Цитата.
Мы проследили судьбу вибраций масштаба 0 и структуру октав в обоих масштабах 0 и 1. Однако, как говорилось ранее, внутренние октавы не останавливаются на масштабе 1. Каждая октава масштаба 1 имеет свой ряд четырёх фундаментальных точек, а значит и свои собственные три внутренние октавы. Этот следующий внутренний масштаб мы будем называть масштабом 2.
При вычислении соответствующих отношений 1/8, 1/4, 1/3, 1/2, 2/3 и 7/8 для девяти октав масштаба 2 мы будем использовать в масштабе 0 октаву с целым 1536, поскольку это позволит вычислять диатонические соотношения всех трёх масштабов в целых числах.
Вспомним, что только октавы масштаба 1 являются математически правильными. Чтобы вычислить масштаб 2, каждая из девяти октав масштаба 2 должна рассматриваться “индивидуально” как отдельное целое. Тогда диатонические отношения каждого целого (1/8, 1/4, 1/3, 1/2, 2/3 и 7/8) будут добавляться к величине его восходящего До. Например, в масштабе 2 между 1536 и 1152 рождается октава, поскольку ДО-1536 и СОЛЬ-1152 являются фундаментальными точками в масштабе 1. Эта октава имеет нисходящее До в 1536, восходящее До в 1152 и её целое составляет 384.
384 x 1 = 384 + 1152 = 1536 До
384 x 7/8 +1152 = 336 + 1152 = 1488 Си
384 x 2/3 +1152 = 256 + 1152 = 1408 Ля
384 x 1/2 + 1152= 192 + 1152 = 1344 Соль
384 x 1/3 + 1151= 128 + 1152 = 1280 Фа
384 x 1/4 + 1152 = 96 + 1152 = 1248 Ми
384 x 1/8 + 1152 = 48 + 1152 = 1200 Ре
НАБЛЮДЕНИЯ О МАСШТАБЕ 2
Ранее мы обнаружили, что вибрации масштаба 0 появились также как вибрации масштаба 1. Теперь, после вычисления вибраций масштаба 2, мы находим, что сходным образом вибрации масштаба 1 появляются как вибрации в масштабе 2: (нисходящее ДО-1536 становится нисходящим До-1536); (ноты СИ по-прежнему остаются под вопросом); (ноты ЛЯ становятся нотами Фа); (ноты СОЛЬ и МИ становятся осциллирующими До); (ноты ФА становятся нотами Фа); (ноты РЕ становятся восходящими До); (и восходящее ДО-192 ... исчезает).
Заметим, что осциллирующие ДО в масштабе 1, ДО-768 и ДО-384, и только они, становятся нисходящими До в масштабе 2, т. е. для осциллирующего До нисходящий аспект сохраняется, а восходящий аспект исчезает. РЕ-864 и 432 масштаба 1 становятся восходящими До (864 и 432) масштаба 2 и заменяют два исчезающих восходящих ДО (768 и 384) масштаба 1. В результате в масштабе 2 “дважды” возникает пауза: между До-384 и До-432, и между До-768 и До-864.
Эти соседние ноты До масштаба 2, которые мы назовём “двойными До”, являются паузами в масштабе 2 между тремя сериями по три последовательных октавы. (Три октавы, 22 последовательные диатонические вибрации) прерываются паузой, затем следует ещё одна серия из (трёх октав, 22 последовательных диатонических вибраций), за которой следует другая пауза, и затем следует третья серия из (трёх октав, 22 последовательных диатонических вибраций).
Вместе эти три масштаба (тринадцать октав семи разных длин) дают: восемьдесят нот (если считать ДО всего и ничто отдельно), семьдесят девять нот (если считать ДО всего и ничто вместе) или семьдесят восемь нот (если считать вибрации между ДО всего и ДО ничто). Эти восемьдесят, семьдесят девять или семьдесят восемь нот занимают только семьдесят одну, семьдесят или шестьдесят девять вибраций. Так получается из-за того, что шестнадцать нот совмещаются в семи вибрациях; например, три ноты находятся в вибрации 1024 (см.стр.41). Эта одна вибрация представляет три ноты.
рис. 1. Три масштаба.
ТРИ МАСШТАБА, ТРИНАДЦАТЬ ОКТАВ, СЕМЬДЕСЯТ ОДНА ВИБРАЦИЯ
Та же самая структура (три масштаба, тринадцать октав, семьдесят одна вибрация) возникает в процессе определения “сути явления”. Иными словами, чтобы знать суть явления, мы должны знать его во всех масштабах - что находится перед ним, что находится после него, что является его частями, и частью чего является оно само. Например, определим октаву 384 вибраций (от 384 вибраций до 768 вибраций).Теперь добавим две октавы: Перед октавой 384 вибраций и После неё.
Рис.2. Тринадцать октав Целого.
“Частями” октавы являются её собственные три внутренние октавы, так же как и три внутренние октавы для октав перед ней и после неё. Всего получается двенадцать октав: три октавы в исходном масштабе и девять в меньшем масштабе.
Октава, частью которой всё это является, возникает, если предположить, что четыре ДО в исходном масштабе должны быть фундаментальными точками ещё большего масштаба. Этот масштаб является октавой от своего “всего” до своего “ничто” (от 1536 до 0).
Чтобы определить октаву 384, нам пришлось построить ещё двенадцать октав (тринадцать октав в трёх масштабах), причём полученные тринадцать октав соответствуют внутренним октавам, которые мы ранее обозначили масштабами 0, 1 и 2.
ВРЕМЯ ДЛЯ СИ
Теперь давайте посмотрим, что происходит с вибрацией в ноте Си. Мы ранее обнаружили, что нота СИ масштаба 0 не имеет соответствующей вибрации в масштабе 1; но теперь мы можем проверить, что вибрация 1344 (нота СИ масштаба 0) появляется опять как нота Соль-1344 в масштабе 2. Затем вибрация 1344 в ноте Соль становится в масштабе 3 осциллирующим до. Таким образом, вибрация “любой ноты Си” будет соответственно пропускать один масштаб и появляться на следующем масштабе как нота Соль.
Конец цитаты.
Комментарии.
Друзья, как вы видите, излагаемый автором материал усложняется. И на первый взгляд он кажется очень формальным и несвязанным с реальностью. Но при погружении, эта математика оживает и проявляет интересные закономерности.
Автор продолжает детальное рассмотрение внутренних октав. Теперь Рассел рассчитывает вибрации девяти октав масштаба 2. Подчеркнем, что вибрации всех представленных октав вычисляются в соответствии с диатоническими дробями Успенского (Гурджиева), которые Рассел Смит подробно описал в первой главе книги. Следовательно, все рассуждения имеют строгий математический фундамент.
Вибрации масштаба 1 появляются в вибрациях масштаба 2. То есть ноты До, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре и До (кроме Си) появляются в следующем (более детальном) масштабе. НО, при рассмотрении третьего масштаба проявляются новые интересные закономерности. То есть нельзя сказать, что этапы мельчения (детализации) любого объекта или процесса совпадают между собой, происходят по одним и тем же правилам. При такой детализации существуют определенные общие правила и одновременно - особенности. И главная такая особенность состоит вот в чем.
Особенность перехода от масштаба 1 к масштабу 2. Давайте рассмотрим ноту СОЛЬ 768 масштаба 0 на рисунке 1. Переходя в масштаб 1, эта вибрация превращается в До, которое способно организовывать октаву как вверх от себя, так и вниз, то есть на языке Рассела является осциллирующим До. Ранее мы сказали, что нота ДО остается нотой До в любом масштабе (аксиома 2). Однако при переходе к масштабу 2 (по порядку третьему) осциллирующее До превращается только в нисходящее до. Нисходящее ДО продолжается вечно, и это верно для любого масштаба. А вот восходящее ДО исчезает через один масштаб.
Мы продолжаем формулировать аксиомы.
Аксиома 8. Нисходящий аспект ноты ДО продолжается вечно, а восходящий аспект исчезает.
Давайте теперь посмотрим на вибрацию Ре 864. В масштабе 2 она становится восходящим до. Теперь две ноты До расположены рядом - одно организует восходящую октаву, а другое-нисходящую. Заметим, что разрыв по вибрациям у этих двух До (относительно соседних нот) очень большой-768 и 864. Образуется разрыв или пауза между двумя октавами масштаба 2.
Аналогичная ситуация получается для МИ 384 масштаба 0. Это МИ превращается в До 384 в масштабе 1, а затем в нисходящее до в масштабе 2. И опять разрыв между восходящим до (432) и нисходящим до (384). Пауза. Если теперь посмотреть на все октавы масштаба 2, то мы увидим три разделенных между собой комплекта по три октавы, всего 9 октав.
Поразительно то, что чисто математические расчеты проявляют нам очень интересные закономерности окружающего мира.
Ткань Творения, первоначально единая, при детализации (увеличении разнообразия) как бы рвется на части, и в этих частях идет свое творение, и эти части и тем более части частей смотрят друг на друга и уже не помнят, что они одного рода и у них общий источник (Отец). Как это похоже на нас… Кроме того, приходит на ум еще такая ассоциация. Если мы находимся сознанием в некотором масштабе, который для нас является большим, расширенным, то в этом масштабе для нас возможно эффективное восхождение. А если наше сознание отождествлено, то такой путь для нас закрыт и мы продвигаемся по другим путям.
