Самокопание - важнейшая часть творческого процесса и самосовершенствования.
Вы что-то нарисовали и вам оно очень нравится? не спешите хлопать в ладоши.
Посмотрите на свое творение глазами опытного искусствоведа: разберите его на
составляющие, засомневайтесь в цветовой гамме, придеритесь к композиции.
Всё еще нравится? включите побольше света, полистайте альбомы прерафаэлитов,
попейте чаю и посмотрите на свое детище снова. Если и сейчас вы довольны собой
и результатом-уберите свой шедевр подальше и достаньте его через пару месяцев.
А если и в этом случае вы останетесь собой горды, вас можно поздравить: вы прыгнули выше
головы и создали нечто потрясающее! вы не иначе как второй Леонардо.
Явите свое творение миру, ждите признания и старайтесь не думать о том, что вы скорее всего
просто остановились в развитии и совсем не выросли за этот период.
Я искренне люблю творчество Константина Сомова: его виньетки, маркиз, коломбин и карнавалы.
Он всегда был моим вдохновителем и как выяснилось, ярким примером великого самокопателя.
Всю свою жизнь художника он вел тяжелую борьбу с тем, что представлялось ему
несовершенством мастерства, недостатком таланта и леностью. Об этом свидетельствуют
записи в его дневнике, которые я обнаружила совсем недавно опубликованными в очень
старом журнале, вот несколько из них:
1904 г.:"Мне мой портрет с вас кажется верхом скучной и бездушной живописи.
Право же, я очень гадко вас изобразил. Это сидите не вы, а какой-то розовый манекен!"
1906 г.: "Масло не моя сфера. Хотелось плакать..."
1910 г.: "Чего боялся, то и испытал: "Дама в голубом" (заметьте, речь идет об общепризнанном
его шедевре) мне не понравилась, как и все прочее мое"...
1914 г.: "Уничтожил в мастерской множество моих этюдов и работ: 17 масляных вещей,
23 рисунка и 41 акварель. Все очень дурные вещи. Если б я умер, никто б не знал, что
с ними делать..."
1915 г.: "Работал скверно. Чувствовал к себе, как к художнику, отвращение. Приходил любитель
Лисенков, купил у меня 3 какашки из моих неинтересных остатков."
1919 г.: "Начал другой пошлый рисунок: маркиза (проклятая) лежит на траве, поодаль двое
фехтуются, до 9 вечера рисовал. Вышла гадость. На душе сделалось тошно"
ну вот и где же золотая середина в мире творческих терзаний и душевного равновесия?
где же островок удовлетворения в бескрайнем море собственного несовершенства?
где этот горящий обруч, через который нужно прыгнуть и гордо выдохнуть?
где это всё?