Книгоиюнь

Aug 14, 2016 15:58



"Правда о деле Гарри Квеберта". Жоэль Диккер

Таинственная история о пропавшей 30 лет назад девушке, с которой связана история большой любви, разворачивающаяся в маленьком американском городке, окруженном лесом и морем. Ммм, звучит заманчиво! Главные герои - писатели, один - живой классик с великим романом за плечами, второй - начинающий и пытающийся побороть страх чистого листа. Разговоры о писательстве, рассуждения о его сути, история рождения книги от первой идеи сюжета до издания. Уау, здорово!

Да, могло бы быть! Но не стало в этом случае.
Потому что на самом деле вся эта карета превращается в тыкву примерно после 100 страниц.

И как ни странно, но главный недостаток - это не то, что сюжет крутится вокруг любви 43-летнего мужчины и 15-летней девочки. (А ведь не так уж и много вещей которые гарантированно хуже этого). Хуже всего то, что потенциально классные вещи сделаны второпях и на скорую руку.
Советы о писательстве, с которых начинается каждая глава - пустое сотрясение воздуха, больше похожее на статусы вконтактике, чем на здравые мысли.

Видите ли, писательство очень похоже на бокс. Встаешь в боевую стойку, решаешься ввязаться в схватку, поднимаешь кулаки и бросаешься на противника. С книгой все примерно так же. Книга - это бой.

Со временем наступает недоумение, как оба главных героя вообще стали писателями. Потому что те фрагменты их книг, которые приводятся - это ни в какие ворота не лезет. Особенно разочарование наступает, как только выясняется, что великий американский роман "Истоки зла" - это банальная история любви. И ладно бы мы могли вообразить величие ее слога, приподнявшего обычную историю на уровень искусства. Нет, нам любезно предлагают отрывки, после которых мы должны понять, отчего все читатели от мала до велика обоего пола обливаются слезами и зачисляют эту книгу в свои любимые.

Моя милая! Как Вы можете говорить, что я не люблю Вас? Вот Вам слова любви, вечные слова, они идут из самых глубин моего сердца. Слова, чтобы сказать, что я думаю о Вас каждое утро, когда просыпаюсь, и каждый вечер, когда ложусь спать. Ваше лицо запечатлелось во мне, когда я закрываю глаза, то вижу Вас перед собой.

И если от первого такого отрывка просто удивляешься, то когда читаешь в сотый раз все эти причитания "О, я люблю вас навеки!", которые нам пытаются выдать как нечто драматичное и весомое, то закрадывается подозрение, что книгу написал подросток, который искренне считает признаком великой любви исписывание листов буквами любимого имени, а великой литературой - любовную переписку.

В общем, нет доверия автору, нет сопереживания героям, и главное - никакого энтузиазма узнать, в чем же дело. А зачем? Если тебя всю книгу держат за идиота, то рассчитывать на что-то продуманное и обоснованное в финале не приходится. Хочется задраить все люки и выбраться из этой неубедительной трясины поскорее, вот и все.



"Бог никогда не моргает". Регина Бретт

Это то что называется переборщили.

Начинаешь читать и думаешь: как здорово, отличная идея! Да, все эти мысли знакомы, все это мы уже слышали. Но здорово вот так снова их вспомнить, прочитать какие-то новые истории и вдохновляющие примеры. И история автора подкупает: нелегкая жизнь в атмосфере нехватки родительского внимания и любви среди десяти братьев и сестер, ранний алкоголизм, незапланированная беременность и рождение ребенка, непростая жизнь матери-одиночки, постоянная смена работы, поиски любви и в довершение о всему рак! Но она не сломалась, нашла свое призвание и стала-таки автором своей колонки в газете как и мечтала, вырастила дочь, встретила любимого мужчину и победила рак! Женщине с такой судьбой и с таким опытом веришь, думается что она знает что говорит, ведь сама через все это прошла и жизнь не выдала ей ничего просто так.

В середине книги уже начинает немного подташнивать от сиропа, которым порой сочатся страницы. Да, история про монаха в ковбойских сапогах отличная. Но 50 советов как впасть в детство и тут же столько же - как любить себя со всеми штампами вроде того что надо купить себе красивое белье и принять ванную со свечами - заставляют скривиться. Да и противоречия встречаются. Сначала совет о том что ты у себя одна и второй жизни не будет, и тут же - мироточивая история о женщине, которая все свое время и силы посвящала заботе о всех вокруг и было ей счастье.

Ну и концу книги наступает уже настоящий передоз слащавости. Истории про людей-сущих-ангелов просто бесят, а учащающиеся восхваления Бога и силы его любви заставляют невольно отстраниться.

Наверное хорошо читать такую колонку в газете раз в неделю. Или случайно выхватить такой совет где-то случайно и подумать: а ведь верно подмечено! Или прочитать подобную историю порой в ленте соцсети и улыбнуться или умилиться. Но читать эти 50 советов подряд в таком вот концентрированном виде - вряд ли лучший способ ознакомиться с жизненными уроками от Регины Бретт.


"На службе зла". Роберт Гэлбрейт

Это уже третий детектив о Корморане Страйке и четвертая книга Гилбрейта, которая меня убеждает в одной мысли. Если бы не имя Джоан Роулинг, скрывающееся под псевдонимом на обложке, никто бы этого автора не читал, по крайней мере в таком количестве и с такими положительными отзывами.
Потому что это посредственно.

Не плохо, нет. Но и не особенно хорошо, честно говоря. Нормально, средне, обычно, банально, не более. Во всем, от героев и их отношений, до самой детективной составляющей. Все это было сто раз в десятке мест - от ромкомов до детективов разного пошиба.

А отдельно хочется отметить язык Роулинг, и ее манеру гиперболизировать черты характера персонажей и их поведение. Если неприятный персонаж, то у него непременно редкие жирные волосенки, разложенные по лысеющей черепушке, а вся одежда в жирных пятнах и засыпана перхотью. Кто-то скажет, что это оживляет действиие. А для меня это утрирование и превращение живой картины в карикатуру. В детских и подростковых книжках, как ГП такое упрощение вполне вписывалось в картину мира. Но во взрослом мире, где сейчас пытается играть Роулинг, все немного сложнее и тоньше устроено, а она будто отказывается это замечать, продолжая писать про выдуманную действительность, просто она у нее выдумана теперь немного по-другому.

книги

Previous post Next post
Up