«…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник». Николай Ге.
121 год назад, 13 июня 1894 года, на хуторе Ивановский Черниговской губернии скончался один из величайших живописцев Николай Николаевич Ге.
Николай Николаевич Ге (15 (27) февраля 1831, Воронеж, - 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) - русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
Автопортрет. 1893 Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства
«Приобретением века» назвали работники Третьяковки возвращение в мае 2011 года «швейцарской» серии рисунков художника Николая Ге. Их история удивительна. Но за ней стоит другая, не менее яркая: судьба мастера и картин из его последнего цикла.
[Spoiler (click to open)]Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию в конце XVIII века и по-французски его фамилия писалась Gay.
В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета
Портрет Евдокии Николаевны Костычевой, рожд. Фокиной, 1845
В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848 - 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.
Отец Н.Н. Ге, 1854
В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу.
«Ахиллес, оплакивает Патрокла»
Весной 1857 года вместе с молодой женой (в 1856 году художник женился на киевлянке Анне Петровне Забеле) он выехал за границу. «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, - туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии - довольно, больше нельзя выносить», - вспоминал художник. Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию. В Париже на молодого художника сильное впечатление произвели два художественных события - Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чью творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге», заметное уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).
Возвращение с погребения Христа, 1859
В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858). Помимо этого он выполнят эскизы - «Смерть Виргинии» (1857 - 1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом... напоминает знаменитую картину Брюллова «Последний день Помпеи». Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры - совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.
Портрет жены художника Анны Петровны, 1858
Смерть Виргинии, 1857-1858
Бумага на картоне, масло, 62 x 87,4
Государственная Третьяковская галерея
Любовь весталки, 1857-1858
Бумага на картоне, масло, 41 x 48,5
Государственная Третьяковская галерея
Разрушение Иерусалимского храма, 1859
Холст, масло, 61,7 x 75
Государственная Третьяковская галерея
В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера - напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду - внешне очень напоминает самого художника. Картина - противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств.
Тайная вечеря, 1863
холст, масло, 66,5 х 89,6
Государственная Третьяковская галерея
После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришел к нам Герцен... Я онемел от радости, впившись в него глазами...». С разрешения Александра Герцена, художник пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом - непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия. Полотно было закончено очень быстро - за пять сеансов, и оставляет ощущение свежести и непосредственности. По мнению критиков портрет Герцена - лучший в творческом наследии Николая Ге.
Портрет Александра Ивановича Герцена, 1867
Холст, масло, 78,8 x 62,6
Государственная Третьяковская галерея
Художник пишет также много других портретов и деятельно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и высылает её на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имеет. Произведение словно поделено на две части - света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной - Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной - стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики - современники художника - увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку». Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
Вестники Воскресения, 1867
В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для I Передвижной выставки Ге написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений - все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, - говорил художник. - Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…». Картина произвела сильное впечатление на современников и еще в мастерской художника была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871
Холст, масло, 135,7 х 173
Государственная Третьяковская галерея
С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.
Портрет Николая Некрасова, 1872
Портрет историка Николая Ивановича Костомарова, 1870
Холст, масло, 95 x 75,8
Государственная Третьяковская галерея
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет русского критика В.Г. Белинского.
В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые однако уступают по мастерству исполнения «Допросу Петра I».
«Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874)
«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875)
Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном... Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют Николая Ге покинуть столицу Российской империи.
В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор в Черниговской губернии, неподалеку от станции железной дороги Плиски. До 1879 года художник почти не работал. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках Николай Ге пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.
Portrait of Piotr Ge, the Artist's Son, 1877
Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался крайне неохотно. Так, им выполнены парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И.Я. Петрункевича (1878) и другие.
Портрет мальчика-украинца
Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно.
Рентгенография картины «Милосердие»
В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.
Портрет Льва Николаевича Толстого, 1984
Холст, масло, 95 х 71,2
Государственная Третьяковская галерея
В 1884 году Николай Николаевич Ге увлекся толстовством. Причем, так, что стал «святее Папы Римского» - то бишь графа Льва Николаевича. Ге, например, корил жену (нежно любимую!): зачем посадила под окном розы, надо - нужный людям картофель. Выучился класть печи - и бродячим печником ходил по селам, проповедуя «новую жизнь». Стал вегетарианцем. Один сын, Николай-младший, его поддерживал, другие домашние твердили про нелепые чудачества, - и, чтобы никого не раздражать и не раздражаться самому, Ге прорубил себе отдельный вход в дом, заходил-выходил через него.
Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1888), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1888)
Холст, масло, 65,3 x 85
Государственная Третьяковская галерея
В российских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. «Что есть истина?» написана поверх другой картины - «Милосердие», которую Ге тем самым уничтожил. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом, несомненно, тенденциозную», - писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. «Истину» нехотя приобрел П. Третьяков после настоятельного внушения Л. Толстого. Гонорар Ге отдал толстовцу, адвокату Николаю Ильину с поручением организовать показ картины в США и Европе. Показ состоялся, но Ильин действовал неумело, без рекламной кампании. Полотно «не прозвучало», Ильин разочаровался в Ге, Толстом и толстовстве - и уехал фермером в Австралию (а потом в Гондурас - закрутилась еще одна причудливая русская судьба). Сейчас картина в Третьяковке.
Что есть Истина, Христос и Пилат, 1890
Холст, масло, 233 х 171
Государственная Третьяковская галерея
«Суд Синедриона» был запрещен к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», - вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге - дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. Картина демонстрировалась на квартирах друзей Ге, потом художник увез картину к себе на хутор. После его смерти сын прислал ее Л. Толстому, но, сняв с подрамника, свернув в рулон и проложив свежими газетами. Оттиски налипли на изображение. К тому же выяснилось, что Ге использовал некачественные холст и краски. Понадобился долгий кропотливый труд реставраторов, чтобы вернуть полотно к жизни. Сейчас оно в Третьяковке.
«Суд Синедриона», 1892
В 1894 году «Распятие» к показу запретил лично Александр III. Ге начал работу над этой картиной в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» - говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», - произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», - пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», - слова художника. Плакать хочется - от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину - не кажется возможным. На картине - торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел. Было два варианта картины, оба Ге-младший вывез в Швейцарию. Сегодня одно полотно - в музее Орсе (Франция). Следы второго после аукциона 1953 г. утеряны. И так далее. Однако Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; - в них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру живописного письма.
«Распятие» (1892)
За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства). С холста предстает облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника.
Аллея в старом парке, 1893
Словно чуя недоброе, Ге работал над «Страстным циклом» на износ, торопясь, постоянно переделывая, стремясь передать главное и не думая о деталях, не заботясь порой даже о профессиональной технологии (краски, связующие материалы, качество холста). Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года. Умер внезапно. Ездил по хозяйственным делам в Полтаву, вернулся к себе на хутор к вечеру, сказал сыну, что устал с дороги, хочет полежать - и…
«Голгофа», 1893
Холст, масло, 222,4 х 191,8
Государственная Третьяковская галерея
Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.
Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее русского искусства (Киев).
Рассвет. Хутор «Ивановский», 1890-е
Холст на картоне, масло, 26 x 37
Этюд, Государственная Третьяковская галерея
В середине 1970-х на «блошином рынке» в Женеве местный студент К. Больман у случайного торговца заметил большие листы с рисунками углем. Они лежали прямо на асфальте, на них ступали прохожие. Больману работы понравились, он купил их оптом за сто франков. Картины не были подписаны, и Больман долго пытался определить автора. Через 14 лет выяснилось - это великий русский художник Николай Ге, а сами работы - наброски к его «Страстному циклу» и иллюстрации к «Краткому изложению Евангелия», которое готовил Л. Толстой.
Набросок к картине «Распятие». Третьяковская галерея
Предыстория появления рисунков на швейцарской толкучке более-менее ясна. В 1898 г. умер великий собиратель русской живописи П. Третьяков. Стало ясно, что не будет выполнено его обещание создать отдельный музей для работ.
Н. Ге. Сын художника Николай Ге-младший с согласия попечителей Третьяковки забрал из галереи ряд хранившихся там отцовских работ, чтобы организовать показы в Европе. Жизнь сложилась так, что в Россию он уже не вернулся. Жил в Швейцарии, небогато, мечтая найти наследию отца постоянное прибежище. Потому согласился с предложением знакомой, баронессы Б. де Ватвилль, устроить в одном из залов ее замка близ Женевы что-то вроде музейной экспозиции. По завещанию Н. Ге-младшего после его смерти (1938) находившиеся в замке работы перешли баронессе.
В 1952-м умерла и она. Наследники провели аукцион. Купить работы Ге предлагали и СССР, однако Москва не заинтересовалась: «религиозная тематика». Судьба части произведений с тех пор неизвестна, а графика всплыла на женевской барахолке.
В мае 2011 года ВТБ выкупил у К. Больмана рисунки и передал Третьяковке. Коллекция состоит из 55 листов крупного формата. В коллекцию входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации.