Рецепт спасения Украины от США. Хорватский сценарий

Mar 10, 2015 02:44





1995 год. Операция "Буря". "Храбрый" хорватский солдат и сербская беженка

Хорватский сценарий на Донбассе

Джон Шиндлер - бывший военнослужащий ВМС США, бывший аналитик АНБ (стаж 10 лет, занимался аналитикой по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Азии), ныне профессор по вопросам национальной безопасности при US Naval War College. Известный русофоб, часто пишет на тему событий на Украине, 8 марта, написал свежую статью: "How Ukraine Can Win" ("Как Украина может выиграть"). На украинском сайте gordonua.com опубликован перевод:

Американский военный эксперт: Если остановить боевиков в Мариуполе, их можно остановить везде, если нет - Украина потеряна

Если Украина сможет применить стратегическое мышление, остановит шпионаж и создаст правильную военную машину, то победит, считает профессор по вопросам национальной безопасности в американском Военно-морском колледже, бывший аналитик разведки и офицер контрразведки Агентства национальной безопасности США, стратег Джон Шиндлер.

Украине стоит последовать примеру Хорватии, которая в 1991 году отдала треть своей территории повстанцам, только чтобы вернуть ее в результате быстрых, решительных военных операций в 1995 году, считает профессор по вопросам национальной безопасности в американском Военно-морском колледже, бывший аналитик разведки и офицер контрразведки Агентства национальной безопасности США, стратег Джон Шиндлер.

"Если Порошенко не до сложной работы спасения своей страны от агрессии Кремля, он должен вернуться в кондитерский бизнес незамедлительно и освободить место для лидера, который на самом деле хочет бороться", - добавил стратег.

Автор статьи уверен, что "модель Загреба" - это шаблон для стратегического успеха в борьбе с более сильным противником. Стоит учитывать, отмечает он, что Украина по размерам и количеству населения значительно превосходит Хорватию, и у Киева достаточно ресурсов, чтобы вести оборонительные войны.

По мнению автора статьи, повторение хорватского сценария означает конкретные меры, которые должны быть предприняты в ближайшее время. Далее в статье Шиндлер перечисляет шаги, которые должно предпринять украинское правительство, если не хочет отдать еще больше территорий россиянам, а хочет вернуть потерянные.

Автор советует мыслить стратегически. По его мнению, России не на руку длительная война, поэтому необходимо прекращать "идиотские военные шаги" в местах стратегически незначимых, таких как донецкий аэропорт и Дебальцево, где Киев пожертвовал мотивированными защитниками без причины.

Необходимо пресечь любую возможность захвата боевиками Мариуполя. Автор считает, что портовый город нужно превратить в Вуковар-на-Азове (Вуковар - город, разрушенный во время войны за независимость Хорватии. Масштабная осада Вуковара началась 3 сентября. Несмотря на многократное преимущество атаковавших в живой силе и технике, защитники Вуковара успешно сопротивлялись на протяжении почти трёх месяцев. - "ГОРДОН"), и это достижимая стратегическая цель для Вооруженных сил Украины.

Если остановить боевиков в Мариуполе, их можно остановить в любом месте, если нет - Украина будет потеряна, уверен автор. Залогом победы Хорватии в 1995 он считает "долгую игру как в дипломатическом, так и в военном отношении". В конце концов Кремль устанет, и на этот случай нужно "быть готовым к рывку", считает Шиндлер.

Необходима реформа разведывательных служб, отмечает автор статьи.

"В настоящее время Киев не может ничего сделать втайне. Шпионы Москвы, глубоко укоренившиеся в эпоху Януковича, знают все или почти все. Оперативная безопасность в западном смысле этого слова вряд ли существует", - пишет Шиндлер.

Необходимо организовать контрразведку, советует стратег. Есть другие насущные потребности разведки, особенно в области радиоэлектронной борьбы, где доминирование Москвы на поле боя почти абсолютное. В этом случае может существенно помочь Запад, отмечает автор и добавляет, что в такой помощи нет смысла, пока не будет правильно организована разведка.

Следующим важным пунктом, по мнению Шиндлера, является борьба с коррупцией. Нерешительные действия в этой области могут стать причиной политической катастрофы в Украине в долгосрочной перспективе. Западные благотворительные организации вынуждены передавать помощь фронту в обход Генерального штаба и официальных инстанций. Кражи в оборонном секторе страны должны прекратиться, если Украина не хочет и дальше терять человеческие жизни и территории. В качестве меры пресечения автор советует казни "в пекинском стиле" коррумпированных генералов и политиков.

