На первом этаже Музея с первых дней проектирования была запланирована квартира для директора. То, что директором и хранителем Музея станет Иван Владимирович Цветаев, ни у кого не вызывало сомнений. Однако то, что в квартире директора он жить не будет, не вызывало никаких сомнений у самого Ивана Владимировича. "Хорошо обставляя директора, я свободен от личных интересов: если доживу до открытия Музея, я в него не войду, да и жалования из Университета не получаю," - твердо заявлял Цветаев. Квартира была огромная и очень удобная. Она располагалась по заднему фасаду здания над высоким полуподвалом. (Если посмотреть на задний фасад Музея, то первый карниз будет как раз отмечать границу между полуподвалом и квартирой, а второй - опоясывать все здание). Сам Цветаев писал о будещем жилье директора В.И.Модестову: "Комитет назначил мне там квартиру в 11 окон по фасаду, в 80 кв.сажен (364, 18 кв.м.)" и тут же добавляет "но в здание, выкланянное мною на протяжении многих лет, я на житье войти не могу".
Иван Владимирович Цветаев
Поначалу Цветаев думал поселить в ней своего преемника. В том же письме к В.И.Модестову Цветаев писал: "...я в последнее время занят мыслью о приглашении на кафедру себе преемника. (...) Прельщаю его перспективой почетного докторства и прекрасной квартирой с гранитным входом в Музей."
Дома Ивану Владимировичу приходилось выдерживать дебаты по поводу переезда, но он был тверд в своем решении. Это прекрасно описано в рассказе М.Цветаевой "Лавровый венок".
Года за два до открытия музея отцу предложили переехать на казенную директорскую квартиру, только что отстроенную. «Подумайте, Иван Владимирович, - соблазняла наша старая экономка Олимпиевна, - просторная, покойная, все комнаты в ряд, кухня тут же - и через двор носить не нужно, электричество - и ламп наливать не нужно, и ванна - и в баню ходить не нужно - всё под рукой... А этот - сдать...» - «Сдать, сдать! - с неожиданным раздражением отозвался отец. - Я всю жизнь провел на высокой ноте! - И, уже самому себе, отъединенно: - В этом доме родились все мои дети... Сам тополя сажал... - И совсем уже тихо, почти неслышно, а для экономки и вовсе непонятно: - Я на это дело положил четырнадцать лет жизни... Зачем мне электричество?! А квартиру отдать семейным служащим, как раз четыре квартирки выйдут, отличные... Две комнаты и по кухонке...» - Так и было сделано.
Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке
В здании Музея и были запланированы жилые помещения для служителей. Они должны были располагаться в подвальном этаже. Служителей, или хранителей было трое: один - для искусства Востока, один для классического мриа и один для христианского мира. Хранитель Восточных зал "как менее занятый" должен был нести еще и библиотекарские обязанности. Скорее всего их приспособили под мастерские, так говорится в одном из писем Цветаева, а квартиру директора поделили между хранителями.
Сейчас это служебные помещения в задней части здания. Можно видеть только огромные двери, которые ведут в бывшую квартиру.
На этой фотографии немного видны окна директорской квартиры. Это - отдельный вход в Аудиторию по Колымажному переулку. От нас уходит задний фасад здания: окна вестибюля, арка во внутренний дворик и окна квартиры.