Подводная Пантера и Великая Рысь

Feb 26, 2013 02:22


Уважаемые господа и милые дамы, недавно мне попались сведения о загадочном существе, обитающем в Северной Америке. Садитесь поудобнее, история будет долгая.
Так вот. Это загадочное существо чаще всего индейцы называют Мишипешу, Подводная Пантера. Нет, это не водоплавающая кошка, не дальний родственник моей очаровательной Мари, это странное существо - хранитель озёр и рек, Великий Дух Воды. Название Мишипешу можно перевести как Великая Рысь. Его ещё часто зовут Ночной Пантерой. Но самое удивительное, что его изображения больше всего похожи на рогатую рептилию!

Вот как описал его один из первых европейцев французский миссионер Жак Маркетт в 1637 году: "Пока мы огибали скалы, высотой и протяженностью вызывающие благоговение, мы увидели на одной из них двух нарисованных чудищ, которые сначала напугали нас и на которых даже самые храбрые дикари не осмеливаются надолго остановить свой взгляд. Чудища размером с теленка, на голове оленьи рога, вид ужасный, красные глаза, борода, как у тигра, лицо напоминает человечье, тело покрыто чешуей, а хвост такой длинный, что закручивается вокруг тела, проходит над головой и, завернувшись между ног, оканчивается рыбьим хвостом". Миссионер увидел сию жуткую картину на скале на берегу Миссисипи чуть выше устья Миссури приблизительно там, где сейчас расположился город Алтон в штате Иллинойс. Здесь на старинной карте среди прочих достопримечательностей отмечен и этот диковинный зверь. Посмотрите карту поближе:


К сожалению, оригинальное изображение на скале не сохранилось до наших дней. Пока индейцы обстреливали чудище стрелами, оно держалось, но белый человек принёс громовые палки - ружья. Ружья стали олицетворением главного врага Мишипешу - Громовых Птиц, и Великий Дух Воды был стёрт выстрелами. В середине XIX века правительство озаботилось сохранением культуры коренных народов Северной Америки, и изображение древнего бога было восстановлено по описаниям и сохранившимся зарисовкам. В процессе восстановления с чудищем произошли метаморфозы: оно развернулось в другую сторону и теперь смотрит вправо и оно обзавелось крыльями. К слову сказать, крылья выглядят весьма патриотично: формой они напоминают крылья гербового орла, а расцветкой - флаг Соединенных Штатов. Теперь эту Подводную Пантеру зовут Птица Паяса. Вот так изобразил монстра художник Генри Льюис на цветной литографии "Скала Паясы" в 1847 году. Картина вскоре вошла в книгу "The Valley of the Mississippi Illustrated" и стала хрестоматийной.



А так Паяса выглядит в наше время:



Мишипешу часто представляют как рогатого змея или зверя семейства кошачьих, живущего в воде. В большинстве легенд существо обладает сочетанием функций как рептилий, так и кошек, о чем свидетельствуют его имя и сохранившиеся изображения. На древних пиктограммах залива Агава на гранитной скале прямо над водой Верхнего озера красной охрой нарисовано странное существо, напоминающее рогатого дракона среди змей. Вот этот зверь:


Не смотря на то, что современные ученые видят в нем стегозавра, индейцы настойчиво утверждают, что зверь имеет сходство с большим рогатым котом, лапы кота позволяют ему быстро плавать по воде, а чешуя покрывает спину и хвост.

Иногда возникает вопрос, один ли Мишипешу отвечает за все реки-озёра, или же в каждом водоёме имеется свой собственный? Конечно, может существовать более одного Мишипешу, но большинство рассказчиков говорит только об одном единственном существе. Это может быть связано с тем, что локальные легенды имеют дело только со своим собственным местным духом и, скорее всего, забывают упомянуть о существовании других. У индейцев Канады считается, что Мишипешу живут в непосредственной близости от Верхнего озера системы Великих Озер. Их владения находятся в пещерах и тоннелях под озерами, поэтому они с легкостью могут передвигаться по всему региону. Говорят, озера, где они живут, обладают хотя бы одной из трех таких особенностей: на них внезапно возникают сильные ветра и туманы, они содержат глубокие полости и, наконец, в них вода приобретает специфический оттенок цвета. Подводная Пантера Мишипешу особенно популярна в мифологии индейцев оджибве племени семьи алгонкинов. Эти люди придерживаются убеждения, что Мишипешу контролирует различные озера и реки, которые находятся в племенных областях оджибве, расположенных к северу от Великих озер. А индейцы Равнин, живущие вдоль Миссисипи, часто представляют его длинным-длинным рогатым змеем, лежащим на дне Великой Реки. К слову сказать, в Северной Америке всё великое: Великие озёра, Великие равнины, Великий Змей, лежащий по всей длине Великой реки.

Мишипешу может быть как злой, так и доброй силой в зависимости от обстоятельств. Его очень боятся и уважают за власть над озерами и реками, ведь он маниту - дух, великая сущность, требующая поклонения. Путешественники, отправляющиеся в плаванье по реке или озеру, обязательно должны предложить немного табака, чтобы успокоить Мишипешу. Если же кто-то пренебрегает этой мерой предосторожности, Мишипешу создает разрушительные вихри на поверхности озёр или вспенивает реки и направляет путешественников к опасным порогам, чтобы наказать тех, кто вызвал его гнев. Зимой Мишипешу не менее опасен, чем летом, так как обладает способностью растапливать лёд на поверхности озера. Поэтому неуважительные незваные гости могут утонуть в ледяной воде владений Мишипешу. Канадский писатель Питер Анвин, совершивший путешествие по району Великих озер, утверждал, что существо особенно любит утопленных детей.