Украинских военных слишком мало, чтобы защитить страну от российской агрессии, а тем более вернуть потерянную территорию, отмечает стратег, и со времен распада СССР Украина потеряла большую часть своей боеспособности из-за коррупции и лени. Попытки мобилизовать 250 тыс. военнослужащих запоздалые и неадекватные, считает автор. Тем более, что призыв менее одного процента населения страны, когда Украина находится в состоянии войны, демонстрирует, что украинский президент Петр Порошенко хочет проиграть, уверен Шиндлер. Во второй половине 1991 года Хорватия мобилизовала почти 200 тыс. военнослужащих при населении не более 4 млн человек. Украина с трудом мобилизовала аналогичное количество бойцов из населения в десять раз больше Хорватии, отмечает автор.

Украина, безусловно, нуждается в большем количестве войск, чтобы предотвратить дальнейшую российскую агрессию, но она нуждается в усовершенствовании этих войск, уверен Шиндлер. Некоторые из добровольческих батальонов показали лучшие результаты в бою, чем большинство регулярных армейских подразделений. Они могут стать основой новой, улучшенной армии Украины.

Автор считает, что нужно выстроить трехуровневую армию по хорватской модели. Первая часть должна состоять из механизированных гвардейских бригад, укомплектованных профессиональными солдатами и оснащенных самым современным вооружением. Другая часть должна состоять из солдат без опыта и гражданской обороны, которые предназначены для зачистки, а не интенсивного боя. Основная часть армии должна состоять из пехотных бригад, смеси призывников и резервистов, предназначенных для обороны и ограниченных наступательных задач. Эта трехуровневая система обеспечивает эффективное использование ограниченных запасов.

По мнению Шиндлера, для победы Украине необходимо использовать свои возможности с умом.

"Владимир Путин предпочел войну против значительного соседа России, второй по величине страны в Европе. Теперь этот конфликт Россия не может выиграть без массового вторжения и мобилизации, политически и экономически вредных для среднестатистического россиянина", - заявляет автор.

Эксперт считает, что теперь инициатива перешла в руки Киева. Если Украина сможет применить стратегическое мышление, остановит шпионаж, создаст правильную военную машину, то победит. Все это может быть сделано, но каждый день, пока Киев не меняет курс, является еще одним свидетельством того, что правительство Порошенко на самом деле не хочет выиграть, подводит итог Шиндлер.

Итак, по сути предложено следующее:

- Перемирие необходимо соблюдать, конфликт нужно заморозить на несколько лет, чтобы потом одержать победу по хорватскому сценарию 1995 года
- Порошенко должен уйти и освободить место лидеру, который будет работать только на войну
- Необходима серьезная чистка СБУ и ВСУ от российских шпионов. По факту признается что Москва имеет полный доступ ко всей информации в этих структурах.
- Борьба с коррупцией. Расстрелы коррупционеров по китайскому образцу.
- Основой армии должны стать идейные националисты из добровольческих батальонов.
- Если исходить из пропорций, которые были в Хорватии, - то, украинскую армию нужно увеличить до 2 - 2,5 миллионов человек.

Чтобы осуществить задуманное, на мой взгляд, на Украине должна быть установлена жесткая военная диктатура. Например, сейчас все планы по мобилизации срываются, и не могут набрать армию численностью 250 тысяч человек - народ не хочет идти на убой. Армию в 2 миллиона человек можно набрать только путем массовых вооруженных облав.

Немного истории

О дискриминации сербов в Хорватии

«В Хорватии будет запрещена православная церковь, а для тех, кто не захочет переселиться в Сербию, церковь станет хорватской». - Из речи президента Хорватии Франьо Туджмана в феврале 1990 года

30 мая 1990 года новый парламент Хорватии провёл своё первое заседание. Президент Туджман заявил о начале множества политических, экономических и социальных реформ. Также была принята новая Конституция Хорватии, в которой статус сербов был изменён с «учредительной нации» на «национальное меньшинство». В новой Конституции говорилось, что «Хорватия является государством хорватов и национальных меньшинств, проживающих в Хорватии». В официальной переписке и в средствах массовой информации было запрещено кириллическое письмо, также был издан запрет хорватским сербам иметь собственные радио и ТВ. Из школьных программ были изъяты тексты по сербской истории, издания сербских писателей и поэтов. Сербов в государственных учреждениях заставляли подписывать «листы лояльности» новому хорватскому правительству. Отказывавшихся делать это немедленно увольняли. Особенно заметно это было в системе МВД. Оказывалось давление на представителей сербской интеллигенции.

