Эта трилогия - по-моемуне имеющий аналогов случай в истории кино. Три фильма об одних и тех же людях, с одними и теми же актерами, снятые в течение 18 лет (нет, они не все время снимались, просто между фильмами промежутки почти в 10 лет). Каждый из фильмов показывает лишь один, знаковый отрезок из их жизни. И все вместе они складываются в цельную, правдивую историю любви и отношений.
А все началось в 1995 году с фильма "Перед рассветом", сюжет которого основан на впечатлении режиссера Ричарда Линклейтера от одного эпизода из его жизни, когда он познакомился с девушкой и провел ночь, гуляя и разговаривая с ней, а впоследствии расстались и никогда больше не встречались. После съемок второго фильма - "Перед закатом" - он пытался разыскать ту самую Эми, и узнал, что она погибла в ДТП. Последний фильм серии - "Перед полуночью" - он посвятил ее памяти.
Но с нашими героями все произошло не совсем так, как в жизни режиссера.
Перед рассветом (1995)
"Если есть на свете бог, то он не в ком-то, не в тебе или во мне, а в маленьком пространстве между нами. Если есть на свете волшебство, то оно в попытке понять кого-то, чем-то поделиться. Этого почти невозможно достичь. Но какая разница, правда? Ответ должен быть в попытке". Эти слова из фильма как нельзя лучше описывают его суть, настроение и то, что в нем происходит.
А если проще, то происходит вот что: парень и девушка, случайно разговорившись в поезде, решают соврешить авантюру, сойти с поезда и погулять вместе по Вене. До рассвета. А утром - дальше, по своим маршрутам. И весь фильм мы следуем за ними, слушаем их болтовню, наблюдаем как они узнают друг друга, как откровенничают и смеются, как возникает мужду ними связь, в реальность и истинность которой им самим трудно поверить.
Никакого экшена, крутых сюжетных поворотов, только двое главных героев. И в основном все держится только на разговоре, диалогах и монологах. Но в этом столько волшебства, того самого, о котором говорится в цитате! От этого просто невозможно оторваться!
Снято все настолько просто, практически реалити. Полное ощущение, что актеры действительно просто идут и импровизируют, а оператор просто следует за ними. И эта простота создает эту самую непринужденную атмосферу, эту интимность и подлинность слов, взглядов вообще всего происходящего. Будто на самом деле только они вдовоем и есть в целом мире. Это настолько реально, что в некоторые моменты чувствуешь себя даже неловко, будто углядел парочку на улице и тащищься за ними, смотришь и подслушиваешь. Стдоно, но не можешь удержаться - так интересно, так заманчиво, так притягательно.
Вообще очень много клевого в фильме. Во-первых, идея внезапно сойти с поезда - как она мне нравится, как я часто чувствовала такое же желание! Это на самом деле события, которые не должны были произойти, это чувство волшебства и нереальности, остановившегося, исчезнувшего времени.
Во-вторых - их разговоры. Они говорят то, что и у тебя було, чувствовалось, думалось, просто не формулировалось и не облекалось в слова. А они это выражают и это трогает безумно.
В-третьих - сама встреча. Отлично показано то самое волшебство, таинство, которое возникает, когда встречаются родственные души. Когда на самом деле нет никаких ухищрений, мыслей, когда понятно сразу, что с этим человеком хочется говорить, заниматься сексом, смотреть на него и чтобы он смотрел на тебя. Откуда это приходит - непонятно. Но это волшебство! И это настолько знакомое ощущение, что прямо кончики пальцев чешутся от знания как это бывает, насколько это прекрасно!
И финал - как ни больно, как ни горько, как им самим не тяжело, но именно это, возможно, и сделало ночь настолько волшебной и запоминающейся. Так ли это, правльный ли выбор сделали герои? Узнаем из следующего фильма.
Перед закатом (2004)
Я волновалась: не спадет ли градус, не будет ли это надуманным? Нет. Этот фильм для меня еще лучше, чем предыдущий. Если первая история была такая лирическо-романтическая, то эта - намного пронзительней! И как же хорош Итан Хоук!!!
