Бернар ЛИЕТАР. Душа денег. Часть 4.

Mar 12, 2013 16:12

Оригинал взят у novijmir в Бернар ЛИЕТАР. Душа денег. Часть 4.

Бернар ЛИЕТАР (Бельгия)

Душа денег

Главы из книги

Женщины и интеллектуальная жизнь

Юношей и мужчин аристократического происхождения учили, главным образом, обращаться с оружием и военному делу, женщин же, как правило, обучали чтению, письму, пению и рисованию. Обычно только женщины и составляли слой грамотных людей. И это были не только аристократки. В школах при монастырях можно найти записи о том, что здесь проходили курс обучения девочки, начиная с 6-7 лет, не только благородного происхождения, но и дочери прислуги или ремесленников.[126] Женщины умели не только читать, но и писать. Например, существует мнение, что самый первый официальный учебник во Франции написал Франсуа Рабле. Однако за пять веков до рождения Рабле, между 841 и 843 годами, женщина по имени Дуода написала "Manuel pour mon Fils".[127]

Процветает искусство: например, музыка впервые выходит за рамки религиозных и церковных обрядов, и сочиняются первые светские инструментальные произведения.

Ещё более примечательным и совершенно уникальным явлением стало быстрое развитие литературы, связанной с "Изысканной любовью", возникшее поначалу в Провансе и Аквитании на юге Франции. Ук де Сен-Сир, трубадур XIII века, тонко подметил её суть: "Изысканная любовь для мужчины - это достижение небесных высот через женщину".


Ценности, воплощённые в куртуазной литературе, дважды прерывали скучную жизнь Европы, в первый раз в XII-XIII веках, когда она возникла, и, что ещё более удивительно - в XVIII веке, когда она возродилась, породив целое направление - Романтизм.[128] Режин Перну даже утверждает: "Любовь была изобретена в XII веке".[129] Конечно, именно тогда возникло то, что отличает восприятие любви на Западе от её восприятия в остальном мире. То новое, что возникло в XII веке, рассматривалось "как важный этап в процессе эмансипации женщин".[130]

Согласно К.C. Льюису, трубадуры "способствовали переменам, которые вошли в нашу этику, в наше воображение и в повседневную частную жизнь, они же воздвигли непреодолимые барьеры между нами и классическим прошлым, с одной стороны, и Восточным настоящим, с другой. По сравнению с этой революцией Ренессанс был просто "мелкими брызгами" на поверхности литературы".[131]

Первоначальный импульс к появлению куртуазной литературы исходил от lenga d"oc. На юге Франции, где в то время на этом языке говорили все, т.е. половина всего населения страны, эта литература называлась "trobar fin"amor" по-провансальски. Она дала толчок развитию поэзии на всех других зарождающихся языках Европы от Каталонии и Галиции до langue d"oil на севере Франции (где они называются "Trouveres"), до Германии ("Minnesanger"), Англии ("Troubadour") и Италии ("Trovatore", позже источник вдохновения Данте - Беатриче).[132] Заметим, что до того времени имелась только одна литература, неизменно писавшаяся схоластическим латинским языком, доступная обычно только учёным, получившим церковное образование. Таким образом, впервые появилась литература, написанная на народном языке, и это было не только ново по сути, но имело и важное социальное значение, поскольку эта литература была понятна людям из самых разных социальных слоев. Впервые у простых людей появилась своя литература!

Один из самых известных литературных сборников того времени был посвящён истории Грааля, очаровавшей не одно поколение людей, в том числе и наших современников.[133] Существует много различных версий этой истории[134], но все они пронизаны одной общей особенностью. В версиях XII века Грааль - всегда священная чаша, достаточно очевидный символ женственности[135]. Главная идея истории Грааля состояла в том, что подлинное учение Христа проповедовали не Пётр и Павел, а "Хранитель Грааля", и что только женщины были "достаточно чисты, чтобы нести чашу Грааля"! Конечно, это прямо противоречило учению Церкви, и позже инквизиция жестоко расправлялась с подобными идеями и с людьми, которые их распространяли.[136]

Интересно, что не менее двадцати женщин-трубадуров было обнаружено среди первых трубадуров lenga d"oc XII века.[137] Эти troubairitz, как называли таких женщин-поэтов на их родном языке, были необычайно сведущи в вопросах куртуазной любви, с точки зрения средневековой женщины.

