Источник "
Усадьба Урсы"
Даже снеся памятники, мы не изменим историю
Польский текст статьи «
Nawet burząc pomniki nie zmienimy historii» опубликован 7 апреля 2016 г. на интернет-портале
obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - КРАКАУЭР (KRAKAUER). Перевод
vladkharitonov.
Уже более-менее известно, каковы намерения истерической полиции относительно памятников, увековечивающих польско-советский военный подвиг и освобождение польских земель Красной Армией. Вероятно, будет создан музей под открытым небом, куда свезут все памятники, не связанные с воинскими захоронениями.
Необходимо признать, что такая идея лучше, чем полный снос памятников, что в нескольких прискорбных случаях уже имело место. Но все же по сути своей - это зло, заключающееся в уничтожении свидетельств событий, свидетельств эпохи и способное привести к извращению истории. Его трудно оправдать какими-либо причинами. Ведь эти памятники говорят правду, но правду другой исторической эпохи, относящейся ко времени, когда их возводили как приметы времени.
И если сегодня мы слышим о создании музея под открытым небом, то с этой идеей трудно согласиться, потому что мы говорим о сотнях мест, выбранных, преимущественно не случайно, в качестве мест памяти.
Возможно, оптимальным решением будет обогащение экспозиции возле такого типа памятников-свидетелей эпохи элементами, освещающими более широко локальный исторический контекст, лучше всего сразу же на нескольких языках, чтобы любой, посещающий это место, имел возможность познакомиться с его историей, как правило, волнующей и печальной. При этом следует помнить, что мы говорим о памятниках, возведенных с энтузиазмом для прославления советского оружия, освободившего нас от человеконенавистнической немецкой оккупации.
Само создание парка культуры может привести к тому, что мы очистим эти места от истории, хотя по крайней мере часть из них связана с началом польской государственности. Разумно ли это с точки зрения некоей исторической преемственности, о которой, в принципе, заботится каждая польская гмина?
Не подлежит сомнению, что польские обиды и претензии к СССР в настоящее время непостижимым образом переносимые лишь на Российскую Федерацию, отчасти справедливы. Но необходимо помнить - что бы мы не говорили о преследованиях, чинимых освободителями, Польша сохранилась, в ней говорили по-польски, и мы смогли не только выжить, но и возродили свою государственность и нацию, хотя и в форме, ограниченной до внутренней суверенности. Но невозможно оспорить тот простой факт, что жить в Польской Народной Республике было лучше, чем умирать в лагерях Генерал-губернаторства. Является ли организация заповедника под открытым небом из памятников, являющихся свидетельствами освобождения поляков от той жестокой оккупации, правильным действием в описанном выше контексте? Возникает вопрос - не извращаем ли мы при этом собственную идентичность? Разумеется, любой желающий может верить в то, что Освенцим (а наверняка и Краков), освобожден украинской армией, ведь существуют же люди, который верят в жизнь на Марсе. Но при этом мы далеко не уедем и тем более ничего не добьемся.
Ведь главный вопрос, который при этом возникает - для чего нужно ликвидировать эти памятники или собирать их в одном месте, в историческим заповеднике под открытым небом? Какое наследство оставим мы своим детям? Правильно ли они поймут трагичную историю нашего государства?
К сожалению, в это связи очень важен международный аспект проблемы. Ведь по всему миру разлетится информация о том, что поляки убирают памятники советским освободителям. Достаточно только - разумеется, с использованием сарафанного радио - запустить в виде сплетни информацию, что таким образом варшавское правительство оспаривает освобождение Польши и результаты II Мировой Войны, и мы станем всеобщим посмешищем.
Проблема вообще не должна иметь никакого международного контекста. Можно понять, что возникает, например, необходимость убрать какой-то памятник с того или иного места в связи с реконструкцией шоссе или по иной причине, но в таких случаях МИД должен проводить консультации со странами бывшего СССР. А организация масштабных акций борьбы с памятниками как со злом - это ничто иное, как большая провокация против Российской Федерации, намеренно нацеленная в сердца миллионов русских, необычайно чувствительных ко всему тому, что связано со II Мировой Войной.
Имеет ли вообще смысл такое отношение к историческим проблемам с точки зрения современной прагматики польско-русских отношений? Нужно помнить и о других странах бывшего СССР, в которых также живут семьи Героев-освободителей и победителей фашизма. Стоит ли оскорблять чувства всех этих людей?
Памятники, которые уже стоят, лучше всего оставить на месте. Придание им более широкого контекста путем обогащения экспозиции, наверняка могло бы принести пользу будущим поколениям в понимании их локальной истории. Ведь даже если мы снесем эти памятники, то - к счастью - не изменим историю.