Навеяло...

Jun 13, 2012 21:21



Это было так давно… Журнал «Крестьянка» (знаете?)  не был еще глянцевым , печатался на очень тонкой мелованной бумаге с портретами победительниц соцсоревнований на обложке. В нашей семье этот журнал поселился навечно, интерес к нему передается по наследству.. Но я не об этом. Так вот,  в той тоненькой теплой «Крестьянке» была поэтическая страничка - ни за что не вспомню точное название рубрики. «Антология современной поэзии»? Ну, нет: тогда уж «советской», наверное..

В общем, публиковались там, действительно, поэтические образчики - лучшее из лучших. Субъективизм тогда не мог лежать в основе принципа отбора произведений; были, конечно, и идейные какие-то мотивы, но очень хочется верить, что первичными  все-таки были  талант автора и  художественный уровень творения. Героями странички становились женщины-поэты (или поэты-мужчины, если они высказывались по поводу просто женщин) всей, тогда неохватной в меганациональном отношении, страны. (Ой, какое пространное вступление получилось: «ностальгируете, деточка»?   Ага, ностальгирую слегка…  Ну, к делу!)

Однажды, как сейчас помню, было лето, каникулы, позади класс восьмой (по нынешним меркам - девятый), наверное.. В перерыве проглатывания книг «летнего списка»  листаю свеженькую «Крестьянку»: как всегда, с последней страницы - так интереснее! Ого! Так ведь это же моя мама! Ну, с той, со своей «молодой» фотографии!...  Вот так сперва меня удивило внешнее сходство аварской  (из Дагестана) поэтессы Фазу Алиевой с моей мамой, а потом поразили ее удивительные стихи.. От них веяло какой-то нездешностью, их хотелось распевать, ими хотелось упиваться.. Строчки легко запомнились тогда и .. так же легко сейчас вернулись из запасников памяти:

Незабудки

Нет ни компаса, нет ни карты,

Вдоль утёсов идём наугад.

С чьей рукой слились мои пальцы,

Чей я пью восхищённый взгляд?

Словно в край колдовской забрели мы,



И в весенней этой стране

На земле я - как на волне,

На волне я - как на огне.

Дикий склон, высокие травы,

А утёс на батыра похож.

Опустился ты на колени -

Мне букет незабудок рвёшь.

И любуюсь тобой сквозь слёзы,

И пылаю, и чудится мне:

На земле я - как на волне,

На волне я - как на огне.

Незабудки твои, незабудки -

В них дыханье рассветных рос,

Табунов и ущелий гулких,

И моих восторженных слёз.

Твой букет - он костром меня греет,

И, молясь чудотворной Весне,

На земле я - как на волне,

На волне я - как на огне.

Может быть, через многие годы

В край мой дикий приду весной:

Те же рослые буйные травы,

Тот же старый утёс крутой,

И почувствую с радостью свежей,

Что опять, будто в прежнем сне,

На земле я - как на волне,

На волне я - как на огне.

Это здесь, на коленях стоя,

Голубой мне ты рвал букет.

Незабудки твои, незабудки -

Не забуду их тысячу лет!

Вечно жить буду в этом чистом,

Золотистом, душистом дне...

На земле я - как на волне,

На волне я - как на огне.

***

Не дай мне, милый, когда-нибудь
Гневом сверкнуть роковым, беспощадным,
Молнией жгучей войду к тебе в грудь -
Вздрогнешь, охваченный пламенем жарким.
Сердце обуглю в груди твоей,
День превращу в грозовую полночь -
Тогда обожженный до самых корней,
Былые слова ты мои припомнишь.
Вспомнишь тогда, не зря говорят,
Что молний нет в туманах ползучих,
Молнии выше орлов парят,
В самых могучих и грозных тучах...
Пусть сердце обугленное поймет -
Такие, как я, лишь в грозу родятся,
Поймет - я явилась с таких высот,
Куда никакой другой не подняться!

