Будем считать, что это не выпуск 10, а лирическое отступление, поскольку я буду говорить не столько о музыке, сколько рассказывать истории и немножко философствовать. У меня всё больше складывается впечатление, что я пишу в стол, и для себя, так что почему бы не предаться воспоминаниям. Кроме того, 9 выпуск вышел с большой задержкой, так что вы заслужили бонус, если вам всё ещё по кайфу читать мои бредни. Сделаем его пока закрытым, для своих. Здесь тоже будет про рок, возможно, даже, одна из основополагающих вещей, которые мне бы хотелось сказать об этой музыке, но ближе к середине, или даже концу.
Я твёрдо убеждён, что судьбы нет - в том смысле, который обычно вкладывают в это слово. Я не верю, что нельзя ни на что повлиять или что глупо бороться с предначертанным. При этом я верю, что всё, что делает каждый из нас, известно заранее, важен только выбор, который мы делаем. Из бесконечного количества вариантов мы выбираем какой-то свой, что-то делаем, и события развиваются дальше по выбранной дорожке до следующего выбора. Вся история человека и человечества, начиная с Адама и Евы - это история выбора.
При этом с человеком могут происходить самые загадочные и удивительные вещи, странные совпадения и прочее, и прочее, от него никак не зависящие. И выхода у человека всегда как минимум два - обратить внимание на это событие или проигнорировать его. Мы сами вкладываем значение и смысл во всё, что с нами происходит, и на основе этих значений делаем себя теми, кто мы есть.
Но дабы не мудрствовать лукаво, я, как всегда, лучше покажу на примерах.
Мы с родителями возвращались с дедушкиного дня рождения. Это был конец ноября, ночь быстро вступала в свои права, и мы шли по тёмной улице, из которой фонари вырывали круги света. Оказавшись в тёмном пространстве между двумя такими кругами, я заметил, как на мокром асфальте что-то блеснуло. Это была
сотка. На сотке красовалась рожа летучей мыши из серии "монстры" и надпись Mad Bat. Родителям я свою находку показал только в метро, а у папы под рукой удачно оказался англо-русский словарь, благодаря которому мы выяснили, что я стал счастливым обладателем "Безумной летучей мыши". Эту сотку я никогда не ставил на кон в играх, поскольку мне в ней нравилось решительно всё. Очень быстро я пришёл к мысли, что безумие - весьма прекрасная штука, этакая супер-способность, а Mad очень хорошо сочетается с моим именем и сочетание Mad Max просто ласкает слух (о существовании одноимённого фильма я узнал гораздо позже, и был опечален, что кто-то такое уже использовал). Когда я нашёл сотку мне было 8 или 9 лет. Так я стал Mad Max'ом.
Вложив в это событие столько важности, я, таким образом, выбрал свой путь.
Став, таким образом, безумцем, я решил оправдывать выбранную мной стезю. Конечно, рамки безумия задавались мной, и в основном, всё безумие каких-либо поступков содержалось у меня в голове. То есть поступок мог быть вполне ординарным, но история, которую я придумывал, превращала его в нечто из ряда вон. Но, чем дальше, тем больше эта грань стиралась, и поступки становились безумными сами по себе.
Оглядываясь назад, вы можете выбрать абсолютно любое событие в своей жизни, назвать его судьбоносным, и делать его опорной точкой вашей личности и восприятия вас другими. Точно так же вы можете делать какое-то событие незначительным и, рассказывая о нём, показывать ваш триумф над обстоятельствами. Причём это можно делать сразу же после того, как событие произошло.
На самом-то деле, я не говорю ничего нового, все так и делают. Возможно, люди об этом просто не задумываются, это происходит автоматически, но систематизировать свои выборы бывает полезно, пересмотреть их, поменять местами в приоритетности. Успокаивает и помогает разобраться в себе. What I make is what I am, как поётся в песне.
Пока я был обуреваем такими мыслями и потихоньку выстраивал своё отношение к окружающему миру, ко мне в двери постучалась судьба, предложив совершить безумство. И ещё одно, и ещё одно. Разумеется, я сразу же согласился.