Вот что рассказывает о Мишипешу индейский художник Норваль Моррисо:
"Оджибвеи верят, что этот огромный кот был белым, у него были рога и он был очень могущественным. Считается, что он живет в воде, но почему кот живет или жил в воде - неясно. Есть еще один большой полубог из той же кошачьей семьи, которого считают злым духом. Если кто-нибудь видел его во сне во время поста, считалось, что это принесет неудачу, но не тому, кто видел сон, а его детям. Потому что этому коту надо было угождать. Он питался человеческой плотью, или душами, но также принимал в качестве подношения и белых щенков около шести месяцев отроду взамен человеческих душ. Эти подношения, однако, делались очень редко, так как этот полубог не был требователен.
Этот большой водяной бог, или дух, знал и добро, и зло. Все зависело от того, каков был характер индейца. Если индеец был добр, то он получал силу делать добро. Если он был зол, то получал силу делать зло. Но настоящий водяной бог, белый, всегда приносил удачу всем, кто почитал его".


Но Мишипешу может быть и полезным божеством, если к нему относиться с уважением, которого он заслуживает. В мифах оджибве рассказывается, что Мишипешу, если его вызовет шаман, выйдет на поверхность озера и позволит почистить рога, а рога у него из красной меди. Также считается, что кусочки меди из рогов Мишипешу обладают большой магической силой и шаманы жаждут заполучить подобные талисманы в свои знахарские сумки. Чтобы получить благосклонность духа, шаманы часто украшали эти сумки изображением Мишипешу. Но если шаман, обратившийся с просьбой, каким-то образом злоупотребит полученным даром, его ждёт ужасное наказание. Рассказывают, как одному шаману приснился сон, в котором он оказался на поверхности озера. Во сне он, размахивая палкой, выкрикивал особые заклинания, дабы получить благословения духа места. Вдохновленный таким видением, шаман исполнил всё, как привиделось во сне. Шум прошел по воде, и на поверхности озера среди неистовых вихрей возник Мишипешу. Бесстрашно шаман в жадности просил, чтобы Мишипешу ниспослал на него большое богатство и крепкое здоровье. Услышав его требование, Мишипешу приказал ему очистить рога от медных кусков веткой березы. Потом он рассказал шаману, как использовать вещество, которое тот только что получил. Сначала казалось, будто желание шамана было выполнено. Шаман стал процветающим человеком, однако, в обмен на это благо, его жена и сын погибли. После их смерти шаман в конце концов умер в нищете и одиночестве.



Но есть и другой, более отчаянный способ добычи волшебной меди из тела Мишипешу. Он состоит в том, чтобы вовлечь духа в бой. Один мальчик из племени оджибве подвергся нападению со стороны Мишипешу, когда плыл на каноэ через озеро. Он описывает, как ударил существо веслом по хвосту. Часть хвоста была повреждена ударом и начала отделяться от тела, и Мишипешу вынужден был отступить. Когда мальчик достал отделившийся кусок хвоста, тот оказался целиком из меди. Впоследствии этот трофей приносил мальчику большую удачу на рыбалке и в охотничьих походах.



Мишипешу тесно связан с месторождениями медной руды, которые существовали в непосредственной близости от Верхнего озера. Считается, что как хранитель этих месторождений, он может учинить страшное наказание тем, кто входит в шахту без его разрешения. Когда миссионер отец Клод Дабон посетил этот регион, местные индейцы рассказали ему, что видели, как Мишипешу наказал четверых мужчин, пытавшихся унести ценные куски меди. Эти воры пробрались на остров Мичипикотен (Michipicoten - «остров Мишипешу») и алчно принялись откалывать самородки меди. Вдруг подобный грому голос обратился к ним и обвинил их в краже того, что принадлежало духу места. Говорят, что все четверо заплатили за кражу жизнью, хотя точные обстоятельства их смерти так и остались расплывчатыми и необъяснимыми. Индейцы, с которыми беседовал отец Дабон, сказали, что голос, сотрясавший землю, принадлежал самому Мишипешу.



Кроме того, что Мишипешу владеет залежами медной руды, он также почитается как управитель озёрных рыб и сухопутной дичи. Чтобы рыбалка или охота были удачными, индейцы обязательно должны сделать подношения табака и курительных принадлежностей.

Еще одна известная легенда из района озера Темагми (Temagmi) рассказывает о том, почему Мишипешу называют Князем Змей. Однажды, в очень древние времена Мишипешу поднялся на поверхность озера во время грозы. Как известно, гром и молнии извергают Громовые птицы, давние враги Мишипешу, и одна из молний поразила Мишипешу. Он тут же рассыпался на мелкие кусочки. Каждый из этих крошечных остатков впоследствии превратился в живую змею. Так первые змеи заселили мир. Поэтому население региона озера Темагми считает, что Мишипешу был предком всех змей.

Впрочем, легенд очень-очень много, и в заключение нашей встречи я хочу предложить вам историю, записанную со слов индианки племени шайенов Мэри Литтл Биэр Инканиш "Чудище Великой реки".

Вот такая она, живущая под водой рогатая рысь с телом змеи. Если вы решите сами отправиться на поиски Великого Духа Воды, то помните, что имя его может произноситься по-разному: Mishibizhiw, Mishipizhiw, Mishipizheu, Mishupishu, Mishepishu, Michipeshu, Mishibijiw или даже Gichi-anami'e-bizhiw и переводится Великая рысь.

А в исследовании загадки мне помогли труды индейского художника и хранителя культуры оджибве Норваля Морриссо (Norval Morrisseau), картины художника-шамана тоже из племени оджибве Майкла Киношамега (Michael Kinoshameg), альманах "Про индейцев", хранилище "Мир исторических карт" и, конечно, горячо мною любимая "Монстропедия".



мифология, индейцы, легенды, бестиарий

Previous post Next post
Up