Женщины-трубадуры XII века

Мег Богин исследовал то общее, что объединяло двадцать женщин-трубадуров первой волны Куртуазной литературы.[138] Все они были дворянского происхождения, все происходили из Южной Франции и владели собственностью, что было обычным явлением по законам о наследовании того времени. Все они занимались поэтическим творчеством от имени женщин, и сохранились документы, подтверждающие, что, по крайней мере, половина из них при жизни пользовалась официальным статусом поэтов. Этим женщинам было бы трудно понять, для чего понадобился Жорж Санд мужской псевдоним, который она была вынуждена взять, добиваясь "серьезного признания".

Из двадцати женщин trobaritz, которые писали на оригинальном lenga d"oc, у нас сохранились тексты восемнадцати. Вот несколько коротких отрывков, написанных с откровенностью, какой не найдёшь в поэзии трубадуров-мужчин.

"Элиас Кайрел, я хочу знать

правду о той любви, которая когда-то была у нас;

Поэтому скажи мне, пожалуйста, зачем ты отдал её другой?".[139]

Изабелла (род. в 1180 г.).

"Он так обидел меня,

что теперь и не знает, куда спрятаться;

нет, я не ошиблась, когда лишила его своей любви,

и я не унижусь ради него".[140]

Неизвестный автор.

"И всё же, в конце концов, потеряешь ты,

если у тебя не хватит храбрости доказать свою правоту,

и ты принесёшь нам обоим несчастье, если откажешься сделать это.

Ибо дама не осмеливается открыть свои подлинные желания,

опасаясь, что все сочтут это вульгарным".[141]

Гарсенда (род. в 1170 г., замужем за Альфонсом II из Прованса, после его смерти в 1209 г. стала регентом Прованса и занимала это положение до 1217 или 1220 г.).

К смущению некоторых учёных, кажется, имеется даже уникальный случай лесбийской любви, в которой объясняется неизвестной женщине женщина-трубадур Биерис де Романс.

"Молю тебя тем, что делает тебе честь,

не дари свою любовь лживому поклоннику.

Прелестная женщина, достойная возвышенной радости и благородной речи,

К тебе обращены мои стансы.

Потому что в тебе есть веселье и счастье,

и всё то, чего можно желать в женщине".

Биерис де Романс (первая половина XIII века).[142]

Новый пример уникального поклонения женскому архетипу появился в Центральный период Средних веков, который нас интересует. Потом, после XIII века, нам уже долго не найти этого свободного самовыражения женщин, характерного для trobairitz.

Исторически очевидно, что Чёрные Мадонны существовали до появления Куртуазной поэзии, тем не менее, чрезвычайно быстрое распространение их изваяний по всей Европе совпадает с ростом популярности этой литературы. Есть даже прямая связь: на духовном уровне, как было показано, в этой литературе явно присутствует влияние Sufi.[143] Одна традиция Sufi, чей расцвет совпал с бумом Чёрной Мадонны в Европе, называла Марию "Laila", что значит Ночь, и прославляла Её как самую высокую цель мистических поисков.[144] Это нашло идентичное отражение в воспевании трубадурами "Nоtre Dame de la Nuit", в прославлении Её как Мадонны Преобразования, как Королевы их духовных поисков.[145]

Поэтому можно не удивляться тому, что женщины были, вероятно, самыми выдающимися харизматическими личностями среди самых знаменитых мистиков и мистических авторов своего времени, например, такие как Хильдегард фон Бинген, Хераде фон Ландсберг, Марджери Кемп, Джулиан из Норвича, Катарина из Сиены, Катарина из Генуи, и многие другие.

