Рассел Смит. "Гурджиев: космические секреты". Обсуждения. Фрагмент 11.

Jan 22, 2021 15:18


Комментарии.

В прошлом раз мы обсудили интерпретацию четырех низших центров человека колодой карт. Структура колоды карт оказалось полностью идентичной структуре центров. Теперь давайте поговорим о Высших Центрах. По теории Четвертого Пути у человека имеется два высших центра-Высший Эмоциональный центр (ВЭЦ) и Высший Мыслительный (ВМЦ).

Успенский в своей книге “В поисках чудесного” пишет, что человек имеет 4 состояния сознания: первое-состояние ночного сна, второе - состояние во время бодрствования обычного “спящего” человека, третье-состояние самовспоминания, четвертое-объективное состояние сознания. Так вот как раз два Высших состояния сознания и связаны с функционированием Высших центров чееловека. Успенский отмечает, что Высшие центры полностью развиты, но их работа не достигает нашего обычного сознания.

Рассмотрим, как этот вопрос понимает Рассел Смит. Для этого воспроизведем еще раз схему из книги (см. рис. 1). Схема приведена не полностью, поскольку нас интересует только верхняя ее часть.



рис. 1.



Высший эмоциональный центр (ВЭЦ) на этой схеме-это дополнительный Джокер XJ в масштабе 0. Автор утверждает, что по аналогии с низшими центрами, Высшие тоже состоят из трех частей.  До Рассела, как я понимаю, никто из представителей Четвертого пути не рассматривал такое наполнение Высших центров.  И частями ВЭЦ являются Инстинктивный центр (Туз бубны), Двигательный центр (Туз треф) и Эмоциональный центр (Туз черви). На схеме видно, что правее и ниже XJ, расположенного в масштабе 0, находятся  три Туза в масштабе 1: это и есть три части Высшего Эмоционального центра.

Неожиданное и парадоксальное утверждение. Единственное, что достаточно очевидно, что инстинктивный центр можно считать частью Высшего Эмоционального, поскольку наши эмоции возникают из инстинктов, из работы нервной и гормональной системы.

На мой взгляд, здесь очень важна идея преемственности центров, а следовательно, и идея возможности развития от низшего в человеке к Высшему.  Высший эмоциональный центр состоит из трех нижних центров, и нам не нужно ничего нового, никак новых механизмов в себе, чтобы развиваться (единственное условие-человек должен быть психически здоров). Успенский говорит, что Высшие центры будут функционировать, если будет хорошо налажена работа нашей машины, то есть низших центров. Когда инстинктивный, двигательный и эмоциональный перестают быть отдельными, самосущими, когда они отказываются от своего статуса больших мощных центров, тогда они становятся способными стать просто частями Высшего центра. И тогда они приобретают новую функцию-Совесть.

У Гурджиева есть идея смерти самости. Если применить эту идею к центрам, то первая смерть самости может рассматриваться как своего рода отступление низших центров, сдача ими своих позиций и возможность стать только частями Высшего центра.   (Рассел использует здесь слова “stepping down”).

Такова суть эволюции всей жизни: прежде чем образовать ткань, а затем органы и весь организм, живые клетки должны объединиться и отдать свое лидерство, отступить, признать существование чего-то Высшего.

Высший Мыслительный Центр представлен на схеме Джокером (основным) JO в масштабе 0. Он также имеет три части: мыслительный центр (Туз пик), Высший Эмоциональный Центр (дополнительный джокер) и   он сам-Высший Мыслительный Центр в масштабе 1. Интересно, что частью ВЭЦ является он сам, рассмотренный в более мелком масштабе. Найдите их на схеме! Основной функцией Высшего Мыслительного центра является Объективная Разумность.

Схема Рассела очень глубока и многомерна, на первый взгляд парадоксальна и допускает множество интересных интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.

1. Каждый столбец в таблице может быть рассмотрен в качестве наполнения человека разного уровня развития.