Я учился в 7 классе, подумывал стать хирургом, но интерес к школе медленно, но верно угасал. Затем я прочитал документальную книжку об одном хирурге, и мне расхотелось быть врачом. И вот, к концу года, за две недели до вступительных экзаменов, моя мама узнала о существовании Лицея Информационных Технологий, о чём сразу же поведала мне. Она думала о хорошем образовании, я думал о том, что стану программистом, который делает потрясающие компьютерные игры. Ещё я думал о том, что для человека, который вот уже почти 13 лет пробыл на свете и принял всего пару основательных решений в жизни, пришло время принимать их чаще. И о том, что если судьба подбрасывает тебе безумную идею - грех отказываться. Так что я согласился, почти не раздумывая. Это был шаг в неизвестность, в настоящую неизведанную пропасть, и именно такие шаги предпринимают безумцы.
Казалось бы - ну что такое, сменить школу. Но, во-первых, лицей был совершенно удивительным и ни на что непохожим миром (взять хотя бы звонки - никаких тебе будильничных трелей, а приятная мелодия), а во-вторых, для юноши такого возраста сделать подобный выбор за пару недель до экзамено - это как стать космонавтом за пару недель до полёта.
Лицей полностью изменил мою жизнь, от начала и до конца. Он окончательно превратил меня в того, кем я сейчас являюсь, с головой погрузил меня в самый настоящий рок-н-ролл и выпустил на свободу настоящим безудержным психопатом... просто настоящим. Но, обо всём по порядку.
Безумие восторжествовало, но решило не останавливаться на достигнутом. Вторым моим решением стал поход к парикмахеру, как ни странно. Да-да, я поехал на другой конец города к парикмахерше моей мамы (до этого стрижку мне делала мама). А она предложила сделать у меня на голове то, что многие из вас имели счастье созерцать при нашем знакомстве и далее. Разумеется, я согласился, ибо чувствовал, что чем меньше я буду похож на себя прошлого, тем правильней я всё делаю, и тем круче будет дальше. Она зачесала мне волосы назад, и я очень надеюсь, что если не начну лысеть, то окончу свою жизнь с такой же причёской.
Кроме того, я стал счастливым обладателем чёрного джинсового костюма, который ещё сыграет свою роль во всей этой истории.
Ох, как хочется всё рассказать, но как мало у нас всех времени!
Первыми словами, которые я услышал в лицее от своих одноклассников (точнее, от одного) были: -Эй, парень, эта причёска называется 220 вольт?
Не помню, что я ответил, если вообще что-то ответил. Мои навыки коммуникации с новыми людьми были полностью атрофированы - в конце концов, с первого класса меня окружали знакомые люди, а здесь была целая толпа незнакомцев. Так или иначе, такие слова мне польстили. Примерно так я себя и чувствовал - как будто через меня пропустили ток.
Я могу рассказывать про лицей часами, это было сплошное приключение длинною в 4 года, но мы все собрались здесь не для этого.
В лицее во многом правила музыка. Легендарный и незабвенный ГрГр (у которого есть жж -
evil_gr - и собственная группа Later, горячо рекомендую любителям фолк-рока)) играл на переменах на гитаре. Тогда я впервые услышал и увидел с расстояния вытянутой руки, как на гитаре играет обычный человек. Хорошо играет прекрасную музыку (до сих пор помню "Рыбу без трусов", "Древнерусскую тоску", "Оранжевое настроение", "В темноте" в его исполнении. И во многом оно нравилось мне даже больше оригинала. Для меня игра на гитаре тогда представлялась чем-то совершенно нереальным, чем можно овладеть только в музыкальной школе после 10 лет обучения (что равноценно обучению в каком-нибудь монастыре на Богом забытой горе у каких-нибудь шаолиньских монахов). Кроме того, у ГрГра уже тогда была своя группа К.Д.Н., написавшая песню "Мясо", которая занимает в моём сердце, как и в сердце, думаю, большей части лицеистов, заставших то время, огромное место (я так и вовсе считаю ей гимном ЛиТа). Ещё они тогда записали свой диск и распространяли его на болванках. ГрГр, сам о том не подозревая (потому что я был очень скромным, боялся подойти к человеку старше меня на 4 года и начать разговор и всё такое) сделал первый мощный сдвиг в моём восприятии музыки, в моих предпочтениях и в том, что можно даже что-то делать самому. Кроме того, это просто чудесный во всех отношениях человек, добрый и умный, с прекрасным слухом и голосом, и я ещё раз рекомендую всем ходить на его концерты, слушать его группу и всячески чествовать и поддерживать. Гриша, спасибо, без тебя не было бы вообще ничего.
