...знаешь, сахарный мой читатель, раз уж мы так далеко забрались, да и путешествовали всю дорогу практически друг у друга на коленях, я думаю, настала пора нам прояснить пару моментов. Во-первых, пирожки спрятаны на верхней полке. Приятно знать, да?
А во-вторых, и не менее важных, вся экспедиция, о которой ведётся сей рассказ, на самом-то деле задумывалась как насквозь фанатское предприятие. Причём даже ваш автор не осознавал до конца, насколько велики масштабы катастрофы. До поры не осознавал. И вам ещё не поздно сбежать. *вступает зловещая музыка*
Однако вернёмся к главной сюжетной линии. *музыка резко обрывается. унесите тела!*
Что мы знаем о театрах, прошаренные мои? Вам-то наверняка ведома некая таинственная информация, взрывающая основы всей театральной теории, но её сейчас можно отпустить домой пораньше. Ибо для данной истории нам понадобится главным образом атмосфера. Потёртый плюш кресел, едва уловимый запах пыльного дерева, приглушённый свет и вереницы людей, передвижения которых подчиняются особому ритуалу: проплыть до места, попрыгать на сидении, покрутить головой - занавес, дружный выдох и ещё примерно три часа, проведённых в попытках съесть глазами и ушами всё, что происходит на сцене. Иногда, если повезёт, к этому набору добавляется толпа абсолютных психов, охваченных примерно тем же гипнозом театральной ретромагии, что и зрители, но имеющих при этом возможность три часа излучать свой эйфорийный восторг вслух.
И нам в этом году по всем фронтам откровенно пёрло: на Much Ado About Nothing/"Много шума из ничего" замахнулся Wyndham's Theatre вообще и дуэт Дэвид Теннант-Кэтрин Тейт в частности. Закусите пирожочком.
Здесь я хотела бы поблагодарить маму, папу, киноакадемию, мой банк и бога (любого) за то, что придумал глобализацию и интернет. Две поздних ночи и один приступ невменяемости спустя я уже была обладателем пары пропусков в намечающийся филиал рая. Шекспир манил со страшной силой.
Признаю, цитируя Кэтрин Тейт, что 'Sh-shakespeare, well, Shakespeare... is... great, alright?'. Однако, как и у упомянутой леди, у меня к старине Вилли наболело несколько претензий. Мне от него было не смешно. Абсолютно. Внутренний голос пробубнивал себе путь через комедии-на-все-времена, ни разу не улыбнувшись. Поэтому, чем ближе подходила дата встречи со сказкой, тем большее беспокойство закипало внутри. Чтение собственно текста только усилило предчувствия (с другой стороны, если бы не такая оказия, чёрта с два я бы вообще взялась за это чтение. культуру в массы). В общем, предприятие грозило стать испытанием на прочность.
Сюжет, вкратце, примерно таков: есть около-итальянский остров Мессина, куда после очередной военной кампании возвращается отряд бравых офицеров. Клавдио, вьюнош из их числа, и юная прекрасница Геро наконец решают пожениться, в чём им активно содействуют старшие товарищи и родня практически полным составом. Но тут как назло возникает коварный Дон Хуан с парочкой скользких приспешников и из чистой любви к искусству решает расстроить бракосочетание, с коей целью подставляет Геро, которую жених теперь считает коварной изменницей. Оклеветанная бедняжка, следуя совету священника, прикидывается скончавшейся от горя, по удачной случайности открываются обстоятельства подставы, жених рвёт волосы, злодей гигиенично сбегает, зомбоГеро восстаёт к жизни, все прощены, все танцуют. Это первая линия. А главная движуха на самом деле происходит совсем по другим фронтам.
Во время всего действия параллельно вышеописанным страстям нам показывают ещё одну романтическо-ненавистническую историю, герои которой на основной сюжет практически не влияют. Бенедик и Беатрис заняты делом поважнее: они выясняют отношения, и, да, детка, живым не уйдёт никто.
