Какой вы древнегреческий бог? И как именно они горшки обжигают как бы их оценили на ассессменте в современных корпорациях? Обсудим.
Уже лет 10 написание моделей компетенций является мастхэвной темой для крупных корпораций и прекрасной кормушкой для консалтинговых компаний, которые мучаются, переводя западные стандарты и наработки на разные варианты русского корпоративного языка, чтобы таки каждой компании досталась своя, уникальная типология компетенций для сотрудников, являющаяся основным продолжением системы ценностей, стратегических целей компании и приятная ушам и глазам топ-менеджеров и сотрудников. Дело это очень даже благодарное, ибо каждая разработанная модель компетенций рождает скоуп тренингов по ее объяснению, научению пользования системой, тренингов по внедрению в умы, тренингов по ассессменту сотрудников и кандидатов по данной модели и пр, и пр. Прекрасная ниша для зарабатывания и трат, в общем.
При этом все модели компетенций - поведенческих примеров с причинно-следственными связями - описаны тысячи лет назад в трудах разных народов и культур.
Вот возьмем, например, совершенно архетипичные и простые в своей гениальности истории древнегреченского народа, ака Легенды и Мифы Древней Греции. Это просто кладезь управленческих кейсов и типажей руководителей - Богов. При этом и выводы из кейсов уже есть - то есть описана связь компетенций и проявляемого поведения и реальных бизнес-последствий.
По сути, основные характеристики олимпийцев-менеджеров (ака ценностные компетенции) сводятся к нахождению их координат на шкалах доминантности-сабмиссивности и донорства-рецепции.
1. Доминантность - сабмиссивность (в корпорациях используются такие термины, как лидерство, инициативность, харизма, управленческая ответственность, влияние vs командность, копромиссность, готовность к сотрудничеству). А вообще это про склонность быть ведущим или ведомым.
2. Донорство-реципиентность (это про мотивационную часть клиентоориентированности, командности vs оборотная сторона лидерства). В упрощенном понимании - склонность к служению либо к потреблению.
Каждый олимпиец имеет две эти ценностные характеристики по умолчанию. И как показывают те же мифы, именно эти компетенции не меняются почти - приобретаются навыки, растет икспириенс, появляются механизмы приспособления в высококонкурентной среде, а вот внутренние установки остаются «стержнем», теми привычками, определяющими характер и судьбу героев. В общем эти сказания можно считать прямым руководством по типологии менеджеров, а отдельные сюжеты - реальными управленческими кейсами для разбора вариантов взаимодействия между субъектами с разными ценностями и последствий того или иного действия.
Рассмотрим несколько примеров-архетипов менеджеров из древнегреческих мифов.
Зевс. Главный древнегреческий бог, профессиональные компетенции на плюстстопятьсотом уровне минимум. По шкале - явный Доминант и Потребитель. Никакой клиентоориентированности (вспомните историю про Прометея), очень своенравен. Олицетворение безгранично власти. И при этом весьма и весьма эффективен как руководитель всея Олимпа. В сущности, только такой абсолютно доминантный потребитель на этой позиции и может адекватно работать. Так сказать, абсолютный абсолют. Это вообще-то архетип олигарха - не столько управляющего, сколько собственника. Только прибыль, только хардкор. На самом деле ин, конечно, не только потребляет, но и дает - защиту, безопасность, правила. Но в случае с потоками энергии внутри корпорации он, конечно, их главный реципиент.
Для контраста приведем пример сабмиссивного донора. Это, как вы уже поняли, Прометей. Архетип всех корпоративных мучеников, «глас народа», оплот справедливости «снизу». Это ни хорошо, ни плохо - роль такая. Очень нужная для корпорации и для клиентов. Только вот живут на ней недолго. Или некачественно. Но польза тоже есть - обеспечивается динамический баланс взаимоотношения олимпийцев и масс.
Или вот Афродита. Она точно менее доминантна, чем Зевс, но и более реципиентна, чем Прометей. Такое промежуточное звено.
В целом логичное, гармоничное движение по шкалам (читай - развитие лидера в корпорации) происходит в ключе повышения доминантности и снижения донорства.
Но есть и выбросы. К примеру, Гефест - сабмиссивный реципиент, из-за недостатка доминантности был сброшен с Олимпа и охромел, но после по итогам заслуг получил и место в сонме, и самую красивую богиню Афродиту в жены - признак высокого уровня потребления. Геракл - доминатный донор, такой образец наемного менеджера, который так и не может перейти в ранг собственников, хотя лидерства не занимать. Легко за счет доминатности решает любые сложные и даже невыполнимые кейсы, но исходно заточен на донорство - оказание услуг, а не получение благ.
Кстати, в мифологии роль массового сектора - сотрудников и клиентов - играет кто? Правильно, люди-человеки. Они априори по отношению к Олимпу сабмиссивны (хотя внутри там тоже есть такая классификация, просто уровни энергии уж очень разные) и, как правило, являются донорами. Периодически боги вступают с ними в разного рода контакты, договоренности, конфликты даже случаются, но в целом граница - водораздел по уровню энергии четко видна.
В следующих выпусках мы с вами обязательно посмотрим особенности основных олимпийцев и разберем кейсы - мифы с выводами.
А к какому типу менеджеров по данной мифологической типологии относитесь Вы? Почему так думаете?
Ваша,
древнегреченкая Блондинка