Наша Наташка, когда была маленькая всегда говорила: "Театральная площадь, как сказка о трех медведях: Большой театр - папа, Малый театр - мама, а наш театр - детка."
Начнем с дома Полторацкого. Костантин Маркович Полторацкий был сыном Марко Федоровича Полторацкого, сына Черниговского казака, обладавшего столь прекрасным голосом, что Елизавета Петровна взяла его в Петербург и даже назначила в 1776 году директором придворной певческой капеллы. Сам Константин Маркович - прекрасный офицер, бравый командир, кавалер орденов и прочая и прочая. Пока папенька с маменькой жили в селе Красном Старицкого уезда, он побывал во многих сражениях. В 1830 году ушел в отставку. По воспоминаниям современника, офицеры и солдаты Нашебургского полка плакали при прощании с ним, настолько сильную любовь и расположение подчинённых он заслужил. Тогда же он был назначен назначен Ярославским гражданским губернатором и со своей женой Софьей Борисовной Голицыной уехал в Ярославль, а в 1842 году ушел со службы по нездоровью и уехал на жительство в Санкт-Петербург. Вот и скажите мне теперь, когда же он в доме на Петровской площади успел побывать. Когда успел обзавестись землей в Москве и построить на ней дом? Да такой, что он до сих пор носит его имя. Поговаривают даже, что племянница Константина Марковича, Анна Петровна Керн бывала в стенах этого дома.
Дом построен в 1821 году по проекту архитектора А.Ф.Элькинского. Или же Ф.Шестакова (при участии О.Бове).
В 1840 году владельцем дома стал купец П.А.Бронников, который с 1869 по 1882 год сдавал бельэтаж здания театру московского "Артистического кружка". Инициатором создания этой группы видных литературно-художественных деятелей был Александр Николаевич Островский. Театр "Артистического кружка" был одним из первых частных театров России.
Дом перестроен в 1889 году. Перестройкой руководили архитектор А.С.Каминский и гражданский инженер С.И.Тихомировым.
Через 10 лет, в 1898 году по заказу знаменитый антрепренера и режиссера Михаила Лентовского, арендовавшего часть здания под театр, архитектор Б.Фрейденберг опять перестроил здание, значительно изменив его. То, что мы видим сейчас, это творение Б.Фрейденберга. (Хотя в других источниках еще указывается Р.Клейн, как архитектор 1902 года.) В прошлом актер Малого театра, Лентовский стремился создать образцовый драматический театр с широким, разнообразным репертуаром, в котором соседствовали бы оперетта, феерия, драматическое искусство. Он сам писал водевили. Помимо этого театра, он руководил театров в "Эрмитаже".
1900
В сентябре 1898 года здесь открылся Императорский новый театр, в котором шли спектакли молодежи Малого и Большого театров. Труппой молодежи Малого руководил актер, режиссер и педагог А.Н. Ленский.
1909-1910. Театр Незлобина
В начале нашего века здесь давала спектакли частная опера С.И.Зимина. В 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, режиссер и актер К.Н.Незлобин. В театре шли пьесы Мольера, Ню О.Дымова, Шиллер, Толстой, это был один из первых театров, взявший к постановке пьесы Горького.
Действие романа Б.Акунина "Вся жизнь театр" происходит именно в этом театре. 1911 год.
В 20-е годы в этом помещении шли оперные и балетные спектакли Большого театра.
С 1924 года здание принадлежит МХАТ-2 под руководством Михаила Чехова. МХАТ 2 вырос из Первой студии МХТ.
Театр получил автономное художественное руководство и тем самым связь его с Московским Художественным театром, по отношению в которому он был назван «Вторым», становится достаточно номинальной. Но такое это было время - в нумеровании театров видели план их массового распространения (Мейерхольд мечтал, что будет не только Театр РСФСР 1-й, но и 2-й, 3-й... 7-й и т.д.).
На сцене ставили "Гамлета" с М.Чеховым в главной роли, символистский спектакль «Петербург» по роману Андрея Белого, «Дело» Сухово-Кобылина, поставленное Сушкевичем в реалистическом плане.
В 1925 году Алексей Дикий ставит яркую комедию «Блоха» по рассказу Лескова.
Однако театр не шел в ногу со временем. За всю историю своего существования МХАТ 2-й не поставил, в отличие от других театров, ни одного спектакля, посвященного гражданской войне. А к 10-й годовщине Октября, когда все театры были попросту обязаны ставить «датский» революционный спектакль - такова была традиция советского театра - МХАТ 2-й поставил «Взятие Бастилии» Ромена Роллана, в котором был заметен всепрощающий дух толстовства. Но это был "летучий, фантазийный, гротескный театр с гениальным Михаилом Чеховым во главе".
1930
В конце 1927 года разгорелся конфликт. Труппа выступила в печати с письмом, требовавшим вмешаться вмешаться «общественности» во внутреннюю жизнь театра. Михаил Чехов ушел из театра, эмигрировал, а в 1936 году театр был закрыт, 28 февраля в «Правде» опубликовали постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б): «СНК СССР и ЦК ВКП (б) считают, что так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью». "Все бумаги театра были уничтожены. Труппу расформировали. Самых известных артистов - Гиацинтову, Бирман, самого Берсенева - взяли в недавно созданные «рабочие», но все же московские театры - Ленком и им. Моссовета. Остальными «укрепили» провинциальные труппы.
Все рассыпалось, как карточный домик, - как будто и не было. "
1936
Здание отдали Центральному детскому театру под руководством Наталии Сац. 5 марта 1936 года в новых стенах прошел спектакль "Сережа Стрельцов" В.А.Любимовой, тогда же он получил название Центральный детский, а в 1937 году была арестована Наталия Сац, руководившая театром с 1921 года.
Н. Сац оказалась в лагерях по статье «Член семьи изменника родины». Все-таки сидела... А ведь мы еще спорили на театральной выставке Гольца, рисовавшего декорации и костюмы к ее спектаклям. Так было сложно поверить, что они могли посадить и Сац...
Следующей крупной вехой театра был А.В.Эфрос, пришедший сюда режиссером в 1960-х
А были еще...
В 1948-1949 годах спектакли здесь ставил Г. А. Товстоногов, здесь свою карьеру начинали актёр О. Ефремов и драматург В. С. Розов.
С 1975 по 1985 год режиссёром театра был Сергей Яшин.
В 1984 году была поставлена пьеса Н. Н. Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений А. Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.