кинотеатр "Арс"

Jul 08, 2011 17:43



Строение по Тверской улице дом 23, по старой нумерации 63 появилось в 1890 году на обширной территории бывшей усадьбы графа Разумовского, а с 1872 года достопочтенного Ивана Павловича Шаблыкина.
Иван Павлович был весьма незаурядным человеком своего времени. Сочетал он в себе деловую хватку и неисправимый романтизм русской души. Будучи хозяином обширного участка земли в Палашах, он был не только богатейшим жителем Москвы, но и первым налогоплательщиком. На правах хозяина участка он был старшиной Английского клуба по хозяйственной части, и радел о приумножении доходов Клуба. Например, выстроил в саду кегельбан. Но кегельбана было недостаточно, и задумал он, по примеру тогдашних московских землевладельцев построить по красной линии Тверской улицы доходный дом. Как человек предприимчивый и умеющий считать деньги, Иван Павлович нанял архитектора толкового, надежного и дешевого - М.Л.Никифорова. Пока он строил здание рядом с Северным флигелем усадьбы Английский клуб молчал, но когда Шаблыкин собрался застроить великолепный фасад Английского клуба с курдонером, куда подъезжали на шестерках лошадей члены клуба, совет учредителей взбунтовался и даже съехал на некоторое время во дворец князей Белосельских-Белозерских (Елисеевский). Иван Павлович извинился, клуб вернулся, здание по переулку Садовских осталось. В нем разместился магазин на первом этаже, а на втором - анфилада из трех парадных залов и некоторые подсобные помещения. В третьем была гостиница - широкий коридор и по обеим его сторонам - двери в номера. Позднее, когда на место Ивана Павловича пришел его сын Павел, клуб в 1894 году выкупил усадьбу под свои нужды, оставив Шаблыкину северный флигель и должность старшины. К этому времени имущество Шаблыкиных попало под опеку, сын не был столь бережлив и сдержан в расходах. Многие говорили о проклятье, в связи с перестройкой северного флигеля. Дескоть, взялся Павел Иванович перестраивать домовую церковь Разумовских и надстроил ее третьим этажом. Церковь же, как известно, должна крышей соприкосаться с небом. Вот и попал после этого под опеку, а это равнозначно разорению. Таким образом, северный флигель и пристройка-гостиница остались у наследников Шаблыкина и позднее перешли в собственность графа Капниста.
В справочнике "Москва 1901 год" по этому адресу значатся меблированные комнаты у некой Ботъ Ольги Павловны, а также меблированные комнаты "Луч" Гусятниковой Матрены Афанасьевны.



С графа Капниста начинается кинокарьера этого дома. В начале ХХ века граф Капнист сдал помещение во втором этаже владельцу часового магазина Абраму Гехтману, начавшему сооружение своей киноимперии в годы первой мировой войны.

Тогда Россию охватил настоящий кинематографический бум. За новое дело бывший часовщик и ювелир взялся с размахом и азартом. Вместе с кинотеатрами Гехтман основал и прокатную контору "Глобус", так что на посредников средств не тратил. К моменту устройства на Тверской кинотеатра "Арс", 1915 год, кинематографическая империя Гехтмана позволила ему немного шикнуть. Зал был рассчитан на 800 мест. К примеру, его тезка на Арбате вмещал только 320 кресел.

6 мая 1917 г. в "Арсе" прошел митинг московских кинематографистов. Капиталисты от кино создали свой Союз работников художественной кинематографии, руководители которого скромно пытались объяснить киношному пролетариату, что между простыми рабочими и владельцами кинодела особых противоречий нет. Это повторилось и на следующем митинге в апреле того же года. А 17 февраля 1918 г. в "Арсе" уже шел митинг во главе с "кинопятеркой", в состав которой вошел один большевик, но и с ними кинопролетариат не нашел нужным объединиться, а тут подоспел декрет В.И. Ленина о переходе всего кинематографического имущества в собственность Наркомпроса.

С 1921 года "Арс" назывался "Первым показательным", затем "Первым кинотеатром Госкино", в котором в столице стали регулярно демонстрировать кинохронику, журналы "Киноправда" и "Госкинокалендарь".

