В театре я была вчера! И не поверите, с каким восторгом я там была! Во-первых - без детей...
как в дальние-дальние времена, в прошлой жизни, в глубокой, забытой молодости, когда за мной ещё не тянулся хвостик из обезьянок из моей шелупони, - а вот прям как настоящая дама! Прям вот... с сумочкой, вот! А во-вторых, театр попался замечательный. Моя добрая знакомая
elena_mitsa пригласила меня в музыкальную театр-студию "ТеНер" на Шкулёва. На музыкальный спектакль "На той единственной гражданской". Театр маленький, подвальный. В босяцком районе. С потрясающими актёрами. Которые нет, не профессионалы. И нет, не знаменитые. Но, граждане, как же это всё было здорово!
Спектакль, строго говоря, спектаклем назвать нельзя. Это скорее концерт из песен начала 20 века. А что в этом самом начале случилось в Российской империи - никому объяснять не надо. Талантливый режиссёр и вокалистка Александра Неронова решила, на мой взгляд, головокружительную по сложности задачу: музыкальными номерами в течение двух с половиной часов удерживала внимание зрителя. Это сложно. Очень сложно даже для маститых и популярных исполнителей: держать зал столько времени. А артисты театра ТеНер - держали. Мне ни разу за всё время действия не пришло в голову взглянуть на часы. Никаких провисаний, никаких накладок. Выходят один за другим артисты и исполняют песни и романсы времён Гражданской. И я вам честно скажу: прекрасно исполняют. Более того - "играют" эти песни. Те, кто интересуются русской песенной лирикой, знают, что многие из песен того времени довольно монотонны, построены на трёх-четырёх блатных аккордах и красотой стиха не блещут. Вот и попробуйте исполнять, скажем, все двадцать куплетов "Раскинулось море широко" так, чтобы зритель не заскучал! При том, что даже припева нет, и разбавить текст нечем! А режиссёр и актёры эту задачу блистательно решили - песня была и спета, и сыграна! А известную всем на свете, в зубах навязшую "Ах, шарабан мой - американка!" пела и играла актриса невероятной красоты. И играла так, что это был моноспектакль, а не полублатная песенка-приплясочка. А романсы, которые довольно сложны для исполнения - "Снова слышу голос твой" и "Он виноват"? Это ведь не шарманочный "Мой костёр в тумане светит", в этих романсах ПЕТЬ надо уметь. Актрисы справились прекрасно!
Да, пару раз за спектакль было: забывали текст! Но вот я вам скажу: ну и что?!. Текст забывают все, театральному народу это прекрасно известно. И петуха дают все - даже Заслуженные и Народные. Да-да-да, сама слышала, и не раз! В известных театрах столицы! И это, скажу я вам, рабочий момент. И в момент этот самое главное - удержать лицо и со сцены галопом не умчаться! Как меня учила одна старая цыганка: "Если посреди пляски каблук подвихнёшь и свалишься - сиди на жопе, бей плечами и делай вид, что так и хотела!" Именно в этом "так и хотела" и есть профессионализм. Забыл куплет - танцуй с улыбочкой и вспоминай следующий!
Очаровательной была Александра Неронова с ариями из оперетт. Я никогда бы не подумала, что арию "Эй, гусар!" из "Принцессы цирка", написанную для баритона, можно так шикарно исполнить женским голосом. Совершенно другая окраска, необычно и привлекательно! И прекрасным было драматическое решение номера "Мы решили перебраться за кордон..." В фильме "Корона российской империи" её исполняла Гурченко - помните? Конечно, Людмила Марковна была ослепительна. Но драматическим номером эта песенка не стала. Лёгкая ресторанная шансонеточка, не более. Как, впрочем, и вся эмигрантская линия в этом фильме. Может быть, поэтому (в том числе) заключительная часть трилогии о Неуловимых и оказалась провальной. Незачем было глумиться над эмиграцией, незачем опошлять. Имхо. Александра Неронова, исполняя лёгкую, на первый взгляд, песенку, вывела на глаза зрителя её внутреннюю боль - и ариеточка стала драмой. Это и есть настоящий талант и погружение в образ.
А ещё была прекрасная цыганская пляска перед пролетарской комиссией от Элены Мицы, которую я должна была снимать - и, похоже, сняла отвратительно. Потому что технофобка безрукая - раз. И потому что одним глазом смотрела в камеру, а другим - на артистку - два. Но что я могла поделать, красиво же было страшно! Самая натуральная цыганская пляска в самом натуральном (а не кафешантанном с голым пузом и юбками до головы!) костюме! И завораживающий, заколдовывающий своей кажущейся монотонностью "Ездовой" от Милоша Миерта - одна из тех песен, которых в телевизоре не услышишь и на аудиодиске не купишь. И вся связка революционно-матросских песен, которые, казалось, моему поколению ещё в детстве набили оскомину, - ан, нет! Исполнялись так крепко, сильно и спаянно, что поневоле понимаешь, зачем людей несло тогда в революцию и зажигать пожар мировой.
И ещё очень хочется сказать несколько благодарных слов автору текстов спектакля. Как любой театрализованный концерт, "На той единственной гражданской" должен был держаться на единой связующей нити. Этой нитью были письма, которые на протяжении всего спектакля читали женщины - письма от любимых, друзей, братьев, сыновей, оказавшихся на войне. Тяжёлой, несправедливой, братоубийственной. И тексты этих писем написаны великолепно. Настолько здорово, что я весь спектакль мучилась и вспоминала: откуда же могли взяться эти строки? Я перебрала и "Дни Турбиных", и "Тихий Дон", и Тэффи, и даже "Хождение по мукам". А оказалось, что все эти тексты - авторские и написаны одним из актёров театра! Я знаю, каких трудов стоит правильная речевая характеристика персонажа. И расписываюсь в полном своём восхищении. Это было не просто интересно, а высокопрофессионально! Как говорят мои старшие дети - респект под ручку с уважухой!
10 ноября в театре ТеНер - спектакль "Тевье-молочник". Если кто-то из моих френдов захочет прекрасно провести вечер - рекомендую! Я убеждена - вы получите удовольствие! А я ещё раз благодарю неповторимую Александру Неронову и её замечательный коллектив! Вы - молодцы, удачи вам, полного зала и хороших сборов в матросскую фуражку! Узнать всё о театре можно здесь:
https://tenermusic.ru