Это было так давно… Журнал «Крестьянка» (знаете?) не был еще глянцевым , печатался на очень тонкой мелованной бумаге с портретами победительниц соцсоревнований на обложке. В нашей семье этот журнал поселился навечно, интерес к нему передается по наследству.. Но я не об этом. Так вот, в той тоненькой теплой «Крестьянке» была поэтическая страничка - ни за что не вспомню точное название рубрики. «Антология современной поэзии»? Ну, нет: тогда уж «советской», наверное..
В общем, публиковались там, действительно, поэтические образчики - лучшее из лучших. Субъективизм тогда не мог лежать в основе принципа отбора произведений; были, конечно, и идейные какие-то мотивы, но очень хочется верить, что первичными все-таки были талант автора и художественный уровень творения. Героями странички становились женщины-поэты (или поэты-мужчины, если они высказывались по поводу просто женщин) всей, тогда неохватной в меганациональном отношении, страны. (Ой, какое пространное вступление получилось: «ностальгируете, деточка»? Ага, ностальгирую слегка… Ну, к делу!)
Однажды, как сейчас помню, было лето, каникулы, позади класс восьмой (по нынешним меркам - девятый), наверное.. В перерыве проглатывания книг «летнего списка» листаю свеженькую «Крестьянку»: как всегда, с последней страницы - так интереснее! Ого! Так ведь это же моя мама! Ну, с той, со своей «молодой» фотографии!... Вот так сперва меня удивило внешнее сходство аварской (из Дагестана) поэтессы Фазу Алиевой с моей мамой, а потом поразили ее удивительные стихи.. От них веяло какой-то нездешностью, их хотелось распевать, ими хотелось упиваться.. Строчки легко запомнились тогда и .. так же легко сейчас вернулись из запасников памяти:
Незабудки
Нет ни компаса, нет ни карты,
Вдоль утёсов идём наугад.
С чьей рукой слились мои пальцы,
Чей я пью восхищённый взгляд?
Словно в край колдовской забрели мы,
И в весенней этой стране
На земле я - как на волне,
На волне я - как на огне.
Дикий склон, высокие травы,
А утёс на батыра похож.
Опустился ты на колени -
Мне букет незабудок рвёшь.
И любуюсь тобой сквозь слёзы,
И пылаю, и чудится мне:
На земле я - как на волне,
На волне я - как на огне.
Незабудки твои, незабудки -
В них дыханье рассветных рос,
Табунов и ущелий гулких,
И моих восторженных слёз.
Твой букет - он костром меня греет,
И, молясь чудотворной Весне,
На земле я - как на волне,
На волне я - как на огне.
Может быть, через многие годы
В край мой дикий приду весной:
Те же рослые буйные травы,
Тот же старый утёс крутой,
И почувствую с радостью свежей,
Что опять, будто в прежнем сне,
На земле я - как на волне,
На волне я - как на огне.
Это здесь, на коленях стоя,
Голубой мне ты рвал букет.
Незабудки твои, незабудки -
Не забуду их тысячу лет!
Вечно жить буду в этом чистом,
Золотистом, душистом дне...
На земле я - как на волне,
На волне я - как на огне.
***
Не дай мне, милый, когда-нибудь
Гневом сверкнуть роковым, беспощадным,
Молнией жгучей войду к тебе в грудь -
Вздрогнешь, охваченный пламенем жарким.
Сердце обуглю в груди твоей,
День превращу в грозовую полночь -
Тогда обожженный до самых корней,
Былые слова ты мои припомнишь.
Вспомнишь тогда, не зря говорят,
Что молний нет в туманах ползучих,
Молнии выше орлов парят,
В самых могучих и грозных тучах...
Пусть сердце обугленное поймет -
Такие, как я, лишь в грозу родятся,
Поймет - я явилась с таких высот,
Куда никакой другой не подняться!
О, да! Вера лирической героини Фазу Алиевой в собственную исключительность и неповторимость так совпадала тогда с самоощущением. А какая наша сестра в 14 тире (придумайте границу сами) хотела бы думать о себе иначе?!
Позже эта удивительная женщина скажет так:
Увлечена игрою многодневной,
Себя воображала я царевной,
Своих подружек - свитой дам придворных,
Моим распоряжениям покорных.
И, в роль войдя и выходить не смея,
Ходила с гордо вытянутой шеей.
Не шла - ступала со спиной прямою,
А свита, разумеется, за мною...
Уж этот мне условный мир царевны -
Сколь рабство добровольное плачевно!
Теперь-то, лишь с годами, осознала,
Что лучше б я "придворную" играла,
Что босиком среди лугов бродила,
Цветы рвала, царевне подносила -
Ту, что с зари и до зари свободно
Могла вприпрыжку бегать где угодно
И с каждым мотыльком и с каждой птицей
На "ты" поговорить и подружиться.
А у царевны жизнь - одни запреты:
То ей нельзя - и неприлично это.
Тропой скакать - шаг для царевны ложный.
С мороженым на улице - как можно!..
Не смей помыслить даже, в самом деле,
Чтоб люди эту слабость подглядели.
(Девочка-царевна)
Но суть есть суть: от нее - никуда! И поэтому:
… Разве я, скажи, виновата,
Что по-прежнему я крылата,
Что апрельскими до сих пор
Ручейками полон мой взор
И весенними небесами,
А весна - всегда с чудесами,
Потому-то мой голос и взгляд
До сих пор чудеса творят.
Сейчас почувствовала, что говорить о стихотворениях Фазу Алиевой (кстати, у нее и проза замечательная) могу бесконечно! Но таких длинных постов никто не читает, увы… Рада, если кому-нибудь захочется отыскать ее стихи, почитать. Поверьте, это станет наслаждением. Вот это мое предположение - субъективное, да!
Ах, Боже мой, чуть не упустила… Почему «Навеяло..»? Познакомилась недавно с удивительными стихами одной удивительной женщины, Ольги Олгерт(
http://olga-olgert.livejournal.com/).
Вот, одно из них:
Я буду слушать яблоневый сад
Уйду в себя на месяц и вернусь
К тебе, мой самый южный в мире ветер,
Любимый мой, сосед мой по планете,
Ты слышишь, как играет лето грусть?
И гром - как симфонический оркестр,
Звучит над полем выцветшей пшеницы,
Идёт гроза и зритель в ночь стучится,
В театре ливней нет свободных мест!
Там пьёт коктейли вечности трава,
Целуя лица облачных актёров,
И маются промокшие суфлёры,
Забыв остроконечные слова.
Врастая величаво в до-диез,
Звучат листвы рябиновые гимны,
И, кажется, что мир сейчас погибнет
От гнева полыхающих небес.
И мы с тобой, забыв молитвы дней,
Идём по краю огненных бессонниц,
И всё же, ты ошибся -
Я - не солнце,
Моя стихия звонче и слышней!
Подобно дождевому миражу,
Дрожит мой крик и в ночь летит над лесом,
Я-молния!
В антракте новой пьесы
Мой выход,
Посмотри-
Я выхожу!
Их чтение сперва неясно, смутно, а затем все более отчетливо нарисовало картинку того давнего лета с прекрасными, крылатыми, нездешними, волшебными и ..еще тысячу эпитетов… образами Фазу Алиевой. Мне кажется, что по эмоциональной красоте, какой-то «потусторонности» или, наоборот, «всесветности» (простите за корявые «неологизмы»), стихотворения этих поэтов очень близки. Я понимаю, что сравнения с кем-то избранникам Творца могут не очень-то нравиться…Но такое сопоставление, думаю, не может быть обидным!!!