Против принятия новой конституции сразу же выступили сербские политики. По мнению сербов, новая конституция не гарантировала безопасность и ущемляла права сербского населения Хорватии. К 1991 году сербы составляли 12 % населения Хорватии, однако около 17 % официальных должностных лиц были сербами. Особенно большое число служащих сербов было в полиции. После прихода ХДС к власти началось вытеснение сербов из органов государственного управления. Сербские служащие активно заменялись хорватами. Делалось это по этническому признаку и без учёта политических взглядов увольняемых. Например, 17 октября 1990 года глава хорватского правительства Йосип Манолич уволил всех сербов, работавших в правительстве и его аппарате. Тогда же начались многочисленные нападения хорватских экстремистов на Сербскую православную церковь. Были отмечены случаи избиений священников, провокаций у церквей во время богослужений, минирования храмов и осквернения могил.

Неоднократно провокационные заявления делали и хорватские политики. В частности, президент Туджман заявил, что Независимое государство Хорватия времён Второй мировой войны была не только коллаборационистским образованием, но и выражала тысячелетние стремления хорватского народа. Стипе Месич, в свою очередь, заявил, что единственная сербская земля в Хорватии та, которую сербы принесли с собой на подошвах ботинок.

Весной 1991 года произошли первые вооружённые столкновения между хорватской полицией и сербскими силами. В апреле 1991 года сербы провозгласили автономию на территориях, где они составляли большинство населения. В Загребе этот шаг сочли за мятеж. Министерство внутренних дел Хорватии санкционировало формирование значительного числа специальных полицейских подразделений. Франьо Туджман подписал указ о создании Национальной гвардии Хорватии, которая стала ядром хорватских вооруженных сил. Сербы бойкотировали референдум о независимости Хорватии. 25 июня 1991 года хорватские власти приняли декларацию независимости. Через месяц после создания независимой Хорватии около 30% её территории контролировали вооруженные формирования краинских сербов и югославской народной армии.

Операция «Буря»



На фотографии - солдаты 101-ой бригады хорватской армии празднуют победу после участия в операции «Буря»

Операция «Буря» - совместная военная операция армии Хорватии и 5-го корпуса армии Боснии и Герцеговины, проведённая в августе 1995 года против Сербской Краины. Результатами этой операции стала победа Хорватии и ликвидация республик Сербской Краины и Западной Боснии.

В результате операции существенно изменилась этническая карта современной Хорватии: оттуда бежали, по разным оценкам, от 200 000 до 250 000 сербов, ещё несколько тысяч гражданских сербов были убиты.
Как утверждает краинский генерал Милисав Секулич, 3 августа посол США Питер Гелбрейт встретился со Слободаном Милошевичем, от которого получил гарантии невмешательства Союзной Республики Югославии в конфликт и заверения, что краинские сербы в случае хорватской атаки не станут обстреливать хорватские населённые пункты.
4 августа хорватская армия начала операцию «Буря» (хорв. Operacija «Oluja»), целью которой было восстановление контроля практически над всеми территориями, контролируемыми краинскими сербами. В этой крупнейшей наземной операции в Европе после Второй мировой войны хорватская армия задействовала более 100 000 военнослужащих. Наступление было завершено 9 августа и полностью достигло своих целей.



Сербские беженцы

Сербские источники сообщают, что во время эвакуации сербского гражданского населения и армейских подразделений хорватская армия и ВВС обстреливали колонны беженцев, хорватская сторона эти обвинения отрицает. Обстрелы колонн сербов-беженцев подтвердили наблюдатели ООН и Human rights watch.
По разным оценкам, от 150 000 до 250 000 сербского населения бежали в Сербию и Республику Сербскую Боснии и Герцеговины. Из оставшихся сербов было убито по данным хорватских источников 100-300 человек. По данным Human rights watch, были убиты 150 оставшихся сербов, ещё 110 пропали без вести, хотя хорватские власти во время проведения операции гарантировали безопасность сербам, решившим остаться в своих домах. Хорватскими солдатами сжигались отдельные дома и целые села. Как утверждает сербский сенатор и историк РАН Елена Гуськова, делалось это с одобрения хорватских властей. Поджоги оставленных сербами домов зафиксировали и наблюдатели из ООН. После операции были практически полностью уничтожены такие населённые пункты как Кистанье, Дьеврске, Врбник, Голубич, Биовичино-Село, Отрич и Срб. Посол США в Хорватии Питер Гэлбрейт после операции заявил, что видел систематическое уничтожение сербских домов и убийство оставшихся гражданских лиц на территориях, которые перешли под контроль хорватской армии.