Так вот, в исполнении ГрГра я впервые услышал русский рок. В первую же неделю обучения в лицее. Помню, что я тогда подумал, что это всё его песни. Я не мог поверить, что вся эта чудесная музыка, все эти умные и весёлые слова всё это время находились со мной в одной вселенной, а я никогда их не слышал.
На дворе стоял 2000 год, и интернета у меня дома всё ещё не было, зато он был в лицее. Оттуда я подчерпнул огромное количество информации и бросился её осваивать. От окружающих я услышал ещё с десяток всяких названий, которых раньше не встречал, и бросился в океан музыки, чтобы найти там острова, которые больше всего мне подходят. За 2 года я прошёл путь от полного профана до человека, который слышал практически всё, что слушали вокруг меня.
Тут придётся сделать маленькую вставку об имени, потому что я не знаю, куда ещё её девать. После окончания первого года в лицее на мой день рождения друзья подарили мне игру Neverwinter Nights. Это была одна из самых ожидаемых игр года на трёх дисках (!). И в начале там нужно создать себе персонажа. Его имя можно задать, а можно генерировать случайно. Я, разумеется, написал Mad Max и нажал далее. Но оказалось, что кроме имени нужна и фамилия. И первой же сгенерированной для меня фамилией стала Mafer. Такое сочетание букв идеально дополняло уже имеющиеся два слова. Так я стал Mad Max Mafer'ом, и придумал себе девиз - Mad Max'ов много, Mad Max Mafer - один.
Мне приходится писать очень сжато, чтобы с одной стороны избежать спойлеров, а с другой - не пускаться в какие-то слишком пространные воспоминания. Но я надеюсь, что вы представляете себе атмосферу, в которой я оказался. Но я лучше продемонстрирую песней. Есть такая песня - "Большой питерский блюз" группы Пилот. В 10 классе я её переделал, но стеснялся кому-либо показать (переделка же, да и не самая лучшая, наверное, 2 куплет так вообще из оригинала), хотя в тайне мечтал записать или сыграть на лицейском празднике каком-нибудь. С ней, думаю, всё станет ясно. ЛИТ - так называется лицей, откуда получилось прилагательное лИтовский, армовец - тот, кто учится на направлении компьютерной графики, ТП - Татьяна Петровна, наш прекрасный директор, и никакого другого значения этих двух букв для лицеиста быть не может.
Наш славный лицей, звонка перезвон,
На Ломоносовском я был второй раз рожден.
И если дан тебе талант писать на стенах в сортире,
То в ЛИТе ты армовец в андеграундном стиле.
Наш лицей возьмет на себя твоего сердца груз,
Доставай свою гитару и бери себе билет.
В Большой ЛИТовский Блюз...
Здесь если ты не жлоб - тебе позволено всё,
Здесь у каждой девчонки королевы лицо,
Здесь миллионы идей и тысячи мнений,
Здесь все мои друзья и каждый первый - гений,
Здесь на всех хватит количества муз,
Здесь рождаются звезды, пополняя собой
Большой ЛИТовский Блюз...
Наш лицей подарил мне мою звезду,
Я не стану врать - здесь почти как в раю,
И, мотаясь в плацкартных вагонах по стране,
Ты все время будешь думать, как там дела у нас в ЛИТе?
ТП тебя ждет, коли ты не жадина и не трус,
Встань на эту святую Землю и пой вместе с нами
Большой ЛИТовский Блюз...
В общем, волшебное было место и волшебное было время. Достаточно было просто разглядеть вокруг себя магию, чтобы она больше не покидала твоего мира. И львиною долю этой магии помогла разглядеть музыка. Вообще, музыка - последнее волшебство, которое досталось этому миру, и которое ни в коем случае нельзя упускать.
Благодаря тому, что у меня появилось 2 с лишним часа времени, которое я проводил в дороге до лицея и обратно, я смог сконцентрироваться на музыке. Вообще говоря, дорога - один из лучших способов поглощение музыки. За пару лет я вполне наверстал "программу". После чего мне окончательно снесло крышу. Погодите, дайте-ка я поставлю для вас правильный саундтрэк.
