Где лебеди?- А лебеди ушли.
А вороны? - А вороны остались.
Куда ушли? - Куда и журавли.
Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.
М.Цветаева
В Кремле до революции было два замечательных памятника. Один помпезный, величественный - памятник Александру II. Второй - духовный, спокойный. Он мне напоминает Марфо-Мариинскую обитель, да он и связан с ней напрямую. Памятник этот Великому князю Сергею Александровичу.
На Сенатской площади у здания Арсенала, на том месте, где 4 февраля 1905 года бомбой, брошенной сподвижником Савинкова эсером Каляевым, был убит генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович (после взрыва нашли только голову и грудь), - 2 апреля 1908 года на доброхотные пожертвования пятого Киевского гренадерского полка, шефом которого состоял погибший великий князь, открыт был памятник.
Сергея Александровича в Москве не любили. Может, потому, что сменил он старого и очень московского генерал-губернатора Долгорукова. Может, потому, что был он по-петербургски чопорен и холоден. Князь однако, как и его супруга Елизавета Федоровна занимался благотворительностью, был учредителем поныне действующего Палестинского общества, открывшего в Палестине странноприимный дом, больницу, школу; проводил за свой счет раскопки в Иерусалиме близ Гроба Господня, подтвердившие подлинность места Голгофы.
После убийства мужа великая княжна полностью посвятила себя благотворительности. Она стала основательницей, а потом (в 1910 г) и настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве.
Памятник в Кремле был исполнен по рисункам Васнецова, представлял собой высокий бронзовый крест, покрытый эмалью. На Кресте было изображено распятие и Скорбящая Богоматерь над ним. Надпись на кресте гласила: «Отче, отпусти им, - не ведают бо, что творят.»
Как известно, Елизавета Федоровна после гибели мужа, просила у императора за жизнь убийцы и даже посетила его в тюрьме, где призывала к раскаянию, тщетно...
Сломали памятник 1 мая 1918 года. По воспоминаниям тогдашнего коменданта Кремля П.Д.Малькова, разрушением руководил Владимир Ильич Ленин, которому это «безобразие» на территории Кремля пришлось не по душе.
100 лет прошло.