Один немецкий учёный всё связал воедино: "Куртуазная литература, мистическая любовь к Чёрной мадонне, алхимия и влияние Sufi в его средневековой форме - всё это имело одну общую цель: внутренний опыт Hieros Gamos (священный брак) с андрогенными чертами, интеграция мужского и женского начал, приводящие к слиянию человеческого с божественным".[146]

Женщины в политике

Некоторые очень независимые женщины играли выдающуюся роль в политической и интеллектуальной жизни в Центральный период Средних веков. Ярким примером тому является Элеонора Аквитанская, жившая в XII веке. Она дважды была королевой, матерью двух королей, она с успехом противостояла Императору и Папе и управляла своими двумя королевствами, проявляя удивительную ловкость и сильную волю.[147] Именно из-за последнего качества она позже заслужила дурную репутацию у историков (мужчин). В своё же время она отнюдь не была исключением. Режин Перну[148] анализирует жизнь Адель де Блуа, королевы Анны, графини Матильды, Агнес де Пуату и Элиеноры из Кастилии, показывая, что все они были совершенно независимы и оказывали серьёзное влияние на политическую жизнь своего времени. Все они жили в промежутке между X и XIII веками.

Наконец, даже женщины-монахини сказали свое слово в политике. "В течение XI века аббатиса из Мобеж, на севере Франции, управляла не только своим монастырём, но примыкавшими к нему городом и всей территорией. У аббатисы Регенсбургской были свои депутаты в национальных ассамблеях. Аббатисы из Херфорда и Кведлибурга снаряжали воинские контингенты для армии Императора и имели своих представителей на собраниях Империи".[149]

Многие первоначальные монастырские общины были "двойными", т.е. имели под своей юрисдикцией один монастырь для монахинь, а другой - для монахов. Согласно проведённому исследованию пятидесяти таких "двойных" монастырей, все они находились под управлением женщины. Все подчинялись аббатисе, а не аббату![150] Такие "двойные" монастыри будут ликвидированы к концу XIII века.

Приданое невесты против "выкупа" жениха

Во многих обществах мира по-прежнему сохраняется обычай, когда при заключении брака родственники невесты выплачивают деньги или отдают какое-то имущество в качестве приданого или когда жених должен заплатить выкуп. Тацит отмечает в 98 г. н.э., что среди германских племён жених платил невесте, а не наоборот, как это практиковалось в Риме. Таким образом, прослеживая колебания маятника времени между традициями Рима и германскими традициями, можно найти некоторые количественные показатели отношения к женщине в обществе. И что интересно - германская система не только сохранилась в неприкосновенности в Центральный период Средневековья, но и повсеместно вытеснила традиции Рима, даже из Средиземноморской Европы, где они господствовали в течение многих веков. Арабский летописец Ибрагим Ибн-Якуб описал в 965 г. н.э. одну из традиций, типичных для варварской Европы. "Стоимость супружества так высока, что если человек имеет две или три дочери, то они для него - целое богатство; если же у него рождаются мальчики, это становится причиной его бедности". Аналогичные жалобы можно будет услышать снова в Европе в конце Средних веков (1300-1500), только женский и мужской пол при этом поменяются местами". [151]

К удовлетворению экономистов, возможно, это самые точные из всех имеющихся количественных оценок важных перемен, в том числе и смены женского архетипа, потому что X-XIII века отличаются определённой количественной переоценкой в денежном выражении стоимости девушек и женщин, по сравнению с предшествующим или последующим периодами.

Некоторые историки пытались объяснить чрезвычайно активную роль женщин в Центральный период Средних веков простой "нехваткой трудовых ресурсов" в городах. Но если это так, то к чему "синие понедельники"? И зачем, в таком случае, тратить столько времени на ваяние витиеватых скульптур, которые стоят в самых дальних и незаметных уголках таких гигантских сооружений, как соборы? Что ещё более удивляет, зачем строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в три-четыре раза превышает численность всего городского населения, зная при этом, что люди, начавшие это строительство, не увидят его завершения при жизни? Я убеждён, что за всем этим стоит нечто более важное, и пример с соборами, который я предлагаю рассмотреть далее, доказывает это.