На сербском сайте srpska.ru приводятся следующие данные:

В ходе операции "Буря" по захвату Сербской Краины, проведенной хорватской армией с 4 по 7 августа 1995 г., было убито более 20000 сербов, от 15 до 20 тыс. пропали без вести. Число массовых захоронений сербов не поддается учету. Хорваты уничтожили все сербские богомолья и кладбища, чему ужаснулась даже циничная М.Олбрайт. Сербская Краина, вековая колыбель сербского народа, вымерла. Кроме того, в колоннах беженцев и временных прибежищах от голода, истощения и болезней умерло 250 чел. Отметим, что сербы бежали не из Хорватии, как твердила международная пропаганда, а со своей земли, где они жили, начиная с VIII в., когда хорватов здесь и в помине не было. Изнемогающих мучеников сопровождали разрывы хорватских авиабомб и пулеметные очереди, а тем временем международные «миротворцы», вкупе с дезориентированной и инфицированной предательством российской политической бюрократией смотрели на эту катастрофу совершенно безучастно, как на что-то само собой разумеющееся. Республика Сербская Краина пала, продержавшись четыре года, восемь месяцев и 15 дней, но осталась память о героизме 80000 ее освободителей и защитников, которым противостояли в несколько раз более многочисленные хорватские силы. Осталась память о почти 40000 спаленных сербских домах и 87 храмах. Республика Сербская Краина переселилась в миф, а мифы никогда не умирают - рано или поздно они становятся явью

Реакция международного сообщества



Сербские беженцы

- Евросоюз 5 августа осудил хорватскую атаку и потребовал прекращения боевых действий. Затем ЕС расторг несколько договоров с Хорватией.
- Германия не осудила хорватское наступление, а только выразила желание, чтобы военные действия не расширялись и не переросли в балканскую войну. Между тем, представитель немецкого посольства в Загребе К. Эндер по загребскому радио заявил: "Германия разделяет радость военного успеха с вами и выражает вам похвалу за эту войну. Должен сказать, что даже аналитики, которые знают больше меня, не могли предвидеть такую быструю и величественную акцию".
- Россия направила в ООН три протеста с осуждением хорватской агрессии и впервые за годы войны оказала существенную гуманитарную помощь. Президент России Ельцин выдвинул инициативу провести в Москве встречу Милошевича и Туджмана с целью проведения переговоров о прекращении боевых действий. Однако Туджман приехать на встречу отказался. Государственная Дума РФ на внеочередном заседании приняла законы «О выходе России из режима санкций против Югославии» и «О мерах России по предотвращению геноцида сербского населения в Краине». Однако Борис Ельцин наложил вето на эти законы.
- 15 ноября 1994 года США и Хорватия заключили договор о военном сотрудничестве. По словам министра иностранных дел Хорватии Мате Гранича, США консультировали хорватскую армию по вопросу проведения наступления на Краину. Это делалось в рамках операции Foreign Internal Defense, согласно которой Хорватии оказывалась помощь против «восставших сербов». Около 60 военных советников из американской частной военной компании MPRI участвовали в подготовке хорватских специальных подразделений и гвардейских бригад. На острове Брач был развернут специальный разведывательный центр, использовавший для сбора информации БПЛА и активно занимавшийся перехватом телефонных и радио переговоров сербской стороны.
Госсекретарь США Уоррен Кристофер возложил вину за хорватское вторжение на сербов, которые, по его мнению, спровоцировали хорватов наступлением на Бихач.

О причинах поражения



Сербские беженцы

В ходе войны в 1991-1995 годах  Хорватия в обход эмбарго ООН на поставки вооружений в страны бывшей Югославии активно импортировала оружие - от автоматов Калашникова до танков и самолётов. Информация относительно каналов поставки оружия неоднозначна: некоторые источники указывают, что значительная часть вооружений была приобретена в Германии, которая распродавала арсеналы бывшей ГДР, другие называют страны бывшего Варшавского блока, в первую очередь Венгрию и Румынию, в качестве основных поставщиков. Упоминаются также поставки из Австрии, Аргентины, ЮАР и ряда других стран.

Союзная Республика Югославия и Сербская Краина были связаны договором о военной помощи. Югославия на международном уровне была признана гарантом безопасности РСК. Однако во время хорватского наступления Белград отказался вмешаться в ситуацию. По Сербии прокатилась волна митингов с осуждением властей за предательство сербских интересов и самоустранение во время хорватской агрессии.
Среди причин быстрого поражения Краины называют распри между руководителями республики, нежелание и неумение договариваться не только с противниками, но и союзниками, а также двойственную политику Белграда.

Итоги операции "Буря"

Перепись в Хорватии




Указаны две причины поражения Краины:
- Милошевич "слил" сербов Краины, но это в итоге не спасло его от трибунала в Гааге. Думаю, что Владимир Путин, сделал из этого для себя определенные выводы. Поэтому в случае Донбасса слива не будет.
- Распри между руководителями республики. Нечто подобное происходит сейчас в ЛНР. Думаю, что казакам, товарищам Мозговому и Плотницкому стоит призадуматься.
Если же говорить о статье Джона Шиндлера, то это лишь один из нескольких возможных сценариев, которые США могут разыграть на Украине.

Сербия, Украина, Хорватия

Previous post Next post
Up