О, да!  Вера лирической героини Фазу Алиевой   в собственную исключительность и неповторимость так совпадала тогда с самоощущением. А какая наша сестра в 14 тире (придумайте границу сами) хотела бы думать о себе иначе?!

Позже эта удивительная женщина скажет так:

Увлечена игрою многодневной,

Себя воображала я царевной,

Своих подружек - свитой дам придворных,

Моим распоряжениям покорных.

И, в роль войдя и выходить не смея,

Ходила с гордо вытянутой шеей.

Не шла - ступала со спиной прямою,

А свита, разумеется, за мною...

Уж этот мне условный мир царевны -

Сколь рабство добровольное плачевно!

Теперь-то, лишь с годами, осознала,

Что лучше б я "придворную" играла,

Что босиком среди лугов бродила,

Цветы рвала, царевне подносила -

Ту, что с зари и до зари свободно

Могла вприпрыжку бегать где угодно

И с каждым мотыльком и с каждой птицей

На "ты" поговорить и подружиться.

А у царевны жизнь - одни запреты:

То ей нельзя - и неприлично это.

Тропой скакать - шаг для царевны ложный.

С мороженым на улице - как можно!..

Не смей помыслить даже, в самом деле,

Чтоб люди эту слабость подглядели.

(Девочка-царевна)

Но суть есть суть: от нее  - никуда! И поэтому:

… Разве я, скажи, виновата,

Что по-прежнему я крылата,

Что апрельскими до сих пор

Ручейками полон мой взор

И весенними небесами,

А весна - всегда с чудесами,

Потому-то мой голос и взгляд

До сих пор чудеса творят.

Сейчас почувствовала, что говорить о стихотворениях Фазу Алиевой (кстати, у нее и проза замечательная) могу бесконечно! Но таких длинных постов никто не читает, увы… Рада, если кому-нибудь захочется отыскать ее стихи, почитать. Поверьте, это станет наслаждением. Вот это мое предположение - субъективное, да!

Ах, Боже мой, чуть не упустила… Почему «Навеяло..»?  Познакомилась недавно с удивительными стихами одной удивительной женщины, Ольги Олгерт( http://olga-olgert.livejournal.com/).

Вот,  одно из них:

Я буду слушать яблоневый сад

Уйду в себя на месяц и вернусь
К тебе, мой самый южный в мире ветер,
Любимый мой, сосед мой по планете,
Ты слышишь, как играет лето грусть?
И гром - как симфонический оркестр,
Звучит над полем выцветшей пшеницы,
Идёт гроза и зритель в ночь стучится,
В театре ливней нет свободных мест!
Там пьёт коктейли вечности трава,
Целуя лица облачных актёров,
И маются промокшие суфлёры,
Забыв остроконечные слова.
Врастая величаво в до-диез,
Звучат листвы рябиновые гимны,
И, кажется, что мир сейчас погибнет
От гнева полыхающих небес.
И мы с тобой, забыв молитвы дней,
Идём по краю огненных бессонниц,
И всё же, ты ошибся -
Я - не солнце,
Моя стихия звонче и слышней!
Подобно дождевому миражу,
Дрожит мой крик и в ночь летит над лесом,
Я-молния!
В антракте новой пьесы
Мой выход,
Посмотри-
Я выхожу!

Их чтение сперва неясно, смутно, а затем все более отчетливо нарисовало картинку того давнего лета с прекрасными, крылатыми, нездешними, волшебными и ..еще тысячу эпитетов… образами Фазу Алиевой. Мне кажется, что по эмоциональной красоте, какой-то «потусторонности» или, наоборот,   «всесветности» (простите за корявые «неологизмы»),  стихотворения этих поэтов  очень близки. Я понимаю, что сравнения с кем-то избранникам Творца  могут не очень-то нравиться…Но такое сопоставление, думаю, не может быть обидным!!!

Previous post Next post
Up