Время соборов

"Это был величайший период строительства, невиданного никогда прежде по своему размаху, и просто перечисление имён и мест не передаст представления о мощи и качестве конечного продукта этого строительства" - таково заключение одного хорошо известного историка.[152] Очевидец XII века Пьер Франкастель справедливо утверждал, что "никогда прежде не наблюдалось столько больших строительных площадок одновременно".[153]

На самом деле, я считаю неожиданный расцвет соборов в Центральный период Средних веков самым веским, осязаемым доказательством того, что в то время происходило нечто экстраординарное, с точки зрения архетипов. Этот беспрецедентный строительный бум прекратился после 1300 г. так же неожиданно, как и начался тремя веками раньше. Я также убеждён, что большое значение имеет тот факт, что чуть ли не все из ещё трёхсот соборов, построенных в Европе в тот период, были посвящены Марии, и ни один - Иисусу Христу, хотя предполагалось, что это была его религия. В одной только Франции было построено в Её честь в Центральный период Средних веков более восьмидесяти соборов и двести пятьдесят церквей. Важно отметить, что к этому строительству, так же, как и к наименованию соборов, централизованная власть (церковная или какая-либо другая) не имела никакого отношения, вопреки устоявшемуся мнению. К тому же, по оценкам, 1 108 монастырей были построены или перестроены между 950 и 1050 годами. Строительство ещё трёхсот двадцати шести аббатств было завершено в течение Xi века и ещё семисот двух - в течение XII века.[154] В эти два столетия, в частности, строились аббатства размером чуть ли не с город, и это подтверждается примерами Клуни, Шарите-сюр-Луар, Турнусом, Кайеном и многими другими. По оценкам Жана Жимпеля, в эти три столетия миллионы тонн камня были добыты в одной только Франции - больше чем в Египте за всю его трёхтысячелетнюю историю (при том, что строительство одной только Великой пирамиды в Гизе потребовало 2,5 кубометров камня). По оценкам медиевиста Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей! В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было еще больше: одна церковь на каждые сто жителей.[155]

Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати.[156] "Божий дом был и народным домом. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто "поболтаться", поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем".[157] Собор был местом, где, помимо религиозных обрядов, проводили собрания всего городского населения и другие общественные мероприятия, требовавшие крыши над головой. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи - не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа.[158] Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали. Церковь, конечно, находилась в более "привилегированном" положении, поскольку больше времени отводилось отправлению религиозных культов (ежедневная утренняя месса и целый день во время частых религиозных праздников), у неё было и "привилегированное место" (место хора у алтаря). Но она была точно лишь одним из многих действующих лиц. Специальное учреждение, ведавшее финансами собора, представляло собой независимую организацию под вполне многозначительным названием "l"Ouvre de Notre Dame" ("Дело Нашей Госпожи")[159]. Это учреждение было ответственно и за сбор средств, и за оплату труда сменявших одна другую рабочих бригад, строивших собор, а затем поддерживающих его в порядке (см. вставку).

Каждая гильдия, которая оплачивала расходы, связанные с содержанием часовни, полностью распоряжалась ею. Местная знать и/или члены королевской семьи делали пожертвования в виде, например, эффектного окна-розетки или раки для мощей местного святого.[160] То есть они "украшали торт вишенкой". Но за сам "торт" платили простые граждане и торговцы, и собор принадлежал городу и его гражданам. Например, в Данциге гильдия носильщиков внесла свой вклад и в строительство известной церкви Марин, оплатив собственное окно - одно из красивейших. В Шартрезе можно увидеть окно из цветного стекла с изображением торговцев мануфактурой, занятых работой, скорняки же оплатили другое окно. В Амьене единственным крупнейшим донором был красильщик.

"Дело Нашей Госпожи" или финансы собора [161]

Специальное учреждение, независимое в юридическом и финансовом отношениях, под названием "la Maison de l"Ouvre de Notre Dame" было при каждом соборе. Одно из наиболее полных письменных свидетельств относится к собору в Страсбурге во французском Эльзасе. В 1206 году Ouvre Notre Dame в Страсбурге состоял из комитета граждан, пока ещё с участием и местного епископа. Однако, начиная с 1230 года, роль епископа и духовенства в целом падает настолько, что после 1262 года епископ был даже исключён из этого комитета. В 1290 году "l"Ouvre de Notre Dame" становится официальным муниципальным органом. В этом качестве он сохранился до сего дня, исключением был короткий период после Французской революции (1789-1809), когда французское государство установило свой контроль над ним ("Regie des Domaines").

"Maison de l"Ouvre de Notre Dame" в Страсбурге сохранился и в настоящее время является музеем с уникальной коллекцией оригинальных документов, относящихся к планированию и строительству именно этого собора.