Download Bad To The Bone for free from pleer.com
Однажды вместо всем известного Макса (толстовка какая-нибудь и сумка для плеера на шее) в лицей пришёл парень в чёрном хайратнике из банданы, чёрных джинсах и чёрной же джинсовой куртке, один рукав которой был весь покрыт нашивками с Мэрилином Мэнсоном, а другой украшали нашивки с Битлз, ДДТ, Пилотом, Сплином и Че Гевара. На руках парня были кожаные перчатки с обрезанными пальцами и шипами на "костяшках", а на ногах - большие рокерские ботинки с тупыми квадратными носами. В тот день в моих венах не осталось ни капли крови, вся она окончательно была замещена звуком и чистым электричеством. И сердце стало биться только в ритм музыке и никак иначе. И я понял, что пока играет музыка ничто в мире не сможет меня остановить.
У нашего любимого преподавателя - историка - упала челюсть, когда он меня увидел. В общем-то, мой "парадный костюм" на многих производил впечатление. Однажды женщина в автобусе даже аккуратно проверила пальцем острые ли у меня шипы на перчатках. Восьмиклассники почтительно расступались по стенкам при моём приближении. Но я всё равно не производил грозного впечатления. Впрочем, я и не пытался никого напугать. Людям каким-то образом неизменно удавалось раскусить, что я - белый и пушистый. И люблю рок-н-ролл. Именно этого я и добивался, но мне всё равно было удивительно.
Лишь однажды мне улыбнулась удача. Я пошёл в гардероб за курткой и оставил свою торбу с Мэнечкой на лавке на первом этаже. Как раз когда я шёл обратно какой-то восьмиклассник (а я был уже в 11-ом) остановился напротив моей торбы и начал говорить о том, что Мэнсон ему не нравится. И тут как раз подошёл я. В жизни не видел, чтобы люди бегали так быстро, хотя я всего-то навсего руки на груди скрестил. Была у меня даже где-то фотография тех времён, но хард с ней сгорел, так что не видать вам автора этих строк в его лучшие годы.
Тогда же сформировалось моё отношение к музыке и к року в частности, основная мысль, которую я, на самом-то деле, хочу донести до читателей через все эти тернии, и то, почему из всех названий я достаточно самоуверенно и пафосно выбрал "ПроРок".
О духовной стороне музыки всё уже сказал БГ. Я всё думал, как подойти к такой тонкой материи, как написать об этом как можно изящнее и утончённее, чтобы затронуть нужные струны ваших душ, или хотя бы не писать неотёсанно и грубо, но Борис Борисович уже всё сделал в 10 выпуске Аэростата, и я с удовольствием приведу его текст под отдельным катом, дабы вы смогли это прочесть, не уходя далеко отсюда и от предмета нашего разговора.
Проблема в том, что это сложно принять просто так. Некоторые вещи и вовсе совсем непросто постичь, а обвинить его (или меня) в том, что мы видим в музыке то, чего там нет - очень просто. Да и говорит он вроде бы простые истины, но о чрезвычайно сложных вещах. А некоторым, например, БГ просто не нравится, и они бы рады всё это впитать, но им тяжело это сделать из его уст. Кто уже постиг музыку, тому не нужно ничего объяснять, а кто не постиг, тому не объяснить вот так, вдруг.
Поэтому я, нисколько не сомневаясь в мудрости Бориса Борисовича, хочу всё-таки кое-что добавить, и сделать это чуть более приземлённо, как мне кажется.
В один прекрасный момент, всё то, что я с усердием впитывал на протяжении всех прожитых лет - воспитание моих родителей, прочитанные книги, пережитые события, всё увиденное и услышанное, в общем-то всё, что стало основой моих принципов, обнаружилось в рок-н-ролле. Словно наконец, после долгих скитаний, мне можно было скинуть ношу, потому что я обрёл собственную крепость. Рок-н-ролл - это что-то вроде современного рыцарского кодекса. Всё там сказано - об отношении к даме, к жизни, к себе, к врагам, к друзьям. Нельзя просто так слушать эту музыку и не стать частью всего этого. Ты словно негласно принимаешь на себя некие обязательства.
