НИСА-2

Feb 13, 2009 00:32


В качестве пятой из лучших местностей и стран создал я, Ахура Мазда, страну Нисайа, что между Моуру и Бахди»

АВЕСТА





Итак, что же за место НИСА (Парфаниса, Нисайя, Неса)?

Первым знакомством современной науки с городищем Старая Ниса можно считать состоявшимся в 1882 году. Любитель археологии русский генерал А.В. Комаров впервые исследовал холмы близ села Багир в предгорьях Копетдага.



Более позднее исследование городища выявило на его месте следы поселений раннего неолита.

Время функционирования городища в целом составляет период III в д.н.э - III в н.э.
.
Старая Ниса относится к числу удивительнейших археологических памятников. Достаточно прочное представление о её назначении сложилось у ученых задолго до того, как были получены сведения о реальном местонахождении памятника.
Среди сохранившихся письменных источников упоминается город Парфаниса и сообщается, что в нем расположены гробницы парфянских царей.

Колонны (на фото) появились недавно. Не пойму зачем. По видимому пытаются что-то "осовременить". Глупо. Раньше на этих местах были неально старые колонны.



Поиски этого города начались в XYII-XYIII веке.

Позднее, уже в начале 20 века в результате археологических раскопок Нисы, одно из зданий было интерпритированно как царское захоронение. Здание это имело в основании высокий монолитный цоколь входы в который были ограничены, а именно находились на высоте трех метров, при этом к ним не вели никакие лестницы.



Вместе с тем, высказывалось предположение, что Нисийский комплекс был организован в соответствии с зороастрийскими религиозными представлениями. Имеющееся на территории комплекса башенное здание было интерпритировано как «Храм огня». Малая же башня определялась как «ката» на котором выставлялись трупы перед захоронением.

Местные жители, которые впрочем не очень интересуются  историей, расказывают тем не менее, что находили при копании земли горшки наполненные каким-то пеплом и костями  (осуари с прахом?)



Большинство исследователей Нисы строили свои определения на утверждениях о том, что Старая Ниса была местом захоронения парфянских царей или их заупокойного культа. Отправление заупокойного культа похороненных здесь царей осуществлялось в соответствии с зороастрийскими верованиями. Старая ниса одновременно являлась и местом захоронения парфянских царей , и царской резиденцией.



Рассказывают, что до сих пор на нису приезжают поломники, практикующие зороастризм.  Особенно часто, как ни странно, говорят о визитерах с Украины и Белорусии. Незнаю насколько этому можно верить, но и не верить у меня оснований нет.

Документально установлено, что в Нисе использовался зороастроийскйи календарь, а среди привлеченных к обслуживанию Нисийского комплекса упомянуты маги и жрецы огня.

Вместе с тем, гипотезы о том , что Нисийский комплекс являлся по сути зороастрйским могут быть оспорены на тех основаниях, что обитатели Нисы, не являясь коренными жителями этих мест, придерживались достаточно широкой веротерпимости и сами могли иметь веровании отличные как от зороастрийской, так и от прочих местных верований. Кроме того, здания были украшены гораздо более пышно, чем позволяли суровые зороастрийские традиции. Богатые украшения были выполнены в эллинистическом стиле.



Мнтересно, что несмотря на то, что в этих местах уже давно закрепилась исламская религия, люди до сих пор рассказывают, что были другие времена, когда каждый  молился тем богам, которым хотел и никто не был в тех местах принуждаем мечом ни к какой вере.



Особую сложность составляет то, что объекты и постройки старой Нисы не имеют прочной связи с местной культурой. Это явно искусственно привнесенный в местную среду объект. Несмотря на длительное его существование, он итак и остался чужим для местной культуры. Высокохудожественные произведения Нисы не стали основой для последующего развития соответствующих направлений в местной культуре.

До сих пор местные жители из прилегающего села относятся к Нисе как к чужому объекту. И все старания властей внушить им, что Ниса есть наследие их мудрых предков, особого энтузиазма у них не вызывает.

Обычно принадлежность подобных объектов к той или иной культуре устанавливается путем исследования монет найденных на объекте. В случае с Нисой этот прием не работает. Монет здесь было найдено мало- всего около 40. В Нисе монеты хранились именно как сокровище- изделия из драгоценных металлов. Они могли быть доставлены наряду с прочими «дарами» из совершенно разных мест, что не позволяет однозначно толковать по ним исторически важные для Нисы факты.



Интересно, что анализ планировки помещений Нисы показывает, что в её пределах нет помещений, которые можно было бы определить как жилые помещения. Странно, что храм и роскошные «дворцовые» постройки находились не в крепости, а за ее пределами. Все это указывает на предназначение Нисы как некого культового центра.

Один человек, водивший нас ранее на Нису, казался просто околдованным этим местом. Он говорил о ней столько, что казалось что смысл самого его существования водить  туда людей и пытаться объяснить им важность этого места. Он рассказывал, что есть среди этих руин место излечивающее от самых тяжелых легочных недугов. Выемка на камне. Надо налить в него с вечера молоко и уйти, а утром на заре его выпить и любая болезнь связанная с дыханием- отступит.

Есть "материнский камень". Этот рамень имеет вогнутость в форме живота беременной женщины. Если женщина не может забеременеть, она может прийти на Нису, и лечь животом на этот камень. Вскоре её желание исполняется.

А еще там есть ниша исполнения желаний. Надо просто зайти туда одному и загадать желание. Мы с  Сашей комнату это не нашли.. Да и не искали особо :) Но я сказала, что надо бы поосторожнее тут :)) А то ненароком выкрикнишь какое-нить ругательство и в это время будешь находиться, сам того не зная в ниже желаний :)) Мало ли что  исполниться может :)) Наш проводник , скоторым я ездила первый раз не повел нас в комнату желаний потому что  с нами были дети. Сказал- с детьми нельзя. Кто знает, что  выкрикнет ребенок?

В пределах Нисы имеется единственное сооружение являющееся явным саркальным центром, защищенное мощными защитными сооружениями. При этом сооружении имелась большая сокровищница, с «дарами».



Имеющийся в комплексе Круглый зал определяется предположительно как храм. Основанием для этого служит символическое значение круга в индо-европейских верованиях, где круг воспринимался как космгоническая фигура. Нередко сооружались круглые погребальные и культовые постройки.



Трудность определения заключается еще и в том, что Старую Нису попросту не с чем сравнивать. При ряде аналогий с иными культовыми постройками Азии, полной аналогии Нисе нет.





Вот эта яма единственое место на Нисе, где  есть растительность. Причем вокруг ямы она довольно обильная





Остатки крепостных башен



В настоящем посте используются материалы из книги В.Н. Пилипко. «Старая Ниса». Однако материалы приводятся достаточно вольно и их использование в контексте поста не ставит целью подтвердить или опровергнуть взгляды на изучение Нисийского комплекса г-на Пилипко, либо результаты изучения комплекса в целом. Используемые материалы применяются лишь для формирования общего представления о рассматриваемом объекте, наряду с прочими материалами полученными из самых разных, порой весьма неожиданных источников.





Остатки бассейнов. По некоторым данным здесь находились запасы воды для хозяйственных нужд, по другим- это были бассейны для омовений.







На крепостной стене







С крепостной стены открывается вид на современное мусульманское кладбище









Ниса

Previous post Next post
Up