Жило-было в Москве на Цветном бульваре два цирка: цирк Саламонского и цирк братьев Никитиных. Хотя нет, я же не хочу рассказывать про цирки. Меня интересует только один, и он не на Цветном бульваре. Поэтому сказка будет начинаться по-другому: жили-были в семье крестьянина-шарманщика три брата: Дмитрий, Аким и Петр. Они помогали отцу и привыкли к жизни в балаганах и цирках. Старший, как и положено, был атлетом, средний - жонглером и клоуном, по иронии судьбы именно ему досталась роль Иванушки-дурачка, а младший - шпагоглотателем, прыгуном, гимнастом на трапеции. Братья Никитины втроём исполняли групповой акробатический номер, давали кукольные представления. 25 декабря 1873 братья Никитины открыли Русский цирк братьев Никитиных в Пензе, в 1876 - в Саратове. Это были первые русские стационарные цирки. В 1886 братья Никитины открыли цирк в Москве, переоборудовав здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» на Цветном бульваре (потом - кинотеатр «Мир»), успешно конкурировавший с цирком А. Саламонского, расположенным рядом. Старшему тогда было 50 лет, среднему - 43, младшему - 40. В 1888 Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке.
В начале 90-х годов пути братьев разошлись. Здесь сказка достигает периода раздела наследства: старшему Дмитрию Александровичу достался музей-паноптикум, зверинец; младший ушел из цирка, а вот средний - Аким Александрович открыл цирк на Триумфальной площади, в конкурсе победил архитектора Нилуса, по проекту которого и построено здание, в котором Аким Александрович был директором до 1917, года его смерти. Так клоун и Иванушка-дурачок стал директором цирка.
Сын Акима Александровича - Николай Акимович Никитин (5.XII. 1887 - 24.XI. 1963) продолжил дело отца, был жонглёром на лошади, дрессировщиком лошадей. Он был популярен в 20-х годах ХХ века. Номер «Жонглёр на лошади» он подавал с неизменным артистизмом, легко и элегантно - так вспоминают современники. Его сын - Николай Николаевич Никитин (1912-43) - наездник, жонглёр - выступал в цирке с детства. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны 1941-45.
Цирк Никитиных упоминается в "Собачьем сердце".
Помните?
Борменталь же, подкрепившись, обнаружил склонность к деятельности.
- Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером? - осведомился он у Шарикова.
Тот поморгал глазами, ответил:
- В цирк пойдём, лучше всего.
- Каждый день в цирк, - благодушно заметил Филипп Филиппович, - это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем месте хоть раз в театр сходил.
- В театр я не пойду, - неприязненно отозвался Шариков и перекосил рот.
Далее нужно было выяснить, нет ли в цирке котов. У Соломонского оказались "четыре какие-то… юссемс и человек мёртвой точки".
- Что за юссемс? - Подозрительно осведомился Филипп Филиппович.
- Бог их знает. Впервые это слово встречаю.
- Ну, тогда лучше смотрите у Никитиных. Необходимо, чтобы было всё ясно.
- У Никитиных… У Никитиных… Гм… Слоны и предел человеческой ловкости.
- Так-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? - недоверчиво спросил Филипп Филиппович.
Тот обиделся.
- Что же, я не понимаю, что ли. Кот - другое дело. Слоны - животные полезные, - ответил Шариков.
На том и порешили.
Это 1920-30. Годы перехода цирка в мюзик-холл.
1933 год
Московский Мюзик-холл. Он пришел на смену цирку Никитиных. Вроде как цирк был вынужден уехать из-за нехватки продовольствия. Тех, слонов, против которых ничего не имел Шариков, было нечем кормить. Купол же остался. Теперь под этим куполом разворачивались настоящие и вымышленные представления. Самым успешным настоящим было, пожалуй, номер знаменитых циркачей-велофигуристов Польди (семья Подрезовых),а самым знаменитым вымышленным - единственный концерт, данный Воландом на сцене театра Варьете "с разоблачением".
Дальше события развивались таким образом. До 1936 года в здании располагался мюзик-холл, потом в здании был и Театр народного творчества (под худ. рук. Охлопкова), Центральный детский театр (пережидал реконструкцию на Театральной), театр Оперетты. В 1940 году в соседнем саду «Аквариум» для Театра оперетты стали строить новое здание, но новоселью помешала война.
1955
А позже сам театр отказался от строительства: в 1961 году оперетта переехала в здание филиала Большого театра на Пушкинской улице. А театр под куполом на Большой Садовой закрылся на капитальную перестройку по проекту архитектора В. Степанова. К тому времени городские власти уже определились, кто станет новым хозяином здания, - Театр сатиры. Итак, с 1965 года здание под куполом стало театром Сатиры. К старому зданию с куполом был пристроен новый корпус для артистических, оборудован наверху репетиционный зал, полы вестибюля покрыли мраморной брекчией, на северном фасаде установили надпись «Театр сатиры», архитектор Степанов украсил фасад четырьмя раскрашенными масками. По настоянию руководства театра вверху под куполом удалось «подвесить» малый зал с открытой сценической площадкой, который использовался как репетиционный. Театр Сатиры, это же тоже театр клоунов, театр тех, кто высмеивает и плачет над людскими пороками.
1980-1995
Это такой привычный с детства театр Сатиры. "Малыш и Карлсон" со Спартаком Мишулиным. Интресно, что моим девчонкам повезло и они увидели Карлсона именно в его исполнении, хотя тогда Карлсонов было уже много других. Миронов, Папанов... В 1990-х я мечтала туда попасть, чтобы услышать всего одну фразу: "Мне так угодно!" из уст Ю.Васильева. На его Людовика XIV я ходила дважды, один раз спектакль заменили, я развернулась и ушла. Зато после удачного просмотра мы с Лешкой пошли на Патриаршие и распили бутылочку шампанского, потому что нам было так угодно.