Лирический рок-н-ролльный герой - это такой же сильный образ, как образ рыцаря, дошедший до нас из средневековья. Рыцари были совсем не похожи на благородный и романтичный образ, воспетый в романах. Это просто был класс элитных воинов, которые не обладали какими-то особыми добродетелями, часто злоупотребляли властью, положением и силой. Все попытки сформировать рыцаря как идеал воина предпринимались извне - церковью и писателями. Насколько у них получилось облагородить своих современников судить не нам, но на века создать идеальный образ, которому должен соответствовать мужчина, у них получилось на 1000%. Так что же мешает нам создать ещё один такой образ, тем более, что сейчас для него, похоже, самое время?
В нашем прекрасном, но прогнившем уже почти до основания человечестве, практически не осталось таких колоссальных центров притяжения как музыка. Если и есть что-то хорошее, то оно, как правило, маленькое и локальное. Да и даже такое маленькое любят переворачивать с ног на голову и очернять. И я уже не говорю про то, что вообще творится в мире. Рок-н-ролл - последний оплот слишком долго отступавших воинов. И мне плевать - так оно на самом деле, или это моя фантазия. Я сделаю всё, чтобы рок-н-ролл стал именно таким. Я хочу, чтобы каждый рокер был примером того, как музыка может объединять людей, делать их лучше. Я хочу, чтобы рокеры были не похожи ни на кого, и я хочу, чтобы они были лучше всех. Я верю, что музыка может объять даже людей с диаметрально противоположными предпочтениями. Ну а там недолго и до того, чтобы забыть о различиях вообще.
Рокер - это не только 120 децибел, косухи, слэм, мотание головой и пиво рекой. Рокер - это человек, который увидел красоту и стремиться её показать, это образованный, начитанный и тонко чувствующий человек, который выходит за рамки жанрового разделения музыки, который понял, что их в музыке нет, а есть только любовь, красота и счастье. Если он при этом одет в кожаные штаны и косуху и любит попивать пивко - почему бы и нет. Если он приходит вна концерт в костюме и сидит за столиком на балконе - пускай.
К чему я это всё. С одной стороны, я знаю много рокеров, лишь пара из которых так себя называет. С другой стороны в мире полно людей с таким описанным выше отношением к музыке, которые остались без объединяющего фактора. Есть термин "меломан", но он происходит от греческого melos - пение, и не отражает "кодексную" составляющую искусства вообще и музыки в частности.
Время всех остальных прошло. Наступил день рокера. Снова.
Download Twisted Sister Day Of The Rocker for free from pleer.com
I wanna tell ya 'bout it
A time is comin'
Just 'round the corner
We don't have very long to go
When we'll be stronger
Our days will be longer
It's comin' soon it might be tomorrow
Can't you feel the power
It's all around and deep down inside
Our numbers growin'
Soon we'll be showin'
We've got the right to rule
We won't be denied
So raise your hands in the air
And i want you to tell the world all about
The day of the rock-rock-rock-rocker
The day of the rock-rock-rock-rocker
The day of the rock-rock-rock-rocker
Oh, come on fingers turn me loose
Ahh
Oh yeah
Straight from the heart baby
Oh, come on fingers take it home
All right take it down boys
Your time is comin'
So you be ready
To show the world to rock 'n' roll
We'll show them feelin'
We'll send them reelin'
They'll know we've got the music in our control
We'll be in our glory
We'll stand tall ruling over the land
We'll live forever
And then we'll never
Give up the power once it's in our hands
So 'til our day has come, baby
I want you all to raise your battle cry
The day of the rock-rock-rock-rocker
The day of the rock-rock-rock-rocker
The day of the rock-rock-rock-rocker
Ahhh, ain't nobody gonna stop us now
Let's go
Rock-rock-rock-rocker
Yeah, i want you to move your mouth now
Rock-rock-rock-rocker
You gotta shout baby, you gotta scream
Rock-rock-rock-rocker
I'll tell you what what i'm singin' man
I'm singin' the day of the
Rock-rock-rock-rocker
Yeah, everybody's gonna be singin' like this
Rock-rock-rock-rocker
Hey you in the back
Whatcha you doin' wackin' off or somethin'
Come on
Rock-rock-rock-rocker
Oh yeah, let it go
Rock-rock-rock-rocker
Let it go, go go, go go, go go...
Текст 10 выпуска программы Аэростат:
Что такое музыка? В чем ее цель и предназначение? Почему последовательность звуков разных тембров заставляет нас плакать или восторгаться?