И опять же не случайно, что именно в период с Х до XIII век было начато строительство и были возведены все соборы во Франции (строительство некоторых продолжалось позже, но уже более медленными темпами, и ни один из них так и не был завершён). В Англии "пик строительных работ пришёлся на период между 1210 и 1350 годами. Глубокий спад, начавшийся до эпидемии Чёрной Смерти, достиг самой низкой точки к середине XV века... Это нельзя объяснить общим упадком религиозности...".[162]

Графический анализ строительства в Англии крупных церквей, выполненный Моррисом, показывает, что оно достигло максимальных величин именно в 1290 году, после чего быстро сокращалось на протяжении всего XIV века.[163]

Мне нравится пример с соборами, потому что я вижу в них один из самых прекрасных даров истории Запада. Это мощный символ веры, мастерства, солидарности и щедрости. С более узкой экономической точки зрения, строительство соборов было грандиозным способом создать будущий долгосрочный доход для всего общества. Выше упомянутый пример, показывающий, в каком образцовом порядке содержались орудия труда, мельницы и колодцы, подтверждает то же самое.

Чем объясняется такой размах строительных проектов? Почему затем произошло падение?.. Нельзя объяснить этого одним лишь возвышением и дальнейшим ослаблением веры и религиозных убеждений. Однако можно было бы объяснить это тем, что процессы смены архетипических ценностей и изменений в денежной системе происходили одновременно.

Когда нельзя хранить сбережения в деньгах, их вкладывают в то, что выдержит испытание временем, и будет представлять собой ценность в будущем. Поэтому, вместо того, чтобы копить деньги, их обычно вкладывали в улучшение землепользования, в ирригационные проекты, в производство гобеленов и картин, в разведение крупного рогатого скота, в овцеводство, в текстильные станки, мосты, транспортное оборудование, ветряные мельницы, давильные прессы и даже в строительство соборов.

Соборы: инвестиции на века?

Не надо забывать, что кроме очевидной символической и религиозной роли, которую я, конечно, не хочу преуменьшать, соборы играли и важную экономическую роль. Привлечение денежных потоков всегда важно и выгодно, как это подтверждается сегодня примером Диснейленда. В те времена это делали путём привлечения паломников, которые играли ту же экономическую роль, что и туристы в наше время. Строительство самого красивого собора в округе было самым лучшим способом привлечь паломников. А иначе, зачем было обществу строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в два-три раза превышало всё население города?

Но особенно интересно то, что Соборы строили на века, с тем, чтобы они обеспечивали приток денег в данном обществе в очень отдалённой перспективе. Так создавалось благосостояние для вас и ваших потомков в тринадцати поколениях! Это доказывается тем, что это всё ещё работает и сегодня. Например, в Шартрезе большая часть городских предприятий живёт за счёт туристов, приезжающих посмотреть на собор спустя восемьсот лет после завершения его строительства.

Любопытно, как долго будет выполнять свою экономическую функцию Диснейленд…

Как перестала играть музыка

Важно отметить, что все эти позитивные эволюционные тенденции достигли своей кульминации около 1300 года, после чего последовал внезапный спад и регрессия, продолжавшиеся несколько веков. Европейская музыка эпохи Первого Ренессанса в Центральный период Средневековья очень быстро исчезла.

Откат 1300 года

Точно так же, как в случае с шумерами (глава 2 той же книги Б. Лиетара), становление централизованного имперского королевства совпадает с жесткими репрессиями против женщин в обществе. Логика такой взаимосвязи, возможно, определяется тем, что мужчинам легче подчиняться авторитарному королю тогда, когда они сами могут быть "королями в собственном доме". Поэтому, когда церковь укрепила институт "королевской власти божественного происхождения", она напрямую связала светскую и военную власть с "естественным" доминированием в ней мужского архетипа. Пользуясь архетипической терминологией, можно сказать, что тем самым была установлена институциональная связь между Королем, Воином и Магом - тремя архетипами Ян.

