На обновившей стиль ярмарке TEFAF спросом пользуются работы малого формата
Mar 19, 2016 14:27
Недавно обнаруженный Рембрандт, обновленный второй этаж, нью-йоркские планы TEFAF и разгорающийся скандал по поводу подлинности не представленных в Маастрихте картин стали предметами толков и пересудов в первые дни ярмарки.
Во время открытия TEFAF много обсуждались работы, которые были проданы еще до ее начала, но при этом выставляются впервые, в том числе и «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (ок. 1624-1625) Рембрандта на стенде Talabardon & Gautier. Фото: Harry Heuts photography
Продажи в день ВИП-открытия главной европейской антикварной ярмарки были неоднородными, но все-таки они были. Самыми обсуждаемыми стали два полотна старых мастеров, ушедшие в руки новых владельцев еще до начала работы 29-й по счету TEFAF.
[Spoiler (click to open)] Галерея Talabardon & Gautier продала Коллекции Лейден (принадлежащей хозяину нью-йоркского хедж-фонда Тому Каплану) недавно обнаруженное полотно Рембрандта «Пациент без сознания» («Аллегория обоняния») (1624-1625) из серии картин, представляющих пять чувств. Сообщается, что сумма сделки составила от €3 млн до €4 млн.
Рембрандт Ван Рейн. Пациент без сознания (Обоняние). 1625, 21.6×17.8 см.
Кроме того, к моменту открытия TEFAF галерея Colnaghi, судя по всему, уже продала гаагскому музею Маурицхёйс отлично сохранившийся натюрморт 1615 года кисти Руланта Саверея. Покупку стоимостью €6,5 млн финансово поддержали лотерея BankGiro, Ассоциация Рембрандта и неназванное частное лицо.
Roelandt Savery. Vaso de flores en un nicho. 1615. Óleo sobre tabla. 63,5 x 45,1 cm. Imagen cortesía de Colnaghi.
Сделки состоялись прежде всего благодаря репутации ярмарки, несмотря на то что многие дилеры старого искусства начали год с ощущением охлаждения и без того остывшего рынка. «На этой ярмарке чувствуется напряжение», - прокомментировал ситуацию дилер графики старых мастеров Стивен Онгпин.
Вот еще несколько обсуждаемых на TEFAF тем (ярмарка работает до 20 марта).
Успех небольшого формата
Широко известно, что предложение в секторе старого искусства - вещь крайне нестабильная. В этот раз недавно вышедшие на рынок выдающиеся крупноформатные произведения малочисленны и редки, зато по-настоящему качественные работы представлены в малом формате. «Лично меня на ярмарке этого года больше всего заинтересовали работы небольшого формата», - говорит директор лондонской Masterpiece Нази Вазех.
Наряду с Рембрандтом со стенда Talabardon & Gautier в число самых ярких вещей старых мастеров вошла картина Эль Греко «Христос на кресте» (ок. 1573-1576, масло на меди, галерея Sanct Lucas, €4,2 млн). Она была написана во время десятилетнего пребывания художника в Италии; недавно эксперты мадридского Прадо признали ее подлинником знаменитого критянина. Еще одна новинка в корпусе признанных работ - написанный Николасом Хиллиардом «Портрет короля Генриха III» (1551-1589, Simon Dickinson, €280 тыс.), проданный на второй день работы ярмарки. На стенде Colnaghi шла оживленная торговля. В числе прочего один американский коллекционер приобрел набор из трех 15-сантиметровых деревянных скульптур Георга Петеля (1601-1635), изображающих Христа и двух разбойников, за €800 тыс.
Также популярностью у посетителей пользовались современные алюминиевые ювелирные изделия на радикально обновленном стенде Hemmerle (цены стартуют от €24,8 тыс.; продажи начались уже в первые часы с момента открытия выставки).