В 241 году до нашей эры в книге "Люй-ши Чунь Цю" было написано так:
"Покоренная страна и порабощенный народ не лишены музыки, только музыка у них безрадостная. А великая музыка - это та, которая приносит радость и веселье всем - государю и подданным, отцам и сыновьям, старым и малым. Радость порождается спокойствием, а спокойствие происходит от соблюдения Дао".
Так вот об этом мы и поговорим сегодня.
Величайший музыкант Индии Тансен жил при дворе императора Акбара. Император очень высоко ценил музыку Тансена. Тансен же всегда превозносил своего учителя. Неудивительно, что однажды великий Акбар захотел познакомиться с учителем Тансена.
Тансен объяснил императору, что учитель никогда не придет к нему во дворец. Император сказал: "Тогда поедем к нему". Тансен ответил: "Ваше Величество, мой учитель не станет петь для императора, это разрушит естественность". Акбар был воистину великим владыкой. Он сказал: "Тогда я переоденусь твоим слугой, и поедем к нему". На том и порешили. Тансен ехал на коне, император, переодетый слугой, шел сзади.
Учитель Тансена, увидев эту пару, конечно же, понял, кто к нему пожаловал, но оценил по достоинству то, что ради музыки император умалил себя. Он согласился спеть. Дождался, когда придет верное время и настроение, и запел.
И это была великая музыка, это была песнь самой Вселенной.
Вернувшись домой, император попросил Тансена спеть ему эту же рагу. Когда Тансен закончил, Акбар сказал: "Да, это та же музыка, но не тот же дух. Почему?"
Тансен ответил: "Причина в том, Ваше Величество, что я пою тебе, Император, а мой учитель поет Богу".
Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта; каждый ребенок, рождающийся в этом мире, начинает двигать руками и ногами в ритм своей музыке. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка это язык красоты; язык Единого, которого любит каждая живая душа, язык Бога. И когда человек осознает это и понимает, что совершенство нашей красоты - это Бог, наш Возлюбленный, тогда ему становится ясно, что музыка - это Божественное Искусство.
Музыка выше любого искусства; музыка превосходит даже религию. Ибо музыка возвышает душу человека даже больше, чем так называемые внешние формы религии.
Это не значит, что музыка может занять место религии; не каждая душа настроена на тональность музыки, и не всякая музыка так высока, чтобы поднять душу выше, чем это может сделать религия.
Но только музыка может поднять человека выше любой формы.
В древние времена Боги и великие пророки были и великими музыкантами. Шива изобрел вину; Кришна всегда изображен с флейтой. Когда Моисей внимал Богу на горе Синай, он услышал "Музы Ке" ("Моисей, внимай") и откровение, пришедшее к нему, было откровением тона и ритма. Так он и назвал его - Музек; от этого слова произошло слово музыка. Псалмы Давида были песнями. Индийская Богиня красоты и знания Сарасвати всегда изображается с виной.
А что это значит? Это значит, что суть всей гармонии - в музыке. Человечество утратило древнее искусство магии, но если и остается в мире какая-то магия, то это - музыка.
Музыка - это гармония всей Вселенной в миниатюре, поскольку гармония Вселенной - это сама жизнь, а человек, будучи Вселенной в миниатюре, проявляет гармоничные и негармоничные аккорды в пульсации крови, в биении сердца, в ритме и тоне. Его здоровье и болезни, восторг и смятение - все показывает наличие или отсутствие музыки в его жизни.
И чему музыка учит нас? Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии; это и есть магия музыки и ее тайна. Музыка, которую вы любите, настраивает вас и вводит в гармонию с жизнью.
Поэтому музыка необходима человеку.
Многие говорят, что музыка им не нужна; но дело в том, что они ее еще не слышали. Если бы они действительно услышали музыку, она коснулась бы их души, и они невольно полюбили бы ее. Если им безразлична музыка, это всего-навсего значит, что они еще не знают ее, не научились успокаивать сердце и открывать его музыке.
И еще - музыка развивает нашу способность воспринимать прекрасное в других искусствах.
А что мешает человеку воспринимать красоту мира? Его тяжелое сердце. А подлинный источник музыки - родник души. Когда начинает бить этот родник, он смывает с нашей души тяжесть, и восторг музыки делает нас легкими, и мы видим красоту мира.