Собственно тут и подхватывает нас в свои цепкие объятия парочка Теннант-Тейт, подхватывает, чтобы не отпускать до победного конца. Если вам доводилось видеть их в действии, то вы поймёте о чём я. Их совместные эпизоды в сериале Doctor Who разве что не искрят прямо с мониторов, их дуэт любителей-диджеев вспахивал мозги радиослушателей не один раз, их совместные выходы в народ приравниваются к вдыханию хорошей дозы кислорода - лёгкость мысли невероятная. Этим ребятам достаточно вспомнить друг о друге, чтобы по лицу расплылась усмешка, неконтролируемая и заразительная. Дружба с первого взгляда.)
У меня, к счастью, нет ли, выдалась возможность оценить их не только в команде, но и по отдельности. Первый заход получился подготовительным: место было на дальнем ряду галереи, а господин Теннант накануне решил, что прикольно будет выскочить после спектакля на улицу в одной футболочке и, предсказуемо, заболел. Так что к нам выпустили Кэтрин, которая мило извинилась, разжевала изменения в раскладе ролей, подогрела народ и ввела лично меня в состояние "аааааааа, это настоящая Кэтрин Тейт, и мы в одном помещении, и вот она, и аааааа." Что вам сказать, пупсы... Вживую, на мой скромный, она впечатляет гораздо больше.)) То есть, по моей тираде уже было понятно, что я к ней отношусь с особой нежностью, но даже не столько как к актрисе, сколько как к отличному, талантливому и тёплому человеку, существование которого примиряет с реальностью. Всё-таки роли у неё несколько однотонные, хотя в заданных рамках она и разворачивается очень достойно. Мне понравилось, что по ходу сюжета ей выпал шанс сменить тональность и, после скандала с "сестрой" Геро, побыть серьёзной, беспомощной и уставшей. Но при этом, хватаясь за стулья, подняться и отчитать Бенедика за то, что не проявил себя как мужыг.
Короче, по итогам того вечера мой внутренний ценитель прекрасного остался доволен, большая часть мерзких предчувствий не оправдалась, а сцены и мизансцены были предварительно изучены с высоты. Правда, был под конец спектакля эпизод, когда мы всей галереей чуть не заработали по нервному тику. Рядом со мной сидела дама средних лет при несредних габаритах, и в какой-то момент она странно отключилась и начала задыхаться, чем довела нас со своим спутником до тихой паники. Хорошо, что рядом обнаружился доктор (if you get my point)), бедняжку быстро привели в чувство, и до конца спектакля она досидела совершенно спокойно. Но, блин. Осторожней, читатель, береги себя.
Второй заход к прекрасному случился за день до конца проката, и обещал пройти гораздо веселее. Для начала незабвенная
vivalabeat, мужественно терпевшая меня в разных степенях вменяемости в различные промежутки времени, порадовала мою безинтернетную душу вестью о том, что с нами нынче вечером будет наслаждаться искусством Бенджамин Кук (славный малый, журналист и
гугл).
- Гэтисс* тоже на что-то намекал, - добавила Ксения, и мы, эдак мило поржав, разошлись. Хохо. Will I ever learn?...
На сей раз кресло моё находилось в первом ряду, на расстоянии вытянутой ноги от собственно сцены. Если бы не охвативший меня накануне дзен-буддистский настрой, от одного этого факта я бы очень качественно поехала кровлей задолго до. А так весь спектр эмоций навалился вотпрямсразу, так что для паники места не осталось. Что показательно, под боком у меня сидела милейшая девушка с Аляски, а ещё чуть дальше барышня из Москвы. Йеееее.)) Вообще создалось впечатление, что первые несколько рядов как раз были заняты людьми "в теме", но, к чести народной, немало театралов пришло именно за Шекспиром и его бессмертным творением.
