Еще Большая Московская гостиница

Apr 14, 2010 09:16

Это не продолжение и не предыстория, это просто еще один рассказ о Большой Московской гостинице.

В 1798 году по берегу реки Неглинной угол Тверской площади занимал двор генеральши Курманлеевой с каменными зданиями в один и два этажа. Рядом находился в это время двор купцов Патрикеевых, выходивший на Охотный ряд.
В пожаре 1812 года дома уцелели. После реконструкции Москвы 1819 года, когда были срыты бастионы, а Неглинка заключена в трубу на месте Воскресенского моста образовалась Воскресенская площадь. Тогда же дома Курманлеевой были соединены между собой надстройкой в сплошной двухэтажный дом. Первый этаж был занят трактиром и магазинами, а второй - квартирами. От Курманлеевой владение перешло к ее племяннику Карновичу.




Слева - здание Присутственных мест (портик и колонны архитектора Дюбу). Хотя это уже здание перестроенное архитектором Паскалем в 1821-м. А вот справа дома Курманлеевой и Патрикеева.



В воспоминаниях Ильи Евграфовича Бондаренко (1870-1947) - художника и архитектора, большого знатока московского ампира говорится, что "в 1840-х годах здесь было двухэтажное здание знаменитой "кофейной Печкина", где собирался знаменитый кружок М.С.Щепкина". О кофейной пишет Галахов в своих воспоминаниях. Кофейня выписывала журналы, посетители собирались специально, чтобы поспорить, обсудить что-то. У Сытина же кофейня Печкина находится в доме Горюнова, то есть в доме напротив Исторического музея. Бондаренко - почти современник, Сытин - известный москвовед, кому верить непонятно. Дальше Бондаренко пишет: "Затем здесь был трактир Гурина, а в 1870-х годах его купил Карзинкин".

И.Е.Бондаренко описывает Большую Московскую гостиницу, как "огромный дом безвкусной архитектуры". Надо сказать, что И.Е.Бондаренко вообще не очень лестно отзывается о модерне (или это по причине того, что воспоминания писались в 30-е годы?), все московские дома в этом стиле называет безвкусными и глупыми, а про особняк Рябушинского пишет, что дом выстроен "в стиле самого безнадежного модерна". Сам Бондаренко много строил в Москве, это и храм в Иверской богадельне на Полянке, старообрядческие храмы в Москве и Подмосковье. Его стиль - это воспоминание о Новгороде, о северных храмах Руси.

И.Е.Бондаренко также называет Большую московскую гостиницу "центральным биржевым трактирным местом, с обширной клиентурой, преимущественно из крупных фабрикантов". Впоследствии ресторан придумал "ужины после театров". Тогда в ресторан стекалась публика и актеры из близлежащих театров - Большого, Малого, Художественного, Шелапутинского, из частной оперы Зимина.

При Карзинкине был отделан зал в "русском стиле", с резьбой и рисунками с узоров русских шитых полотенец, такие же полотенца висели на окнах. Зал отделывал Роперт. В зале стояла "оркестрин-машина" и по вашему желанию половой мог завести "Снеги белы" или "Коль славен". Затем был устроен мраморный зал в стиле ампир по проекту архитектора А.А.Остроградского.




В 1895 году владельцы срочно провели реконструкцию гостиницы в "европейском духе". Вскоре в газетах появилась реклама нового "Гранд-Отеля", которая гласила:
"В самом центре города. Близ Кремля и Иверской часовни, Новых торговых рядов и театров. 100 заново отделанных номеров и семейных отделений. Суточно от 1 до 25 рублей, помесячно от 25 до 350 рублей. Отопление исключительно голландскими печами...Хороший ресторан. Русская и французская кухни. Бильярды. Зал для чтения с русскими и иностранными газетами и журналами. Телефон. Ванны. Омнибусы на все вокзалы железных дорог. Комиссионеры и переводчики для иностранных языков."



1895-1900 год

В начале 1900-х годов гостиницу купила компания из трех лиц во главе с С.Н.Дмитриевым. До этого Дмитриев владел рестораном "Эрмитаж". Во времена Дмитриева в ресторане любили кутить Н.Г.Рубинштейн, П.Юргенсон, Н.Д.Кадашкин, П.И.Чайковский. Дмитриев любил рассказывать про своих клиентов, про Чайковского говорил: "П.И.Чайковский гостиницу нашу любил. Придет, бывало, днем, так часа в три-четыре, - народу в это время нет, завтраки кончились, обеды не начинались, - сядет в уголок, велит подать бутылочку лафиту и сидит один, подопрет руку и все думает о чем-то... Добрый был человек, большой доброты".

У Бондаренко есть рассказ о том, как в 1913 году Дмитриев предложил ему составить эскизы "на задуманную им переделку Большой Московской гостиницы", эскизы были составлены, и даже приняты, но переделка не состоялась. Наверное, помешала Первая Мировая война.
Задумка же была интересная. "В большом зале предполагалось сделать коробовый свод под роспись и на задней стене разместить панно на тему из оперы "Садко" (картину новгородского торга), которое должен был написать Коровин. Мебель, ковры, люстру и даже посуду предполагалось сделать в едином стиле на заказ. И.Е.Бондаренко был большой поклонник московского ампира, у него собиралсь "ампирные воскресенья", где он читал лекции на эту тему. Так вот банкетный и зал для балов должен был стать залом московского ампира. А один из маленьких залов превращался в "мещанский трактир" и возвращал гостей в "кофейню Печкина" 1840-х годов: "с крашеным полом и половиками, с тяжелой, росскийского изделия, мебелью по образцам Бидермейера, стены - роспись под обои с цветами по голубому фону и желтыми попугаями, а в окнах должны быть клетки с канарейками, стол покрытый вязанной (филейной) скатертью, на диване подушки с вышитым бисером всадником, на стене гравюры того времени и расцвеченные литографии... не забыты на окнах горшки с геранью."
Деньги на перестройку давали два московских миллионера, фамилии которых в воспоминаниях не названы.

В знаменитых очерках П.И.Сытина "Из истории московских улиц" за 1958 год читаем: "В 1936 году на углу улицы Горького, рядом с гостиницей "Гранд-отель", вышел на площадь революции боковой фасад гостиницы "Москва"." Выглядело это так.



1-я очередь гостиницы "Москва"



В 1956 году это были еще мирные соседи



В 1961 году все это выглядело так. Мне кажется, или Гранд-отель уже тоже называется "Москва"?



А в 1989 уже ничего не напоминало о резных балкончиках Гранд-отеля.

Еще у Сытина описывается интересный факт о площади Революции: "Под площадью, вдоль ее главной оси, с востока на запад проходит канал реки Неглинной, поэтому зимой на площади скапливается много автомобилей со снегом - его сбрасывают, как в бездонную пропасть, в люки над рекой."

Сейчас и той гостиницы "Москва" нет. Даже если там и оставались какие-то следы Гранд-отеля, все пропало.



http://www.sebrant.ru/dec_2004/




Написано с использованием воспоминаний И.Е.Бондаренко "Записки художника и архитектора"

гостиница "Большая Московская", Тверская улица, гостиницы, Охотный ряд, Москва, история

Previous post Next post
Up