архив с княжескими грамотами и официальной семейной перепиской русских царей вынужден был подвинуться. Архив переехал на Большую Пироговскую улицу и стал называться Российским государственным архивом древних актов, а на угловом участке началось строительства нового здания Библиотеки имени Ленина.
Строительство было непростое, а "сверхударное", поэтому тянулось до 1960-го года.



Строительство по Староваганьковскому переулку.

Но вначале, в горячие 20-е был объявлен конкурс на библиотечное здание. Выиграли его архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, особо отмечалось "торжественность здания" и "хорошо выполненный прием входа с угла".



1935

Здание было лаконичное и в то же время помпезное. Колонны, скульптуры, рельефы навевали мысли о древнегреческих храмах, многоуровневая лестница обыгрывала ланшафт. Здание "воплощало переход от конструктивизма к так называемому периоду освоения классического наследия". Ничто не напоминало ни о самодержавии, ни о православии, ни о народности. Разве что барельефы с изображением писателей и ученых... Бронза, из которой отлиты лица Пушкина, Лермонтова, Горького, а также Архимеда, Коперника и остальных, это бронза колоколов церквей Иакова в Казенной, Николы в Кленниках, Николы в Кузнецкой, Николы в Студенцах и Воскресения и Успения на Остоженке. По мнению накомата просвещения, церкви "никакого музейного и художественного значения не имеют" (из письма замнаркома Н.А.Милютина) и поэтому вполне могут послужить новому социалистическому строительству.

Скульптурным оформлением библиотеки занималась целая группа под руководством С.Алешина. В группу входили Н.Крандиевскя, Е.Янсон-Манизер, В.Мухина, С.Евсеев. На крыше целый парад представителей рабочей и крестьянской интеллигенции: металлурги, студенты, красноармейцы, колхозницы.




Все, кто был в библиотеке хотя бы один раз, помнят прекрасную парадную лестницу, просторные залы, удобные кресла и стулья, красивый зал торжеств. Вместе с этим запоминается и странный лабиринт лестниц, комнатушек для выдачи книг, туалетов и столовой. Архитекторам не хватило инженерного образования и опыта строительства, чтобы планировка здания была рациональной и удобной. Но лестница все-таки классная.

По Староваганьковскому переулку стоит книгохранилище, но места для книг опять не хватает. Библиотекой Ленина библиотека перестала быть в 1992 году, но Российской и государственной осталась. Она осталась первой библиотекой страны и требует места, места и места. Сейчас для книгохранилища хотят освободить участок между Староваганьковским и Крестовоздвиженским переулками. Новое строительство может разрушить целый квартал и испортить еще один неповторимый московский вид. Мне тоже не нравилось странное слово "заштабелировано" на бланке-запросе о книге. Такую книгу можно было не ждать, она была погребена в недрах библиотеки, но стоит ли жертвовать целым кварталом ради такого удобства. Некоторые книги все равно приходится ждать день или два, их можно привести из хранилища, которое будет находиться где-нибудь в другом месте, хотел же Леонидов сделать ее на Воробьевых горах.

Стоит ли писать об еще одном украшении библиотеки. Недавно лестницу почтил своим присутствием памятник Ф.М.Достоевскому скульптора А.И.Рукавишникова, который в простонародье называется "геморрой", но это уже совсем другая история.

Несмотря ни на что, здание библиотеки мне нравится, оно вписано в перекресток и рядом с домом Пашкова и гостиницей Петергоф смотрится как еще одно московское здание: немного древнегреческое, немного конструктивисткое, немного модерн и много эклектики.




А уж сколько часов было просижено на стульях первого зала или креслах второго, куда уже не всех пускали, и где в окнах цвели весной каштаны, наполняя воздух сладким ароматом.




Совсем забыла сказать, что по генплану 1930-х годов, по которому Москва должна была стать городом будущено, а главным ее зданием - Дворец Советов, по Моховой улице должна была проходить Аллея Ильича, которая прямиков вела от гостиницы Москва к площади Советов.



Вон там в конце улицы должен был громоздиться Дворец Советов с Ильичом на крыше.

На Аллее стояли Госплан, дом Жолтовского, Университет (слава Богу в первозданном виде) и, конечно, библиотека имени Ленина. Вертикаль Дворца Советов прекрасно гармонировала бы с вертикальными окнами и колоннами здания библиотеки. Обошлось.



1942. Виден павилион станции метро "Улица Коминтерна"




Вид на Воздвиженку, на проспект Калинина. 1960-е

Для сравнения еще раз Вид на Воздвиженку, 1888




О библиотеке с фотографиями лестницы, залов, шкафчиков и так далее у Ильи Варламова http://doseng.org/foto/56431-rossiyskaya-gosudarstvennaya-biblioteka-ili-biblioteka-im-lenina.html

Аллея Ильича, Охотный ряд, Москва, конструктивизм, история

Previous post Next post
Up