Далее Рассел рассматривает возможность целостного описания некоторого объекта или явления. Объект или явление при этом представляет собой октаву. Как должно выглядеть полноценное описание? Нужно расположить исследуемый объект в масштаб 1. И описывать то, что было ДО и ПОСЛЕ этой октавы (три октавы масштаба 1). Еще то, ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ данный объект и ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТО, ЧТО БЫЛО ДО НЕГО И ПОСЛЕ НЕГО (добавляем еще 9 октав масштаба 2). Кроме того, необходимо рассмотреть еще одну октаву Целого, ЧАСТЯМИ КОТОРОЙ являются все описанные октавы. Рассел представляет это на рисунке 2, который, по сути, дублирует предыдущий рисунок. В результате у нас получилась октава, окруженная двенадцатью октавами, или всего тринадцать октав для изучения. Получился строгий научный подход к изучению любого предмета.
Оказывается, существует наука, занимающаяся систематизацией в точности в соответствии с этой идеей ЧП. Называется она таксономией. Таксономия (от
др.-греч. τάξις - строй, порядок и νόμος - закон) - учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний, для упорядочивания объектов географии, геологии, языкознания, этнографии и биологии--всего многообразия органического мира.(Википедия).
Хочу привести простой пример такой классификации из биологии. В биологии классификация живых организмов ведется по следующей схеме (от общего к конкретному): царство-тип (он же отдел)-класс-отряд (он же порядок) -семейство-род-вид. Предположим, мы хотим описать род Волк. Тогда биологическая классификация выглядит так. Царство - Животные (соседние царства-Растения и Грибы). Тип-Позвоночные (соседний тип-беспозвоночные). Класс-Млекопитающиеся (соседние классы-птицы, рыбы, пресмыкающиеся и др.). Отряд-Хищные (другие отряды-сумчатые, грызуны, парнокопытные, приматы и др.). Семейство-псовые (другие семейства-кошачьи, медвежьи, куньи…). Род-Волк. (другие рода-лиса, песцы, еноты) Используя подход Рассела, для описания рода Волк необходимо описать еще два Рода, девять Видов и одно Семейство. Как видим, в биологии используется более глубокая иерархия. Кроме того, разрывы между ДО в третьем по порядку масштабе скорее всего говорят о невозможности переходов (эволюции) между этими Родами животных.
Далее Рассел приступает к рассмотрению ноты СИ и называет этот раздел «Время для СИ». Здесь отдельное интересное исследование. Нота СИ 1344 масштаба 0 никак не представлена в масштабе 1. В масштабе 2 она появляется в качестве Соль 1344. А мы знаем, что если появилось Соль, то в следующем масштабе (номер 3) оно превратится в ноту до (аксиома 1). Следовательно, в масштабе 3 (которого нет на рисунке Рассела) между до 1536 и до 1344 образуется октава. Ниже представлена таблица, на которой я повторила верхнюю часть рисунка 1 из книги Рассела, добавив к нему масштаб 3.
Рис. 3. Верхняя часть рисунка 1 с присоединенным масштабом 3.
В крайнем правом столбце - та самая внутренняя октава, о которой идет речь. Итак, Интервал СИ-ДО масштаба 0 превращается в полную октаву в масштабе 3.
Здесь можно выдвинуть интересную гипотезу. Снова зададим себе вопрос, который исследовался нами в главе 1: зачем Творец укоротил интервал между СИ и ДО? Для того, чтобы в этом интервале разместилась законченная структура-октава. Что и означает облегчение преодоления последнего стопиндера.
Аксиома 9. Между СИ и ДО всегда есть октава.
Теперь рассмотрим среднюю часть той же таблицы, которую вы видите ниже.
Рис. 3. Средняя часть рисунка 1 с присоединенным масштабом 3.
Обратите внимание на СИ 720 и ДО 768 в масштабе 1. Мы только что выяснили, что между СИ и ДО через 2 масштаба образуется октава. Если СИ и ДО принадлежат масштабу 1, октава появится в масштабе 4. Длина этой октавы равна 48. При этом расстояние между двумя следующими нотами ДО и РЕ (по восхождению) в этом же масштабе равна 96. Что означает, что между ДО 768 и Ре 864 также существует октава! Подчеркнем, что масштаб 1 - математически правильный, следовательно все октавы в нем построены по принципу удвоения. Вывод: октава длиной 96 будет всегда следовать за октавой длиной 48, заполняя разрыв между нисходящим и восходящим До во втором масштабе.
Таким образом, мы выяснили, что когда СИ в следующем масштабе становится СОЛЬ, а затем ДО, то создается октава между СИ и ДО, которая при удвоении образует октаву между ДО и РЕ в том же масштабе. И именно эта октава заполняет разрывы между восходящим До и нисходящим До, охватывая собой эту паузу в Творении. Теперь мы увидели способ переходить от одной группы октав к другой группе в масштабе 2.
На этом пока все. В следующий раз мы продолжим изучать третью главу, приступим к обсуждению игральных карт, их связи с внутренними октавами и, главное, с центрами и их частями.