в продолжение прошлого поста
Кое-чего не было в фильме Лунгина. Может, и хотели, да не удалось донести. А тема интересная
Человек не способен долго выдерживать напряжение неопределенности. Люди вообще не сильно выдержанны, если присутствует даже некая мнимая, а тем более реальная угроза. Вспомните хотя бы, насколько мы спокойно ожидаем в аэропорту объявления посадки на рейс, притом что мы уже прошли регистрацию и сдали багаж. Допустим, мы летим куда-нибудь не одни, а хотя бы вдвоем, а это уже группа. Вот если мы уверены, что есть опытный человек, который взял на себя ответственность следить за тем, чтобы именно мы попали на самолет, то нам намного спокойнее. Обычно в группе находится человек с более высоким уровнем внутренней тревожности, он и берет на себя эту миссию - внимательно слушать объявления и бегать смотреть на табло. Ну ладно, побегали, прошли унизительные процедуры разувания и распоясыванья, тревожный момент поиска своих мест в самолете, вещи сложили, сели, накатили по сто, чтобы снять напряжение, которое терпели пару часов, взлетели и расслабились, ждем, когда принесут жрать, тревожно поглядывая за стюардессами. Взлетели на 8000, съели курицу, полностью успокоились. И невидимые пилоты для нас почти боги, потому что все в их руках. Сказать «аминь» и заснуть. К чему это я. А вот к чему. Казалось бы, вполне безопасная ординарная ситуация, относительно недолгая, а некоторые пьют транквилизаторы. Не многие люди способны выдерживать длительное психологическое напряжение, страх неопределенности. Теперь представляем ситуацию “переломного исторического периода”, неважно какого из… можно просто здесь и сейчас посмотреть в окно или в телевизор. Но раз уж речь за Иоанна IV, то читаем и знакомимся с ситуацией
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9 Война на всех рубежах. Старый уклад рушится, появляется крепостное право. Боярская междоусобица и воровской беспредел. Набеги татар из Астрахани и Казани опустошают юг России. Киев и Минск под поляками и литвинами и они останавливаться не собираются. Уровень тревожности в обществе очень высок. Страх, неопределенность, неизвестная опасность. Инфантильная часть человеческой души это терпеть не может, она ищет, на кого переложить невыносимый груз ответственности. Тиранами не рождаются и не становятся по собственной воле, тиранов рождает инфантильный народ в периоды тотального страха. А потом запускается воронка. Ну, скажем, это основной фактор. Конечно, тиран становится тираном не просто потому, что “оказался не в то время не в том месте”. Человек, конечно же, попадает в эту ловушку, в силу своих собственных особенностей характера - тщеславия, властолюбия, жадности или просто из за большей, чем у других паранойи. Но дело не в личности, людям нужен тиран, и они его себе сотворят. Точнее, не всем людям, взрослым свободным людям - нет, не нужен, они сами могут нести груз ответственности за свою жизнь и худо-бедно справляться со своими страхами сами, хоть это и очень трудно и страшно, но это удел взрослых. А вот рабам, и бывшим рабам-плебеям, со свойственным им инфантильным типом личности нужен, необходим как анестезия от страха. Страх тут природный, утробный - страх маленького ребенка перед неподъемной ношей взрослой ответственности. И вот тут, куда взгляд упадет, туда холопа и поведет. С потрохами к барину, к Царю-батюшке, в опричнину. Он не свободный человек, и свобода для него не дар, а наказание. Так страшно быть свободным что смерть и та предпочтительней. Аристотель указывал, что отношения господина и раба - отношениям между тираном и подвластным ему. Это очень прочные, созависимые отношения, как между маленьким ребенком и взрослым. Ребенок ведь, не задумываясь, отдает жизнь за родителей. Это обусловлено природой. Без родителей ребенок не выживет. И тут то же самое. Вот ведь интересно всегда мне было, почему красные наркомы в 37м на расстрелах кричали “Слава великому Сталину!” вместо того чтобы плюнуть в пол. Теперь ясно? Из любви! Ведь не даром всех тиранов величают, Отцами. Отец народов или Туркмен-Баши, например. Тираны не сами это придумывают, это приходит из народной массы, вместе с девочками с букетиками.
Что бы ни творил тиран, ему не будет сопротивления, пока он берет на себя ответственность за своих холопов. Ответственность за все их действия. Ответственность за вся и всех. Неограниченная власть и неограниченные полномочия - сладкая и очень удобная штука, но она разъедает душу, потому как тоже лишает опоры. И чем душа инфантильней, тем быстрее. Потому что если тиран - ребенок внутри, он всегда будет искать границы своей власти. Дети всегда стремятся определить границы дозволенного. По реакции взрослых. Просто когда они переходят границу их шлепают по жопе и ставят в угол, и они успокаиваются - граница дозволенного определена. Но тирана никто не рискнет ремнем по жопе, ее наоборот будут все лизать. Отец наш, заступник, кормилец, ну и все в том же духе, лишь бы он милость явил, а ответственность снял (тут про ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, а не про ответственность). А раз с них снял, значит, на себя взял. Он в ловушке - уйти уже не может. И за эту ношу тиран своих рабов ненавидит, и мстит им. Он их гнет и ломает, а им все мало. Он их и так и вот так, а они его еще больше любят. Он их лошадьми на части, а они кричат - Так нас, Ата! Виноваты мы! Справедлив твой суд!
Не свихнуться от такого непосильного груза очень трудно. И поэтому тираны всегда старались часть ответственности на кого-нибудь переложить, хотя бы на время. На людей, на высшие силы. Искали знаки божественности, знамения. То, что должно было подтвердить правильность их действий. Или искали себе авторитетного советника словам которого могли бы верить беспрекословно. Но тирану и это трудно, он же параноик (если и не был, так уже стал). А значит, никому не верить не может по определению и должен сам все контролировать, за всем следить. Никому нельзя верить, кругом враги. Это психоз. На Сталина не было ни одного реального покушения, и быть не могло, зато сколько народу казнили по обвинению в планировании оного. То же самое с Иваном Грозным. Не могло быть покушения на Отца народа, ибо такую ответственность может взять на себя только свободный взрослый человек. Такие редко случаются в окружении тирана. Чтобы остановить Тирана надо быть Брутом, или Штауффенбергом. Третий Рим совсем не то, что Первый, процент свободных людей невелик. Да и тирану жить тоже хочется.
Вот и мечется в страхе сильный, но сломленный Царь Иван. Творит беззакония все ужаснее, в надежде, что его остановят. Избавят от страдания ноши непосильной. Так себя обычно ведут маньяки.
Капкан тирании, для всех ужасен, и для тирана и для рабов, но это для рабов меньшее зло, чем необходимость самим нести ответственность и делать выбор. Так что выхода нет, и подхода нет. Тиран одинок и обречен. И никто его не вытащит. Потому как воля народных масс - чтобы он был тираном, и в этом Божья воля. И в этом смысле он ее выполняет. Святой митрополит, какими бы психотерапевтическими навыками не обладал, тирана изменить не может, хотя, возможно, с божьей помощью, может хотя бы немного изменить народ. Долгий и трудный путь, и чаще всего через голгофу.