Kinks - Days
Философия Востока различает 5 видов опьянения: опьянение красотой, юностью и силой; опьянение богатством; опьянение властью; опьянение знанием. Но эти четыре опьянения меркнут, как звезды при появлении солнца, перед опьянением музыкой.
Причина этого - в том, что музыка касается глубочайшей части нашего существа. Музыка проникает глубже, чем любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки - в том, что она одновременно - и источник творения, и возможность воспринять его.
Поэтому мистики всех эпох любили музыку превыше всего. Ведь под действием музыки душа распускается, и открывается интуиция; и сердце человека раскрывается для всей красоты - и внутри, и снаружи; музыка возвышает и приносит совершенство, которого жаждет каждая душа.
Человек рождается со вкусом к музыке, это отлично видно по детям. Но когда человек вырастает, он все больше погружается в мир заблуждений, и его сознание занято все большим и большим количеством придуманных ценностей - так постепенно многие теряют вкус и склонность к музыке.
Но если человек продолжает слышать музыку, его склонности находятся в соответствии поначалу с его воспитанием, а потом - с его развитием, с его местом на лестнице эволюции. Чем более он развит, тем тоньше музыка, которую он любит. И характер человека определяет его вкус - веселый человек любит популярную музыку, серьезный предпочитает классическую, интеллектуал радуется техническим деталям, а простак всему предпочитает, чтобы громко бил барабан.
У искусства музыки - 5 аспектов. Первый - популярный, он вызывает движения тела; второй - технический - он удовлетворяет интеллект; третий - артистический - от него душа трепещет от красоты и грации; четвертый взывает к чувствам и пронизывает сердце. Пятый, самый важный - возвышает, и душа начинает слышать музыку сфер.
Но наивысший экстаз от музыки - это объединение с Возлюбленным Богом, высшим идеалом, находящимся вне ограничений имени и формы; c тем, кого душа искала всегда и, наконец, обрела.
Этот восторг неизъясним словами. Когда пение души, уже достигшей союза с Божественным возлюбленным, услышано тем, кто еще идет по тропе божественной любви, он видит в себе то, что он слышит в песне и узнает это; и это поддерживает его на пути. Эта хвала Богу наполняет его неописуемой радостью.
За экстазом следуют откровения. И все знание, которого не может поместиться ни в одной книге, которого никакие слова не могут выразить, и ни один учитель не может передать, это знание приходит к нему само по себе.
На Востоке есть одна древняя легенда.
Бог создал глиняную статую по своему образу и подобию и велел душе войти в нее. Но душа отказалась, потому что природа души - свободно летать везде и никогда не быть связанной чем бы то ни было. Душа совсем не хотела быть запертой в тюрьме тела. И тогда Бог сказал ангелам: "Будьте так добры, спойте, пожалуйста".
Ангелы начали играть и петь, и душа ощутила экстаз; и в этом экстазе она вошла в тело, чтобы яснее слышать музыку.
Прекрасная легенда и глубокая тайна. Она объясняет нам два великих закона. Первый из них: свобода - это природа души; и для души вся трагедия жизни состоит в отсутствии свободы, являющейся ее естественным состоянием. Второй - душа находится в теле только для того, что услышать и испытать музыку жизни. И складывая эти две тайны, мы приходим к тайне тайн. Наша безграничная сущность становится ограниченной для того, чтобы ощутить внешнюю, материальную жизнь. Услышать и почувствовать музыку жизни.
Я делился с вами сегодня мудростью, взятой из книги великого суфия Хазрат Инаят Хана "Мистицизм Звука", а помогали мне в этом Beatles, Rolling Stones, Donovan, Kinks, Who, Mary Hopkin и другие любимые святые Золотого века.
Дело в том, что боги не могут долго обитать в человеческих телах. Они пришли, они сделали свое дело - а потом наступил 69 год - и боги начали постепенно уходить.
Но сделанное было сделано, семена упали на плодородную почву, и появилась та музыка, подобной которой еще не было на земле. А самое главное - у богов время течет по-другому. Бывает и так - нам кажется, что-то прошло, а оно - вот лежит, где-то за пределами осознаваемого нами потока времени, лежит и смеется, ожидая тех, кто поймет, что времени не существует.
Сегодня мы слушали прекрасную музыку и смотрели на нее глазами суфиев. На следующей неделе, волею Аллаха, мы встретимся вновь и послушаем что-то совсем другое, но не менее магическое.
Всего доброго!