Пока ждали начала, успели обсудить туристический сезон на Аляске (летом, други, только летом), извилистые пути каждого к вот этим креслам и слухи, бродившие вокруг MAAN. С какого-то момента обсуждали в два ряда, а соотечественница успела сгонять за автографом Бенечки. Я благодушно решила, что не полезу к человеку, потому что как-то стрёмно, пусть уж побегает на воле.)
А потом все притихли.
А потом началось.
Действие пьесы решили перенести в 80-е, и это, наверное, к лучшему. Больше веселья и меньше путаницы с костюмами, осовремененная невербалика, поддержка зрителя, побывавшего в заданном временном контексте. Плюс создатели собрали несколько шекспировских сонетов, песен, упомянутых в этой и других пьесах и адаптировали в атмосферные диско-хиты, исполненные самими актёрами. Танцы включены в программу.)
Для протокола: актёрский состав подобрался симпатичный. Особо отмечу товарища, заменявшего в первый раз Тена. Он, бородатый и смешливый, в роли Бенедика честно отжёг, а на своём законном месте пособника зла оказался неожиданно зловещ (в красном-то латексе, ха!). Дон Педро, простигосподи, обаятельный рыжий джентльмен, сразу завоевал мои симпатии. Надо было видеть его искреннее смущение, когда он, неловко взмахнув свежеоткрытой бутылкой шампанского, пролил половину на сцену и наш ряд. "Ну с кем не бывает, милорд", - поглумился сценический братец, пытаясь не захихикать вслед за супругой, после чего "Педро" отсалютовал нам бокалом и накатил за родину.)) Отдельный книксен товарищу с гитарой, исполнявшему мечтательные серенады и метнувшего розу в руки моей соседки по креслам.)
Вообще, интерактива в тот вечер хватало. Реплики периодически обращались в зал, наши повизгивания и прочие шумы обыгрывались, нас включали в игру и подтягивали на волну общего действа. Умная книжка со сценарием, которую я прикупила себе на память, замечает, что роль лидеров спектакля заключается не просто в том, чтобы наслаждаться происходящим, но и в том, чтобы устроить наслаждение для всех присутствующих, от коллег до зрителей. Кэтрин неплохо справлялась с данной ролью сама, но, увидев её в задуманном дуэте, я поняла наконец, за что так люблю этих людей.
Дэвид Теннант. Дэвид "Скопление Отражающих Поверхностей" Теннант. Когда сие чудо с подобающим апломбом выкатывается на сцену в миникаре, в военной форме, с баночкой пива и при сигарете, когда оно открывает рот и начинает вещать с неистребимым шотландским акцентом, когда оно садится практически у тебя перед носом, небрежно разведя колени... Дальше матом.)) Я думала, меня уже давно покинули именные бабочки для живота по данной анатомической аномалии, но опыт не оставил от этой мысли камня на камне.
Сволочь прекрасен. Зараза весь в белом, невероятно высок и строен. Скотина эротично закатывает рукава рубашки и подыгрывает себе на детской электронной пианинке. Да что говорить, оно даже в похмельный час смотрится не только забавно, но и развратно.) А потом их становится двое.
Holy fucking cow on a rainbow, как же их несло. Готова поклясться, Теннант ещё не отошёл от простуды и явно сидел на "Калполе".))) Тейт, с аппетитным декольте и сыплющимися с языка остротами, не отставала, и вместе они ловили в настолько всепоглощающий кайф от происходящего, что остаться в стороне было невозможно. Вот Бенедик, "подслушав" подстроенный другами разговор, уверяется, что Беатрис от него без ума, но скорее покончит с собой, чем расколется, в страхе быть осмеянной. И наш герой, добрый, по сути, малый, решает во что бы то ни стало полюбить в ответ (для чего и стараться особо не надо) и вообще быть экстра-милым с бедняжкой. Экстра-милая улыбка в исполнении Теннанта - тихий зубастый ужас. Но чувак старается. Беатрис is not impressed, как говорится, косит на фриковатый оскал нашей лохматой макаронины, закатывает глаза:
- Я, собсно, не по своей воле, а по поручению: обед накрыт, вас ждут.
