Кого из художников покупали лучше всего на Art Basel Miami Beach
Jan 20, 2016 11:34
И какие тренды на глобальном арт-рынке задали эти покупки
Самые влиятельные коллекционеры со всего мира ежегодно в декабре приезжают в Майями. В начале зимы здесь традиционно проходит одна из крупнейших в мире ярмарок современного искусства Art Basel Miami Beach. Продажи на этой завершающей год арт-ярмарке во многом определяют, какие художники и направления контемпорари-арта будут востребованными в ближайшие несколько сезонов.
Галерист и коллекционер Максим Волошин проанализировал покупки и сделал выводы.
Алигьеро Боэтти (Alighiero e Boetti)
Парижская галерея Tornabuoni продала масштабную фреску Алигьеро Боэтти Tutto (1992-1994) за $20 млн. Художник стал известен благодаря серии больших вышитых карт мира Mappa, выполненных ремесленниками Афганистана и Пакистана. Боэтти - ключевая фигура Арте повера - «бедного искусства». Это движение в поздних 1960-х сформировали молодые итальянские художники, которые использовали в своих работах подручные материалы.
Алигьеро Боэтти, Tutto (1992-1994). Фото: artsy.net
Оригинальные и самобытные произведения представителей Арте повера и в 2016-м будут пользоваться особой популярностью среди крупных арт-инвесторов.
Галерея Hauser&Wirth продала работу Пола Маккарти White Snow, Dopey, Black Red White, Black (2011-2015) за $1,5 млн. Художник известен своими провокационными спектаклями, мультимедийными инсталляциями и скульптурами, пропитанными острой критикой общественных норм и мифологии американской массовой культуры. Порно-видео с Санта Клаусом, надувные скульптуры на грани приличия на площадях больших городов, пародии на диснеевских персонажей - все это в стиле Маккарти. Таким образом художник выражает свое ироничное отношение к культуре потребления западного общества.
Растущий спрос на Маккарти доказывает, что едкий гротескный юмор в искусстве в этом году будет в цене.
Пол Маккарти, White Snow, Dopey, Black Red White, Black (2011-2015) Фото: artsy.net
Нео Раух (Neo Rauch)
В $1,5 млн обошлась новому владельцу работа немецкого автора Нео Рауха, проданная галереей David Zwirner. Визуальную эстетику Раух почерпнул из образов социалистического реализма Восточной Германии, в которой он вырос. Но эти работы не так очевидны, какими кажутся на первый взгляд. В них присутствует элемент сюрреализма, какой-то странности. В них заметно влияние и американских комиксов 1960-х годов, и Дальнего Востока.
Сейчас коллекционеры раскупают работы Нео Рауха, как горячие пирожки. Своим творчеством Раух породил ажиотаж вокруг художников Лейпцигской школы, который продолжится и в 2016 году.
Нео Раух (Neo Rauch)
Френсис Бэкон (Francis Bacon)
Van de Weghe gallery выручила за работу Бэкона Man in Blue VI $15 млн. Перед этим картина была продана на аукционе Christie’s в Лондоне в феврале 2013 года за $7,7 млн.
Френсис Бэкон - один из самых знаковых экспрессионистов Великобритании. Главный предмет исследования Бэкона - человек, его психология, выраженная через тело - искаженное, вытянутое, изуродованное. Настроение художник задает фоном - часто тревожным, тяжелым. Бэкон говорил, что видит изображения последовательно. Именно поэтому его любимая форма - триптих. Творчество Бэкона в некотором смысле ужасает, но одновременно заставляет чувствовать, мыслить, сопереживать.
Экспрессионизм уже много лет в фаворе на арт-рынке. И 2016 год не станет исключением.
Френсис Бэкон (Francis Bacon), Man in Blue VI
Фрэнк Стелла (Frank Stella)
Одна из известнейших мировых галерей Marianne Boesky Gallery среди топ-лотов представила два барельефа Фрэнка Стеллы Il Palazzo delle Schimmi 1984 года и La Colomba Ladra 1985 года, стоимость каждого из которых превышала $1 млн.
Фрэнк Стелла - американский художник-минималист, живописец и скульптор. Его творчество - это строгая геометрия, рельефная трехмерная живопись. Стелла экспериментирует с формой картин, создает работы неправильной многоугольной конфигурации. А еще он задает важный арт-тренд этого года: геометрия, минимализм и яркие краски.