Человек, представленный правым столбцом на схеме состоит из 9 октав. Следовательно, он раздроблен на множество частей, причем все эти части могут быть в какой-то момент активны и значимы для человека, иначе говоря, он отождествлен с этими частями.  Он может быть отождествлен с любой из своих частей. Это описание отсутствия целостности, наличия в человеке многих “Я”.

Примечательно, что в таком человеке все равно присутствуют Высшие центры, но здесь они являются малыми частями всего его наличия (посмотрите на верхнюю октаву правого столбца). Высший центр проявляется в таком человеке случайно и на очень короткое время, он не лидирует. Представьте себе, что человек состоит из 66 частей и только одна из них отвечает за работу ВМЦ или ВЭЦ. Высший центр здесь не функционирует полноценно в качестве центра. Представим себе, что у человека на один миг проявился Высший Мыслительный центр. Произошло понимание как озарение, как вспышка ясности. Но в следующую секунду озарение исчезло, интерпретировалось неверно, а значит исказилось. Это происходит случайно и не осознается самим человеком. Движение в другой масштаб в этом случае может пониматься как развитие к целостности и постепенному осознанию своих Высших центров.

Таким образом, человек в масштабе 2 может быть назван по классификации Гурджиева человеком номер 1,2 и 3. Человек в масштабе 1-это человек номер 4. И человек в масштабе 0-это единое “Я”, человек номер 5, 6, 7.

2. А как насчет деления человека на сущность и личность?

Можно ли это деление увидеть на нашей схеме центров? Да, можно. Для удобства Рассел дает другую схему, на которой три октавы масштаба 1 он располагает горизонтально в отдельных рядах (см. рис. 2).



рис. 2.

Здесь проявляется следующая закономерность: красные масти находятся слева, а черные масти - справа. Кроме верхней строки, в которой описываются Высшие центры. Красные центры Рассел относит к сущности: это инстинктивный и эмоциональный центры.  А черные -к личности: двигательный и мыслительный. И это совпадает с идеей Гурджиева о том, что сущность дана нам от рождения, а личность развивается в течение жизни.

Инстинктивный центр дан нам при рождении: нам не нужно учиться дышать, видеть, слышать или ощущать запахи. В то время как движениям человек обучается. Эмоциональный центр (относящейся к сущности) был заложен в нас при рождении. Наша способность чувствовать врожденная, человек рождается с эмоциональным центром. А вот мыслительный центр человек должен наполнить сам: человек учиться самым разнообразным вещам, касающихся и бытового и интеллектуального аспекта.

3. Деление центра на три части-- следствие закона семи, а не закона трех.

Кажется очевидным, что наличие трех частей в каждом центре и трех частей в каждой части  - следствие закона трех. Но сейчас мы исследовали внутренние октавы, то есть закон семи.   И именно здесь проявилась тройственная структура наших центров. Именно структура закона семи в трех масштабах дает нам шесть центров (включая два Высших), их три части и девять частей частей.

4. Развитие человека-это развитие его внимания.

Внимание человека в масштабе 2 очень слабо развито и практически не отличается от внимания ребенка. Саморазвитие, духовный рост напрямую связан с работой внимания. На практике углубление и овладение им, изменение его качества является ключевым в работе над собой. Только работая с вниманием, человек может сначала вспомнить себя, а потом и осознать себя. Поэтому внимание является неявной внутренней составляющей нашей схемы. Человек в масштабе 2, 1 и 0 обладает несопоставимо разным качеством внимания.

В заключение отметим, что в практической работе человеку нужно развить свои низшие центры. Высшие центры готовы к работе, поскольку для их функционирования уже все есть. Нужно только, чтобы низшие центры стали наполненными и объединились. И тогда человек сможет пробудить свои высшие эмоциональные и интеллектуальные способности и обрести две новые функции: Совесть и Беспристрастный Разум.  И еще:  возможность разобраться с темой Высших центров может появиться у нас только тогда, когда мы достигнем другого,  более высокого уровня Бытия.

Previous post Next post
Up