Книгоноябрь

Dec 08, 2016 17:27


"Резкое похолодание. Зимняя книга", "Икарова железа. Книга метаморфоз", "Переходный возраст" Анна Старобинец

Залпом прочитала три сборника рассказов Анны Старобинец, и все они слились для меня в одну большую, страшную и сильную книгу. Хотя тематика у них условно у каждого своя, но общего у них гораздо больше, чем различного, и вот это общее (наверное авторский стиль) гораздо важнее и сильнее чем условное деление на темы.

Старобинец сравнивают со Стивеном Кингом, и многие наверняка снисходительно усмехнуться - ну куда там замахиваться на короля ужасов, и литераторам помаститее-то неловко. А вот я скажу крамольное: для меня Старобинец лучше, круче и страшнее!

Потому что Кинга обожаю как персонажа, ценю его фантазию и огромное количество сюжетов, толкающихся в голове, но вот когда он начинает в подробностях описывать страшное, которое творится вокруг, и начинаются все эти трясущиеся кусты, из которых виднеются огромные паучьи лапы и окровавленные челюсти - все, мне не страшно, а противно максимум. Потому что самое страшное - оно по-моему вот такое, то что замечаешь уголком глаза и обмираешь, а поворачиваешься резко, целиком - и вроде бы нет ничего, думаешь - фух, показалось. Но знаешь: нет, не показалось, оно там, сзади, за тобой, уголке, под кроватью, в голове, всюду. Это шорохи неизвестно откуда, шепот из головы прямо в ухо. Это такие вот малюююсенькие сдвиги в пространстве, в мире, в близких людях, которые и не можешь сформулировать и описать, уговариваешь себя: нафантазировала, глупая, а оно тебе шепчет: нет, не привиделось, ты наша, ты уже знаешь...

А так описать: ну щенок в переходе, ну игрушки электронные, ну операция... обычная вроде бы жизнь, это вам не окровавленные челюсти в трясущихся кустах. Но страшно - жуть просто. Очень качественная, отлично написанная, прекрасная жуть.

И определенно - я влюблена в Старобинец, она хороша во всех жанрах, за которые берется. Ей удается и пугать, и смешить, и затрагивать чувства.


"Она уже мертва" Виктория Платова

Платова - это мое тайное немножко стыдное читательское слабое место. Стыдное потому что я понимаю - ну не назовешь это хорошей литературой, да и качественным детективом тоже, а кто-то и вообще скажет, что бред. Но не могу ничего поделать, все равно что-то цепляет, задевает вот мои личные струнки и потайные мозольки - поэтому и слабое, что все равно читаю, даже сама порой ругаясь и применяя всяческие нелицеприятные эпитеты.

Началось все с ее первого романа "В тихом омуте", про девушку по прозвищу Мышь, у которой убили двух друзей, она сделала пластическую операцию и перевоплотилась в Еву, такую Черную вдову, чтобы всем отомстить. И там дело было даже не столько в сюжете (захватывающем), сколько в такой немного претенциозной словесной манере, которая меня очаровала. Еще сериал потом сняли с Амалией Мордвиновой. А потом еще несколько книг вышло, потом какой-то бред под этим именем стали публиковать, а потом вроде бы все наладилось и Виктория опять пишет что-то нормальное, что я до сих пор почитываю.

Ну что я в этом нахожу? Да вообще-то много чего) Поток женского сознания, прямо все что внутри переживается очень интенсивно, каждая мысль ловится на лету и рассматривается под микроскопом, со всеми ее ответвлениями, кажое чувство с его мельчайшими оттенками раскладывается и рассматривается как платье перед вечеринкой, с поправлением складочек и разглаживанием узора. Героини все сложные, маленько шизанутые, с тяжелым взглядом и темными мыслями, нелепые зажатые неудачницы и роковые женщины одновременно, надломленные и варящиеся в своих кошмарах и сложных подробностях. Язык с обилием метафор, всяческих сравнений-аллюзий-образов, виснущих гроздями на каждом слове. Да, бывает перебор, но все равно как же это мне нравится! И то что нет у этих героинь типично женского стремления быть для всех хорошей, найти принца и варить борщ. Нет, бывает и страсть к принцам, но такая, странно-болезненная, и борщи случаются, но тогда непременно с какими-то замысловатыми таинственно-поэтическими ингредиентами.

В общем, что греха таить, нравится мне это. Стыдно, и советовать никому не буду, но нравится. И если при мне ругать-костерить будут, слова не скажу. А просто молча и тайно буду продолжать читать и даже перечитывать


"Половинный код. Тот, кто убьет" Салли Грин

Еще одна подросковая фэнтези-сага. Мне не понравилось, точнее близко к сердцу не пришлось. Но как и обещала dana_lana, не буду смеяться и издеваться :-)

Книга написана от первого лица, в очень такой рефлексивной манере, с описаниями мыслей и чувств, и сопереживание, пропускание всего происходящего через себя - очень важно для удовольствия. У меня не получилось сродниться с персонажем, поэтому я и внимательней по сторонам смотрела. И то что там, снаружи главного героя - мне не понравилось и меня не убедило. Очень много вторичных идей, но как они живут и сочетаются в этом мире - плохо продумано.

Я бы сказала, что это такие Сумерки, только про мальчика, и не про вампиров, а про черных и белых магов-волшебников. Так что если вам такое нравится - есть все шансы получить много удовольствия.

Но все-таки я уже в который раз удивляюсь причудливому маркетингу. Маркировка 18+ зачем она здесь? Это же самый что ни на есть янгэдалт, подростковое чтиво, по идее все это, про поиски себя, самоидентификацию, открытие своих возможностей и способностей, первые поцелуи, первые мысли о сексе, размышления о любви и дружбе... Ну кому как не подросткам это читать? По идее это самое что ни на есть 12-18.  Странно, в общем.

книги

Previous post Next post
Up