Книгоиюль

Aug 20, 2016 16:03


"Настанет день". Деннис Лихэйн

Деннис Лихэйн стал для меня открытием прошлого года и сразу вошел в число любимчиков со своими напряженными детективными триллерами. Но этот роман открыл полюбившегося автора с другой стороны. Эта книга - начало семейно-исторической саги о семье ирландских эмигрантов, одной из многих, переживающей непростые времена в Америке времен сухого закона.

С самого начала невольно возникают перед глазами образы из кино. Тут не только "Подпольная империя", но и "Банды Нью-Йорка" и что-то из "Крестного отца" и нотки "Однажды в Америке". Даже не потому что речь о криминале, а потому что это мужская история. Не в том смысле что это не для дамских ушей или не в том что там одни драки и никаких соплей. Просто это еще те времена, когда историю делали мужчины, а женщины лишь вдохновляли их на победы, утешали после поражений и промывали раны.

В стране (да и в мире) трудные времена. Повсюду бомбисты, забастовки, нищета и надвигающееся отчаяние. И даже полицейские, оплот общественного спокойствия - получают копеечную зарплату, еле сводят концы с концами, работают сутки напролет, но не имеют права как остальные рабочие отстаивать свои права. Вот собственно эта подготовка печально известной полицейской забастовки в Бостоне 1919 года и является центральной осью романа. А уж вокруг - судьба сыновей семьи Коглинов, мафия, подпольные социалистические организации, крепкая дружба и настоящая любовь.

И знаете, в книге есть воздух. Сентябрьский такой, пока еще теплый, пахнущий листвой и вызывающий щемящее чувство нежности ко всему вокруг. Может быть потому что есть в сентябрьском воздухе чувство недолговечности: это солнце и тепло ненадолго, winter is coming, и это очень соответствует духу романа.

Да, это другой Лихейн. Как будто лихой парень повзрослел, сел и призадумался. Да, это чтение не назовешь увлекательным и развлекательным, оно более вдумчивое и основательное. Но у автора получается даже несмотря на серьезный тон или на кропотливое изложение темы создать интригу, сюжетное напряжение и обаятельных героев.

В общем, это хорошо. Это и правда Большой Американский Роман.

P.S. Только не пугайтесь сцены игры в бейсбол, с которой начинается книга. Дальше такого не будет, обещаю.


"Автохтоны". Мария Галина

Можно, рассказывая об этой книге, начать с сюжета. Некий человек приезжает в некий городок, чтобы найти сведения и свидетельства о весьма незаурядном спектакле, поставленном здесь в 20-е годы. В своих поисках он знакомится с местными жителями и все больше погружается в особенную атмосферу города... Можно так сказать, но это будет то же самое, что описать "Твин Пикс", как сериал о детективном расследовании.

Потому что происходит это все будто во сне. Понятные и реалистичные очертания людей и предметов то расплываются, то превращаются во что-то совсем другое. И все это кажется понятным и органичным там, в пространстве сна: и оборотни, и сильфы, и .переселение душ, и музыка сфер, и тайные общества, и черт знает что еще. Ну да, а что такого? И лишь проснувшись понимаешь, что живая и органичная только что реальность ускользает , не получится что объяснить, что же это было. Просто знаешь, что это было интересно, необычно и завораживающе.

Такая вот книга.

Язык у Галиной кстати замечательный, и остроумный, и точный, и достаточно мастерский чтобы творить всю эту мистерию. Кажется у меня появился еще один любимый российский автор.



"Девушка в цвету". Татьяна Толстая

Ничего не знаю, я поклонница Татьяны Толстой.
Обожаю ее остроумие, острый язык, ее манеру быстро увидеть всю соль ситуации, а затем подобрать слова и выстроить перед тобой сценку которую, кажется, и видишь, и потрогать можешь. Мастерство.

Книга "Девушка в цвету" - это даже не рассказы наверное, а эссе, заметки и статьи, написанные по разным поводам в разные издания. Тут и размышления о жизни, и воспоминания, и рецензии на фильмы и анализ книг. Мне конечно же, больше всего понравились жизненные зарисовки. "Как мы были французами" и "Пустой день" - пожалуй любимые.

Но даже те, которые никак не полезны и не применимы, например, что-то длинное про какую-то неведомую книгу какого-то неизвестного мне Малкина - все равно читаешь и интересно, и получаешь удовольствие от ее оборотов, эмоций, от умения закрутить фразу и пульнуть неожиданно словцом.

В общем, для первого знакомства с автором я бы эту книгу советовать не стала, слишком уж разнородные вещи под одной обложкой, и среди них много необязательных, и входивших в другие сборники. Но для тех, кто Татьяну Никитичну уже знает и любит - вполне приятное будет чтение.


"Мастер ветров и закатов". Макс Фрай

Я не то чтобы фанатка Макса Фрая, но Ехо и всех его обитателей люблю трепетно и нежно. Так что я наверное фанатка именно этого цикла. А теперь надо добавить: была.

Потому что вот это вот - это профанация! Сюжет, годный на рассказ (к примеру один из тех что составляют первый том, Чужак), растянут на целую книгу. Сюжет? Что? Зачем? Все ведь любят трактиры, камру, шуточки сэра Макса и околофилософские размышления в каждом абзаце - вот получите-распишитесь. Да, любим. Но не в таких количествах и не в такой концентрации.

Как будто приехала в долгожданный отпуск в любимое место, о котором мечтала, на который десять лет копила, а там вместо любимых домов на площади - декорации, по которым актеры в запыленных париках и костюмах ходят и пристают сфотографироваться. Или может это я в разлуке намечтала, а оно всегда там так и было?


"Оставленные". Том Перротта

Если все начинается с того, что миллионы человек на всей планете одновременно взяли и пропали, то по умолчанию кажется, что это фантастика и весь цимес будет в том чтобы выяснить что произошло и вернуть пропавших.

А что если сместить фокус и подумать о другом. О том, что будет если такое произойдет. Произойдет и все, неизвестно почему, необъяснимо и внезапно. Что будет с оставшимися?

Наверное сначала будет паника. Потом оплакивание пропавших. Потом отрицание и надежда. Потом горе.
И неизбежно, неотвратимо придут мысли. Не просто воспоминания о близких, не просто горе от того что их больше нет рядом. Мысли о том, как же это случилось, по чьей воле и по чьему допущению. Мысли о смысле жизни, боге и вселенной. Размышления о случайностях и закономерностях. И о том, как дальше жить, если такое может случиться. Вот он, экзистенциальный кризис, из которого оставшимся предстоит выходить каждому своим путем. Кто-то находит утешение и объяснение в религии, кто-то в новой секте, кто-то зовет пропавших героями, кто-то обличает их грешную человеческую природу, а то-то просто тонет в своем горе и не может найти утешение ни в чем.

В общем, книга эта не о том почему люди исчезли, а о том, зачем и почему и как вообще живем эту жизнь мы все, кто пока что еще здесь.

Не знаю, понравилась бы мне книга, если бы я прочла ее до сериала? Теперь трудно судить, потому что после просмотра она вписалась в его атмосферу и стала недостающим кусочком пазла, дополнив мне всю картину. Но думаю, что в сериале нотка грусти и отчаяния, слышимая в книге, перерастает в целую полифоническую симфонию, завораживающую своей печальной красотой. Так что это тот редкий случай, когда экранизация по крайней мере не хуже

книги

Previous post Next post
Up