Фрэнк Стелла, Il Palazzo delle Schimmi, 1984 Фото: pictigar.com
Рудольф Стингел (Rudolf Stingel)
Нью-йоркская галерея Paula Cooper Gallery нашла покупателей для двух работ Рудольфа Стингела Untitled размером 81,3х81,3 см. За каждое произведение галерея получила $500 000. «Мы могли бы продать эти работы десять раз в течение вечера», - утверждает директор галереи Стив Генри.
Рудольф Стингел прославился благодаря своим фирменным «коврам». Для создания работ Стингел использует не только классические средства живописи − холст и краски, но и различные промышленные материалы - изоляционные панели, пенопласт, ковровое покрытие и глину.
Рудольф Стингел, Untitled, 2011
Знаковой для Стингела стала персональная выставка в 2013 году в Венеции. Под нее известный коллекционер и меценат Франсуа Пино решил полностью отдать автору Палаццо Грасси. Тогда автор разошелся не на шутку: своим ковром с восточным орнаментом он покрыл поверхности стен и полов на всех трех этажах дворца, создав удивительное целостное пространство.
Сочетание концептуализма и декоративности, как в работах Стингела, выглядит очень эффектно и станет несомненным трендом в этом году.
Тауба Ауэрбах (Tauba Auerbach)
Также Paula Cooper Gallery продала переплетения Таубы Ауэрбах Metamaterial/Hole 2015 года примерно за $200 000.
Тауба начинала в Сан-Франциско с вывесок, потом работала в самых разных сферах медиаискусства, включая скульптуру, фотографию и книжную иллюстрацию. Тауба создает элегантные визуальные композиции. Она берет большие куски сырого холста, складывая и прокатывая их в различных конфигурациях.
Тауба Ауэрбах (Tauba Auerbach), Metamaterial/Hole, 2015 год
Вдохновение художница черпает из математики и физики. Тауба фокусируется на абстрактных узорах, феномене порядка и случайности, многомерном пространстве. Она даже сотрудничала с исследовательской лабораторией компании «Майкрософт», разработав серию новых «математических символов».
Произведения Таубы точно иллюстрируют еще один тренд 2016 года - абстрактные работы с богатой текстурой.
Сол Левитт (Sol LeWitt)
Спустя некоторое время Стив Генри, директор Paula Cooper Gallery, радостно объявил еще об одной продаже. Это была скульптура Сола Левитта Complex Form MH 17 1990 года, сделанная из окрашенного алюминия. За работу новый владелец отдал около $600 000.
Сол Левитт, Complex Form MH 17, 1990
Сол Левитт - гений концептуализма. На его стиль повлияли русские авангардисты и конструктивисты начала XX века. Следуя их опыту, он в своих объектах экспериментировал с формой и цветами. Левитт то оперировал простейшими геометрическими фигурами, то работал в монохромной технике, то увлекался чистыми цветами. Произведения художника находятся в крупнейших собраниях современного искусства США, в частности, в Вашингтоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Простые, наполненные глубоким смыслом формы, концептуализм и лаконичность, как у Сола Левитта, будут актуальны и в следующих сезонах.
Кон Трубкович (Kon Trubkovich)
36-летний Кон Трубкович - один из самых перспективных авторов на мировом арт-рынке уже хотя бы потому, что им занимается Marianne Boesky Gallery. В Майями галерея продала фигуративную работу художника под названием Stealing Fruit from Arbie за $60 000.
Кон Трубкович, Stealing Fruit from Arbie, 2015
Параллельно с Art Basel Miami Кон Трубкович был представлен на амбициозной и бесшабашной выставке Unrealism, организованной Ларри Гагосяном и Джеффри Дейчем в здании Design District.
Художник родился в Москве, живет и работает в Нью-Йорке. Его знают как гиперреалиста, рисующего помехи. Создавая работы на бумаге, Трубкович использует киноматериалы и домашние фильмы из своего проведенного в СССР детства. Художник разработал уникальный визуальный словарь для изучения характера истории, памяти и идентичности.
Успех творчества Трубковича - еще одно доказательство того, что фигуратив и гиперреализм набирают популярность на мировом арт-рынке.