После чего удаляется, едва не крутя пальцем у виска. Но Бенедик уже прочно вошёл в romantic mode, так что сияющий оскал обращается в зал:
- 'I was forced to come here', eh?...
Мы похрюкиваем под его полубезумным взглядом. За что получаем восторженное:
- ...DOUBLE MEANING IN THAT!!!
При этом в редкие моменты затишья обоим удавалось быть в чём-то трогательными и романтичными. Ведь по сути, сколько бы они не обменивались шпильками по мелочам, Бенедик и Беатрис согласны в главном. Оно как-то чувствуется.) И страстный поцелуй в финале помогает, конечно.
Про "подслушивающие" эпизоды с обоими промолчу. И про то, как Тейт после акробатических кульбитов на лонжах пыталась от этих лонж отцепиться, для чего потребовалась помощь статиста (зал тихо сползает в проходы, Кэт стучит пальчиком по запястью, мол, нет времени, ребята, встаёт в позу и с выражением выдаёт предписанное сценарием "WHA-A-A-AT?!!"). Кстати, порадовала крутящаяся сцена, можно было и угар вечеринок передать, и за беготнёй перепачканного краской Бенедика по кустам проследить.
Напоследок про танцы. Их было. На маскараде и в самом счастливом конце. И если вам казалось, что вы уже видели "танец горько пьющего жирафа", то вы не видели того, как с энтузиазмом отплясывает Теннант в блондинистом парике, помаде, блестючем топике и кружевах. И того, как он потом приземляется в подобном виде опять же у вас перед носом, мужественно расставив небритые ножки. И как выуживает сигареты из-под мини-юбки... Ахем. Тут можно получить примерное представление о расстановке лиц:
Click to view
В общем, я понимаю, что смысла в моём тексте не было никакого, но так трудно остановиться, когда никто не перебивает.) Как уже было сказано, меня больше интересовала атмосфера, она и останется в итоге в памяти, ею и смогу я поделиться с многострадальным потомством. И с тобой, выживший читатель.
Это из саундтрека, на сцене нам не пели. Фотки взяты с
http://www.david-tennant.org/upd. славься, славься, интернет и сталкеры:
Click to view
upd2. славьтесь, люди с камерами!!
Click to view
Бонус-трек
Та-да, мы не прощаемся! Вечер на самом-то деле продолжался, и продолжался с размахом.
Вдоволь нахлопавшись и удовлетворённо выдохнув вместе с актёрами (на поклонах они вообще опускались нос к носу с нашей стоячей овацией), мы, обогащённые культурой, под стихающие аккорды музыки направили стопы к выходу. Именно в этот момент я услышала за спиной обрывок чьего-то разговора: "...and I just saw Mark Gatiss...". Меня на автомате развернуло в противоположную всем пешеходным потокам сторону. Куда, зачем, как, где - после пережитого мозг вообще не решался идти на контакт, поэтому вопросы повисли в воздухе и рассыпались по тёмным углам.
Вашего автора вынесло на заднюю лесенку, по узкому переходу вниз, где проход внезапно раскрывался спрятанным фойе с баром, блэкджеком и шлюхами. На пустынные просторы черепной коробки выбежала мысль "притормози и глянь вокруг", чем я немедленно и занялась. Пробовали когда-нибудь спускаться по лестницам в слоу-моушене, пытаясь при этом вертеть головой и соображать супер-быстро? И не пробуйте.
Мягкий жёлтый свет, около двух десятков театралов небрежно рассредоточились по уютному зальчику, ковёр приглушает шаги, Бенджамин Кук улыбается из-под розовой чёлки, позвякивание бокалов, Йен Халлард вдумчиво копается в контейнере с салатиком, неразборчивые разговоры, Марк Гэтисс помахивает корнишоном, рассуждая о театре... Я с разбега упала на барную стойку и впилась невидящим взглядом в меню. Бармен явно углядел моё намерение напиться чтением состава коктейлей и отошёл от греха.