В 1921 году "Арс" "уплотнили". Тогда Наркомом просвещения республики советов был А.В. Луначарский, к нему обратилась родственница его жены Н.Розенель Наталия Сац с просьбой выделить здание под детский театр. Нарком широким жестом отдал ей кинотеатр на Тверской.
За годы разрухи и гражданской войны здание пришло в запустение, не было отопления. В первый сезон вместе с детским театром тут выступала труппа М.М.Шлуглейта, который и произвел за свой счет полный ремонт здания за четыре месяца.
Детский театр открылся спектаклем "Жемчужина Адальмины" в постановке Н.О. Волконского. Вокруг театра собирались будущие знаменитости - А.Дикий, Н.Горчаков, Р.Симонов, А.Веснин.
Между детским театром и Арсом развернулась настоящая война. Н.И.Сац в своей книге "Жизнь - явление полосатое" так описывает эти события:

Театр для детей переживал ясельную пору своего существования. Почва то и дело уходила из-под слабых ножек "младенца". Театр работал "по совместительству" с кино "Арс": мы - с утра до пяти вечера, они - с вечера до ночи.
Нэп - новая экономическая политика - поднимала шансы столичного кино-люкс. Детский театр - дело непривычно новое, дотационное, для многих не до конца понятное.
Но работники "Арса" тоже не дремали - всячески доказывали, что детский театр надо выселить из здания, которое они считали своим.
Помню, наш спектакль уже кончился, ребята, громко обмениваясь впечатлениями, надевали свои пальтишки. Какую радость уносили они домой после спектакля! Их смех, казалось, еще звучал в воздухе, а администратор кино уже торопил уборщиц, бросал на меня уничтожающие взгляды, ядовито повторял: «После этих «деток» сутки надо помещение в порядок приводить».

Справедливости ради надо сказать, что Луначарский подложил хорошую свинью дирекции знаменитого кинотеатра, и руководство "Арса" было право, потому что детский театр "по двугривенному пускал школьников, ребят из детских домов и даже в специально отведенные ложи - беспризорных", которые чистотой не отличались. И, конечно, работники одного из самых шикарных кинотеатров в Москве "везде и всюду кричали, что мы (детский театр) своим «контингентом зрителей» подрываем посещаемость комфортабельнейшего кинотеатра СТОЛИЦЫ и что-то еще" (Н.И.Сац).

Однажды, выходя из театра, Н.Сац увидела, что вывеска Московского театра для детей просто задавлена огромной рекламой кинофильма. "Арс" знал толк в привлечении зрителей, ведь это по-прежнему был престижный кинотеатр. И именно сюда Киса Воробьянинов привез Лизу, да еще и купил самые дорогие билеты - по 90 копеек. Сидели они в 34 ряду. Разве ж мог Отец русской демократии довольствоваться 25-копеечными билетами.




Театру помог Михаил Кольцов. В "Правде" появился его фельетон "Дети смеются" :

"...В Москве есть театр, который не боится и даже не замечает никаких репертуарных и прочих кризисов.
В этом единственном театре публика всегда одна и та же, всегда в отличном настроении, всегда внимательна и чутка к автору, пьесе, декорациям, к исполнителям и к музыке.
Сотни раз в начале спектакля появляется перед занавесом женская фигурка и вступает в переговоры с дружественной державой зала.
- Тетя Наташа! Здравствуй! Ур-ра-а!

...счастливый обладатель входного билета, нисколько не подозревая, что человек есть существо общественное, требует на свой билет совершенно неслыханных удобств:
- Тетя Наташа, посади меня к себе на колени!
Колен у директора Детского театра - раз-два и обчелся, а зрителей - шестьсот человек. Но маленький посетитель - тиран, он обижается даже на самый мягкий отказ. Приходится посадить..."

В 1936 г. детский театр Сац получил звание Центрального детского и здание на Театральной площади, с которого выгнали МХАТ-2.




Здание на Тверской заняла Государственная Оперно-Драматическая Студия К.С. Станиславского, под руководством К.С.Станиславского. В 1938 году (после смерти К.С. Станиславского) Студию возглавил М.Н. Кедров и руководил ею до 1948 года.

Наверное, к этому времени кинотеатр Арс прекратил свое существование. Тогда кинематографистами овладела идея гигантских кинозалов, и маленькие кинотеатры стали стремительно закрываться.

В 1941 году в связи с расширением улицы Горького здание театра сдвинули в глубь участка. Оно стало самым тяжелым зданием в истории передвижки домов.

В годы войны студия не прекращал работу, и поставила много прекрасных спектаклей. В 1946 году Студия была официально реорганизована в Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского.

В 1948 году оперное отделение было упразднено, с тех пор театр носит название «Московский драматический театр им. К.С.Станиславского». Сам Кедров ушел на пост руководителя МХАТ. После него главным режиссером был назначен один из крупнейших мастеров МХАТ, ученик Станиславского, М.М. Яншин. Это был 1950 год. Началось золотое время театра. С большим успехом шли поставленные им спектакли: «Грибоедов» (1951), «Чайка» (1954), «Дни Турбиных» (1954), где роль Лариосика сыграл молодой Евгений Леонов.

Московский драматический театр им.К.С.Станиславского и сейчас занимает это здание. Дом 51 по Тверской улице. Теперь он соседствует с Государственным центральным музеем современной истории, а было время соседствовал с музеем Революции.




http://rotaract-club.narod.ru/Brit.htm

Тверская улица, театры, Москва, история, театр им.К.С.Станиславского

Previous post Next post
Up