Любопытным ранним предвестником этого явления стала судьба, постигшая Куртуазную литературу и культ Чёрных Мадонн. Один немецкий учёный отмечает: "Одновременно с географическим распространением куртуазной культуры после 1100 года по всей Европе, начавшись с Франции, распространился и культ Чёрной Мадонны... Примечательно, что Куртуазная литература и ваяние первых скульптур Чёрной Мадонны достигли своего расцвета, а затем исчезли одновременно... В 1277 году церковь официально осудила Куртуазную литературу. Поэты, воспевавшие Изысканную Любовь, были отлучены от церкви как "прислужники Сатаны". Вместе с осуждением эротической куртуазной литературы происходила замена первых изваяний Чёрных Мадонн, выполненных в строгом романском стиле в образе готских женщин и идеальных матерей, сладко улыбающимися белыми Мадоннами. Многих Чёрных Мадонн стали перекрашивать в телесные тона, и (мантильи зелёного цвета) переделывали в голубые вуали, или же их статуи просто выбрасывали и зарывали в землю, их часовни закрывали или оставляли без применения... Романская Чёрная Мадонна, величественно восседавшая на Своем троне, была культовой фигурой, зеркально отражавшей роль женщины в обществе, а, значит, и такую по своей природе Любовь, какую это общество принимало".[164]

Одновременно постепенно урезались социальные и юридические права женщин: "Руководящая роль женщин-аббатис в двойных монастырях была уменьшена. Обряд причащения стал делом исключительно мужчин-священников... Роль женщин, которые ранее были относительно свободны и могли становиться поэтами, врачами и руководить гильдиями, постепенно сводилась к функции предмета обмена в браке, женщин стали презирать, как демонических искусительниц и ценили лишь за их способность производить наследников".[165] Поначалу такие изменения натолкнулись на сильное сопротивление даже со стороны духовенства. "Когда были урезаны права женщин на образование, и когда, в конце концов, даже монахинь стали ограничивать в их праве на обучение, сформировалось движение "Beguines", которое отказалось давать религиозный обет, что позволило им продолжать обучение женщин и девушек. Но в 1312 году собственность этой организации была конфискована, её права урезаны, и против неё выступила Инквизиция".[166]

Появление ещё одного признака переходак патриарахальной модели можно разглядеть почти точно в 1300 году. Одновременно с появлением моды вводятся новые законы, регулирующие её. "Некоторые законы были предназначены специально для женщин. Это были "законы о регулировании расходов", действовавшие в Европе примерно с 1300 года. Законы были направлены против потенциальных трат на проведение пышных церемоний (свадьбы и похороны) и на дорогостоящие наряды. Теоретически это относилось и к мужчинам, и к женщинам, но по существу было направлено против последних".[167]

Обнаруживается ещё одно новое направление в мышлении - новая интерпретация обществом роли груди, особого символа женского архетипа.

В Центральный период Средних веков грудь женщины не считалась чем-то "особенным". Её не прятали, хотя и выставляли напоказ не больше, чем мужскую грудь. В XIV веке (начиная с Италии) в моду вошло изображение груди многочисленных "Madonna del Latte" и Девы Марии, кормящей младенца, как символа святости. Но это оказалось всего лишь переходным этапом. В течение XV века, вопреки героическим усилиям духовенства, в конечном счёте проигравшего эту битву, утвердился новый взгляд на женскую грудь, которая теперь утратила роль символа святости и превратилась в важный эротический "объект". Эта роль сохранилась практически до сегодняшнего дня. Дразнящую женскую грудь стали изображать в "коммерческих" целях: чтобы продать (преимущественно мужчинам) чуть ли не всё: от революций (Марианна) до сберегательных облигаций периода Гражданской войны в Америке, от пива и голубых джинсов до автомобилей.

Мэрилин Ялом подводит итоги этого процесса перепрограммирования следующим образом: "Все более в искусстве и литературе грудь принадлежала не младенцу или церкви, а земным мужчинам, которые видели в ней только стимулятор возникновения желания".[168]

Откат к патриархату начался примерно в конце XIII века и продолжался на протяжении почти шести веков, а со временем это движение назад стало даже более интенсивным, как видно из примера с урезанными правами женщин на труд и на свободу. До середины XX века большинство женщин на Западе не имели даже права открыть собственный банковский счёт "без согласия супруга", ситуация, которую Элеонора Аквитанская нашла бы смехотворной и немыслимой.

Ниже будут показаны коллективные эмоциональные последствия этого отката назад, к подавлению женщины, а пока обсудим материальные аспекты.

Продолжение Предыдущая часть

Цивилизации, Экономика, Развенчание мифов, Финансы, Деньги, История

Previous post Next post
Up