«О раскопках Гончарной слободы»

Apr 01, 2016 22:21

Когда пишешь дипломную работу о печатной прессе, нельзя хоть краем глаза не заглядывать в тексты. Некоторые из них не цепляют, а некоторые заставляют остановиться, внимательно прочесть и даже сохранить себе на компьютер в отдельный файл.
Типологизируя «Тульский краеведческий альманах», в №11 (2014) я наткнулась на статью И. С. Простякова «О раскопках Гончарной слободы». А ведь мне тоже посчастливилось там побывать! Чтобы оживить воспоминания, даже нашла тот материал, который отдала на верстку.
Память освежилась, за текст - стыдно. Но это был один из первых моих блинов, вместо которых я некоторое время пекла маленькие и смешные комочки.


Тогда, в 2013 году, по заданию редакции я отправилась на эти раскопки. В Зареченском районе Тулы на пересечении улиц Луначарского и Герцена был запланирован жилой дом (или торговый центр?). А по историческим картам и архивным данным выходило, что район-то не пустовал в свое время и хранит в себе определенный культурный пласт. Сроки поджимали, строители торопили, и работа велась напряженная, в самом что ни на есть скоростном режиме.
Музей организовал «экспресс-экскурсии». Воспользовавшись предложением, я поехала. К сожалению, тогда зарядили дожди, и день репортажа не стал исключением. Но даже несмотря на это, работники музея уверяли, что народ охотно идет и в непогоду. И правда, только в моем присутствии провели две экскурсии.


Когда я появилась там, шла третья неделя спасательных работ и археологи определенного успеха уже достигли: шесть гончарных горнов XVIII века потихонечку очищались.


Это был первый раз, когда я попала на подобное мероприятие. Может, из-за жидкой, противно чавкающей глины, может, из-за расположенной совсем рядом помойки, а может, из-за неприглядной строительной ленты, которой огораживают место преступления, мне показалось, что все это должно происходить как-то не так. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось не таким уж и жутким. И даже понравилось. Честно говоря, за меня страшно волновались и, с опаской косясь на каблуки, совсем не хотели пускать в зону раскопок. Вопреки всему, я отважно слезла вниз, а дома столь же отважно оттирала каблуки от глины.




Начальник археологического исследования А. В. рассказывал, что было известно только то, что в XVIII веке здесь была какая-то застройка. Предполагалось, что жилой сектор, а оказалось - промышленная зона. Кроме горнов археологи находили и сами изделия, которые были весьма разнообразными: ассортимент простирался от горшков до глиняных игрушек.
Другой исследователь, М. К., в беседе со мной углубился в историю и частично рассказал о предположениях и надеждах, возлагавшихся на это исследование. По его словам, раскопанные горны - лишь верхушка айсберга, и вполне возможно, что все это стоит на горнах XVII века, а те, в свою очередь, на горнах XVI века.


Кроме того, оказалось, что когда-то близ нынешнего места раскопок нашли два захоронения и склеп. По логике вещей, где-то рядом могла быть старинная церковь. Как мне пояснили, целенаправленно ее не искали, но не удивились бы, если бы нашли.
Для людей, которые пришли взглянуть на ведущиеся работы, под навесом организовали столики, на которые раскладывали найденные экспонаты.  Там были глиняные горшки, игрушки, замочные скважины от шкатулочек и даже монетки, датированные аж 1735 годом! К сожалению, уже на тот момент многие находки упаковали и перенесли в музей, так что увидеть их не удалось.








Кроме всего прочего, прямо под тот же навес принесли стенд со старинным планом города Тулы.


Археолог М. К. тогда так детально рассказал мне об этом участке города, что попади такой топографический кретин, как я, в XVIII век - местность бы распознала без труда.
Материал был сдан в печать, а раскопки продолжались. Из статьи И. С. Простякова стало известно, что кроме гончарных горнов позже обнаружили и сушильные камеры, желоб для промывки глины и яму для её хранения (туда помещалась готовая для употребления глина, чтобы она отлежалась; также обеспечивался необходимый запас глины).
Церковь не нашли.
Что случилось потом?
«По окончании работ весь керамический материал и индивидуальные находки были переданы в музей «Куликово поле», где осуществлялась его обработка. Горны, к сожалению, сохранить не удалось. Перед археологами изначально не ставилась задача консервации этих объектов, поэтому после того как они были отфотографированы, зачерчены и измерены, их аккуратно разобрали; целый кирпич был также передан для обработки в музей «Куликово поле». И.С. Простяков
Что до нового объекта, так судя по снимкам со спутника в Google-картах, его до сих пор строят.


А так торопили, так торопили...









археология, история, Тула, музей, раскопки, краеведение

Previous post Next post
Up