Оригинал взят у
hipster в
О «Серене» На этих выходных потратил чуть более полутора часов своей жизни, чтобы посмотреть фильм «Серена» с моей
любимой актрисой в главной роли. Если бы не Джен Лоуренс, я бы даже не обратил внимание на эту картину. Забегая вперед, скажу, что мои ожидания были обмануты. Конечно, в этом виноват я сам - не смог отнестись к просмотру беспристрастно и представил себе тандем Лоуренс/Купер в том свете, что они предстали перед зрителем в фильме «Мой парень псих», который стоил «Оскара» исполнительнице главной женской роли и номинации актеру, сыгравшему главную мужскую. «Серена» вряд ли получит хотя бы одну номинацию на главную кинопремию. По крайней мере, «Золотой глобус-2015» совершенно точно обойдет картину стороной.
В «Серене» очень тяжелый финал. Причем, неожиданно тяжелый. До «Груза 200» Балабанова этой концовке далеко. Но в «Серене» этого, по крайней мере, ничто не предвещало. Хотя, возможно, в этом виноваты мои завышенные ожидания. Давайте обо всем по порядку…
Click to view
Джордж Пембертон, успешный предприниматель из Северной Каролины, переживает времена Великой Депрессии. Банк требует новые залоги, власти штата собираются возвести большой парк на том месте, где находится его лесопилка. Однажды он знакомится с Сереной Шоу - девушкой с тяжелой судьбой, которая изменила всю его жизнь. Она стала ему не только женой, но и партнером.
Ставка в фильме делалась именно на центральных актеров, в то время как сама картина является экранизацией романа, который не просто был «одним из», а является настоящим бестселлером.
У «Серены» все должно было быть хорошо. Продюсер Ник Уэкслер отхватил права на экранизацию книги Рона Рэша задолго до публикации романа, которому критики прочили успех, сравнимый с «Унесенными ветром» Маргарет Митчелл. На главную роль «сильной женщины» приглашена Анджелина Джоли, в постановщики записан Даррен Аронофски, только что отгремевший с «Рестлером». Снимай да радуйся, что называется. Но не пошло. Проект расстался сначала с режиссером, а потом с ведущей актрисой. Коричневатая гамма цветов, приятная музыка Юхана Седерквиста и полностью измененная концепция романа Рона Рэша составили основу фильма «Серена». Обласканная критиками после фильма «Месть», режиссер Сюзанна Бир почему-то превращает рассказ о похоти и корысти, сподвигающей человека на страшные поступки, в неторопливое повествование о неудавшейся, в силу различных обстоятельств, любви.
Лесозаготовщик Джордж Пембэртон очарован встреченной им девушкой по имени Серена, и ни на секунду не сомневается в том, что она та самая единственная, что достойна стать его женой. Дальнейшие события в версиях у писателя и режиссера, как это часто бывает при экранизации романов, сильно разнятся.
В первую очередь автор и постановщик по-разному рассматривают фигуру главной героини. В романе Серена - олицетворение такого качества как приспособление к изменяющимся условиям материального благополучия и взаимоотношений с окружающими. А в фильме она предстает как жертва супружеского союза, столкнувшегося с трудными обстоятельствами, возникшими вследствие кризиса в экономике США и поведения участников повествования, которых до встречи с Джорджом Пембертоном она знать не знала.
Там, где у Рона Рэша любовь была лишь средством, элементом, что полностью нивелирует свое значение перед лицом выгоды одной из сторон взаимоотношений, Сюзанна Бир возвеличивает романтическое чувство, подробно останавливаясь на превосходстве Серены, подчеркивая ее достоинство, показывая, что она равна мужчинам во всем и показывая жертвенность героини во имя любви к мужу Джорджу. Феминизм полностью вырезал и нещадно отредактировал огромные текстовые массивы, сценарий с каждой последующей фразой все более отходит от первоисточника. К финалу в «Серене» от романа не остается совсем ничего.
Почему картина получилась столь прямолинейной, такой скучной, блеклой, неустойчивой, сразу и не скажешь. Недостатки в «Серене» невелики, но они есть и это нельзя не заметить. Абсолютно не вызывают никаких эмоций ни Бэдли Купер, ни Джениффер Лоуренс. В их глазах читается столько усталости , что о конце их мучений мечтаешь с первых минут ленты. Сюжет имеет множество потайных ходов, но используются лишь самые очевидные из них. Самые примитивные и предсказуемые. Особенную оскомину вызывает лобовая метафора с пумой, на которую охотится Джордж Пембертон. Эта охота красной нитью проходит через весь фильм. При этом совершенно не понятно для чего использован этот хитроумный режиссерский ход в сценарии.
Именно сценарий послужил основой причиной того, что фильм был прохладно встречен как критиками, так и зрителями. Первые минут пятьдесят [то есть почти половина фильма] отведены исключительно для демонстрации того, как главные герои влюбляются и предаются интимной близости. Для широкого проката «Серена» совсем не подходит, так как из атрибутов массового кинематографа, который варьируется в самом широком диапазоне от фантастического блокбастера до комедии, в этом фильм нет ровно ничего. А рассматривать картину как образец авторского кино нельзя, потому что в ней нет ни сформулированного высказывания, ни острых социальных, значимых тем.