Дальнейшие десять минут теряются в тумане. Был момент, когда я собралась с духом, перевернулась на спину и, стараясь не слишком явно хвататься за подвернувшихся людей, передислоцировалась к стеночке. Троица продолжала стоять на пионерском от меня расстоянии, что-то увлечённо обсуждая и не собираясь никуда сбегать или вызывать прямой лифт в небеса. Я маскировочно уткнулась в мобильник и задумалась о вечном. О том, как будет странно сейчас пытаться подойти и что-то там просить. О том, что схема "рвануть тельняшку на груди и велеть вот тут расписаться" не из удачных. О том, что если я этого сейчас не сделаю, то потом сделаю что-нибудь с собой. О том, что они засуетились и, вроде, взяли курс на выход. О том, что аааааааааа, фак, гори оно всё...
Я не думала, что мой хриплый выдох "excuse me, Mr. Gatiss!", вышедший на излёте, когда я уже наполовину диффузировалась в ковёр, действительно возымеет какое-то действие. Хотя фамилия получилась знатная, произнесённая с учётом всех заявок обладателя. И тут произошло страшное.
Гэтисс такой ка-а-ак обернулся.
По инерции из меня ещё вышло "would you mind to sign my ticket?", но Марк сделал ход конём и вежливо улыбнулся со словами "of course!". После чего добрался до моего полуразложившегося трупа, принял перо и билетик - я успела с холодной отрешённостью отметить, что пальцы у меня слегка дрожат - и сложился пополам, оказавшись вровень с моей внезапно опустевшей головой. Мне открылся вид на шикарный профиль и безбожный нос, после чего я принялась мысленно составлять завещание.
Марк тоже времени не терял и успел вывести на предложенной бумажке вытянутое "To".
- To whom?... - донесся до меня мягкий, как у нянюшки в дурдоме, голос.
"Классные ботинки, ням-ням", - отозвался мозг. "Молчать, нас что-то спросили!", - я перевела взгляд с коньячной кожи ботинок на внимательный глаз, оттуда на застопорившийся автограф. Мля. Именной, значит. Осталось вспомнить, как нас зовут.
- To Nastya, - "...а мою коллекцию левых носков завещаю музею космонавтики...".
Проспеллив собственное имя несчастной жертве международного фанатства, я начала потихоньку оттаивать. Рука. Ничего такая рука. Честно говоря, тянуло вцепиться в те веснушки, жалобно попросить рассказать сказку, свернуться калачиком и остаться там жить. Хвала всему подряд, мозг таки не настолько проснулся.
Гэтисс тем временем заканчивал колдовать над дарственной закорючкой и поддерживал светскую беседу, мол, имя-то какое, откуда сами будете? От моего бодрого "from Russia" его, кажется, слегка подкинуло (у фандома длинные руки, да-да), но дело ограничилось осторожным "эк вас забросило, барышня...".
Потом я рассыпалась в благодарностях, мне сказали, что фигня вопрос, мы распрощались, и муж жертвы уже виднелся у дверей, бросая тоскливые взгляды в толпу. Какая всё-таки трогательная пара. Я ещё постояла поумилялась им вослед, главным образом, чтобы проверить, все ли части моего тела обрели способность функционировать.
Living a dream, that's me.))
Фото опять же не моё, похищено из твиттера Бенджамина, но сделано тем самым вечером. Все действующие лица в кадре. Мне ухмылялся этот нос.)
_______________
*Марк Гэтисс, вменяемый читатель, - это такой специальный умный дядька, который пишет сценарии для британской теле-травы (и вот для DW в частности), в свободное время наваял три саркастичных шпионских детектива, любит ужастики, наряжался поролоновой голой женщиной, играет в кино и театре, а периодически отращивает рыжую бороду.