Мотель Бейтсов (Bates Motel), 1-3 сезоны

Sep 23, 2015 19:00

Почему-то у меня было сильное предубеждение перед этим сериалом. Не хотела его смотреть. Почему? Было какое-то ощущение-предвосхищение, что это нечто вроде "Ганнибала", только в маленьком городке.



Оказалось, что все не так.

Начнем по порядку. Если кто не смотрел Психо (я, например, посмотрела только после сериала, а до этого знала сюжет, фишку и значение для массовой культуры в общих чертах), Норман Бейтс - это такой хозяин мотеля на отшибе, потихоньку убивающий ненароком заезжающих к нему редких гостей и переодевающийся (перевоплощающийся) в свою маму Норму, с которой у него были близкие отношения по типу “лучший друг парня - его мама”, и общения с которой ему очень не хватает после того как он ее убил и начал хранить ее труп у себя в подвале.



Ну вот сериал - это предыстория, которая должна рассказать как собственно Норман дошел до жизни такой.

В начале сериала - он старшеклассник, приезжающий с мамой Нормой в этот самый мотель, который она купила по дешевке на деньги, доставшиеся по страховке от скоропостижной смерти мужа (отца Нормана). Мы догадываемся, что что-то там не так с этой смертью, уж больно странновато себя ведут мама с сыном, но кто из них приложил руку к смерти или никто не приложил - остается только догадываться. А так вполне нормальная семья, только вот очень уж близкие отношения у них, сразу же навевающие мысли об эдиповом комплексе в самом его буквальном воплощении. Они все время вместе, они друг друга ревнуют, и кажется оба догадываются, что это слегка не нормально, но предпочитают делать вид что просто вот такая дружная семья.



Но дальше - больше. Отношения стновятся все страньше и страньше, они и устраивают друг другу истерики, и манипулируют, и мирятся, и вообще больше похожи не на маму и сына, а на слегка сдвинутую семейную пару. И мы понимаем: все будет хуже и хуже, и настанет момент, когда Норман наденет женское платье и блондинистый парик. Настанет время, когда он убьет свою первую (а может уже и не первую жертву), настанет момент, когда он совсем сойдет с ума. У нас на глазах, представляете? Ну разве не чудесно! И эти моменты действительно настают и они эпичные! Есть такие эпизоды, от которых просто мороз по коже, до такой степени там накалена обстановка, оголены нервы и все пропитано безумием и нервным срывом.



Норман развивается на протяжении всех сезонов, скатываясь в безумие. Мы не понимаем, что у него на уме, а только догадываемся. Фредди Хаймор сыграл его шикарно. Он немного похож на прототипа, но не такой харизматично-обаятельный, как герой Энтони Перкинса в "Психо", скорее типаж "милый хороший мальчик". Но когда срывается с катушек - это действительно мощно и страшно. В его отношениях с матерью его только нет - и ревность, и взаимозависимость, и стремление отделиться, и еще больше и дальше этого. И все эти грани мы видим на протяжении сериала.



Норма - это тоже нечто трудноописуемое. Она также меняется в сериале, только вот тут уже не совсем понятно: это запланированное изменение образа, или сценаристы в какой-то момент поняли, что надо чуть-чуть в другую сторону ее развернуть и сбавить обороты. Но ее образ действительно немного изменился, и по мере того, как Норман все больше съезжает с катушек, Норма из безумной мамаши превращается в просто немного эксцентричную женщину, которая видит что сын сходит с ума и не знает что этим делать. В Вере Фармиге - бездна обаяния, и с его помощью она заставляет зрителей не проклинать героиню за то, что она творит со своим сыном, а сочувствовать и пытаться понять. А еще получать гигантское удовольствие от своих эксцентричных выходок и взбалмошного, но полного женской прелести поведения.



В общем, сериал конечно стоит смотреть ради вот этих безумных отношений. По крайней мере, я от этого получала основной кайф и удовольствие. Но к моему прискорбию, кроме Нормы и Нормана там хватает сюжетных линий и персонажей.

Рядом с Нормой и Норманом есть два персонажа, которые в противовес этим ненормальным, просто невозможные обаяшки и трогательные милашки, заставляющие сопереживать им из-за всех сил до боли в сердце. Одна из них - это Эмма, девушка, безответно влюбленная в Нормана. А второй - это еще один сын Эммы, Дилан, с которым связана не менее трагическая и ненормальна семейная история.

Помимо этого есть и соседи, и шериф, и куча другого народа. Причем остальные герои в большинстве - тоже не ясны солнышки, творят всякие нехорошие дела, но по разным причинам, и этому есть довольно правдоподобное объяснение - у города старая и богатая криминальная традиция. Все богатеи там живут за счет всякого криминального бизнеса типа торговли наркотиками или людьми или еще что. И полиция, а точнее служба шерифа, тоже во всем этом участвует, прикрывает но и не дает выйти из берегов.

Соответственно, побочные линии - связаны с криминалом разной степени тяжести. Тут и ворованные китайские девочки, и торговля наркотой, и убийства, как случайные, так и не очень.
Лично меня все эти линии в основном раздражали, потому что создавали какой-то информационный шум, отвлекающий от главных персонажей. Во втором сезоне, например, Норма-Нормановская линия совсем приостанавливается ради этих криминальных разборок, и разгорается только в последних сериях сезона, что чуть меня не заставило серил бросить. Но в третьем - все снова возвращается на прежние места и вознаграждает зрителей за терпение.

Рузюмируя, скажу, что любителям психологических перекосов, сдвигов и копаний - обязательно смотреть! Я вот с нетерпением жду следующего сезона!

сериалы

Previous post Next post
Up