Hemmerle Brooch Aluminum, gold, sapphires and diamonds
Работы на бумаге
В этом году руководство TEFAF провело косметический ремонт, в том числе обновили потолка и установили новое освещение, благодаря чему ярмарка приобрела более свежий, легкий вид. Пока что наибольшее число положительных отзывов вызывают преобразования в секции работ на бумаге, 20 дилеров которой выставляются на втором этаже. Теперь она лучше связана с тем, что происходит на первом этаже, благодаря тому, что ее стало хорошо видно из секции антиквариата (как и из просторного рыбного ресторана), а также благодаря появлению лифтов, облегчающих передвижение посетителей. «Это важные изменения, - считает Стивен Онгпин. - Благодаря им мы больше не чувствуем себя детьми за отдельным столом на празднике». Онгпину удалось заключить ряд успешных сделок, в том числе продать произведения голландских мастеров Якоба Адрианса Баккера (1608-1651) и Говерта Флинка (1605-1660) стоимостью от «нескольких тысяч евро до внушительных пятизначных сумм».
JACOB ADRIAENSZ. BACKER (1608 - 1651) A Young Boy in a Plumed Cap Black chalk, with traces of red chalk, and framing lines in brown ink. Signed Backer. at the lower right. 168 x 182 mm. (6 5/8 x 7 1/8 in.)
GOVAERT FLINCK (1615 - 1660) Portrait of a Painter, possibly a Self-Portrait Pen and brown ink, with brown ink framing lines. A (Biblical?) scene, with three or four figures (Christ teaching?), faintly sketched in black chalk on the verso. 166 x 136 mm. (6 1/2 x 5 3/8 in.)
«Вы не представляете себе, как мы довольны», - прокомментировал новый дизайн другой экспонент секции произведений на бумаге Алоиз Винерройтер. В число первых продаж его галереи вошла работа Оскара Кокошки, выполненная мелом и акварелью. Ее приобрел нью-йоркский музей Neue Galerie приблизительно за €100 тыс.
BACK VIEW OF A BOY WITH RAISED RIGHT ARM (SAVOYARD BOY) 1912 Pencil, black chalk and watercolour on paper laid down on cardboard 44.5 x 29.5 cm
Нью-Йорк
В Маастрихте широко обсуждались недавно объявленные планы TEFAF по запуску двух новых, менее масштабных ярмарок в Нью-Йорке. Многие дилеры уже начали готовить документы к первой из них. Она будет посвящена старому искусству и пройдет в нью-йоркском Арсенале с 22 по 27 октября. Учитывая плотный календарь ярмарок, разговоры шли в первую очередь о том, как втиснуть в него новые мероприятия (октябрьская ярмарка Frieze Masters в Лондоне довольно близка по датам), а также о том, каким образом ярмарка собирается сократить число дилеров: в Маастрихте принимает участие 270 экспонентов, а нью-йоркские филиалы TEFAF предполагают заполнение от 80 до 90 мест. Еще один важный аспект заключается в желании организаторов максимально учесть предпочтения американской аудитории, что предполагает и латиноамериканский вкус. «Многие дилеры, которые будут экспонироваться в Нью-Йорке, не представлены здесь [в Маастрихте]», - рассказал Майкл Пламмер, организующий совместно с коллегой по Artvest Джеффом Рабином нью-йоркские версии TEFAF. «Мы будем действовать предельно честно и рационально», - добавил он.
Старые мастера под подозрением
Незадолго до открытия TEFAF нам стало известно о том, что приписывавшаяся Лукасу Кранаху Старшему картина, которую ни о чем не подозревавший дилер Colnaghi в 2013 году продал князю Лихтенштейнскому, изъята французской полицией в рамках расследования, связанного с ее подлинностью. К моменту открытия ярмарки появились слухи и сообщения и о других работах, которые попали под подозрение. По сообщению издания Le Quotidien de L’Art, в их числе картина Орацио Джентилески «Голова Голиафа», которую до конца прошлой недели брала на временное экспонирование из частной коллекции лондонская Национальная галерея.
Орацио Джентилески. Давид созерцает голову Голиафа (David contemplating the Head of Goliath)_ок.1612_х.,м._Лондон, Национальная галерея
Принимающие участие в TEFAF дилеры старых мастеров не считают, что эта пока не разрешившаяся ситуация способна подорвать доверие к их рынку. Один из дилеров высказался крайне откровенно (правда, на условиях анонимности): «Мошенники существовали во все времена, но сегодняшние покупатели, которые тратят на искусство такие большие суммы, стали внимательнее относиться к тому, что они покупают».