Что же происходит перед закатом? Снова все просто. Наши герои сталкиваются в Париже спустя 9 лет. Конечно же, тогда они не встретились, как договаривались. А потом жизнь пошла своим чередом, и та ночь формально ушла в прошлое, стала одним из интересных воспоминаний. Но на самом деле - так ли это? Для каждого из них - это становится все больше понятно по ходу фильма - это не так.
Снова разговоры, снова они умалчивают о чем-то, болтают вроде о пустяках и вместе с тем о жизни. И (снова - до боли знакомо, узнаваемо, близко) каждый держится бодро, боится показать, что для него та встреча была важна, та ночь - не забылась, потому что - а вдруг у другого вовсе не так. В этом снова такая искренность, уязвимость, столько настоящих, реальных чувств! Но все ближе к концу прорывается боль, одиночество, сожаление о том, что не случилось и все больше их накрывает желание быть рядом, нежелание расставаться и понимание что вот оно - прошло 9 лет а чувства-то никуда не делились И в песне Селин про “one night stand” понятно что именно эта одна ночь оказывается была важнее, чем все последующие 9 лет и все отношения, которые в них были. И веришь им на все сто. Каждому слову, каждой эмоции, каждому жесту. Это как будто реально происходит в жизни. Только вот им завидуешь, потому что большинство испугалось бы, не открылось, откатилось к привычному. А они - со страхом и неверием в глазах но все таки пришли в ту квартиру, она спела, а он сидел и смотрел на нее со слезами. " - Ты опоздаешь в аэропорт. - Я знаю". И столько в этом счастья! Столько радости что вот наконец-то я оказался в том месте, где и должен. И у нее так же. И думаешь: слава богу!
И еще: хорошо, теперь наконец-то вы вместе, но что дальше? Не исчезнет ли влюбленность и романтика, выдержити ли вы испытание реальной жизнью вместе, сможете ли быть счастливы вдовоем не одну ночь или один день, а годы? Что ж, встретимся еще через 9 лет.
Перед полуночью (2013)
Третий фильм получился самым болезненным из всей истории. Но это прсто потому что он опять же очень реальный и настоящий.
Снова прошло 9 лет. Наши герои все еще вместе. Но так ли все гладко? Конечно же нет, как и у большей части семейных пар. Они проводят отпуск в Греции и решают на один вечер остаться вдвоем. Снова - разговоры, прогулки, беседы, откровения.
Только на этот раз - не такие романтичные. Я не была замужем но думаю что это все узнаваемо на 100%. Эти комки говна и правды, которые летят с обеих сторон. Эти диалоги, эти фразы - да сколько раз я слышала их от обеих сторон, хотя и сама не произносила. И это прекрасно. Это настоящая жизнь. Она не идеальная, но она настоящая!
И снова, через шуточки и комментарии, герои обнажаются, открываются друг перед другом. Снова ищут дорогу друг другу. Снова пытаются объясниться и понять. И снова в финале до слез за них радуешься: смогли, не спасовали, не дали всему этому разрушить себя и свои отношения.
В этом много правды, боли. Но в конце есть самое главное - надежда и свет. Вместе можно быть и вместе можно жить. Главное - вспоминать, кто вы друг для друга и почему все это затеяли.
Хочу памятник поставить тем, кто сделал эти фильмы. Ричард Линклейтер, Жюли Дельпи, Итан Хоук - вы невероятные молодцы! Это одна из лучших историй любви, что я видела в кино. Здесь есть все - влюбленность, настоящая любовь, настоящий брак. Вот про что это, причем честно и правдиво как нигде!
Если вы еще не видели этих фильмов - обязательно посмотрите! Они никого не оставят равнодушными, я уверена! Это близко и знакомо всем - и мужчинам, и женщинам, и молодым, и не очень. Это для всех. Это настоящее, отличное кино!