Джал Мехта (Jal Mehta) Парадокс глубокого усвоения: кривая разучивания (unlearning curve)
(С небольшим сокращением. Оригинал:
http://blogs.edweek.org/edweek/learning_deeply/2015/04/the_paradox_of_deeper_learning_the_unlearning_curve.html)
Знание и понимание отличаются друг от друга. На пути к более глубокому усвоению чего-либо иногда оказывается так, что вы приобрели новые знания, но при этом утратили понимание. Природа разучивания (в данном случае от «разучиться», а не «разучить» - А. А.) переформатирует «кривую обучения» (learning curve) и меняет наши ожидания о том, как знание и понимание растут со временем.
Для меня такой момент понимания природы знания и понимания случился во время одного из моих постоянных экспериментов, которые я проводил в классе в течение десяти лет, когда работал учителем физики. Перед тем, как провести демонстрацию с двумя тележками на встречных путях, я спрашивал у студентов, что, по их мнению, должно произойти во время столкновения, и просил их обосновать свое предсказание. Одна студентка после этого была настолько удивлена тем, что произошло на самом деле, что громко воскликнула: «Не верю!» Этим она как будто сказала, что то, что сейчас произошло прямо у нее перед глазами, настолько противоречит ее ожиданиям, что она полностью отрицает, что это случилось. Или, другими словами, что она знает, что она увидела, но не понимает это.
Неспособность присоединить новый кусок информации к уже имеющимся знаниям о мире - это классическая проблема разучивания, которое необходимо для глубокого усвоения. Оно часто подразумевает период, когда мы понимаем меньше, чем раньше. Любой, кто изучал физику, знает это. Физика трудна для изучения не потому, что она объективно сложна; на самом деле, ее принципе обманчиво просты. Что по-настоящему сложно, это то, что идеализированные принципы из учебников часто противоречат тому, что мы «знаем» из нашего повседневного опыта. Изучать физику трудно, потому что очень трудно отучиться от того, что мы думаем, что уже понимаем.
С этой идеей я впервые столкнулся, когда учился на магистра в области педагогики в Гарварде (Harvard Graduate School of Education). Просмотр фильма «Личная Вселенная» (“A Private Universe”) научил меня, как с уважением относиться к личным представлениям студента. В частности, тому, что их надо воспринимать как предубеждение (preconception), т.е. выработанное заранее знание (prior knowledge), а не как заблуждение (misconception), т.е. ложное представление (wrong ideas). Уже потом в классе я обнаружил, что для того, чтобы научить студентов понимать, я должен научиться работать с тем, во что они уже верят, что они уже думают, что понимают.
Глубокое усвоение требует установления связей между старыми и новыми знаниями новыми способами. Знания - это та информация, к которой мы имеем доступ, а понимание характеризует те связи, которые мы способны установить между частицами этой информации. Согласно книге “Understanding by Design” Уиггинза и МакТая, «заблуждение - это не незнание. Это установление правдоподобных, но неправильных связей на основе работоспособной идеи в новой ситуации.»
Это противопоставление знаний пониманию приводит к тому, что кривая обучения оказывается похожей на ту, которая представлена на рисунке.
Пунктирная линия обозначает знания, а сплошная - понимание. Как показал физический опыт, вполне возможно добавление новой информации (например, какого-то нового, но неожиданного наблюдения) без возможности разумным образом соединить ее с тем, что вы уже знаете. Парадокс глубокого усвоения состоит в том, что можно одновременно узнавать больше, при этом понимая меньше.
Как пишут Уиггинз и МакТай, «парадоксально, что для того, чтобы создавать себе заблуждение, надо иметь знания и умение устанавливать [неправильные] связи. Поэтому наличие (у ученика) заблуждений невероятно ценно для учителя; это не просто ошибка, которую надо исправить.»
Это умение устанавливать связи настолько важно для глубокого усвоения, что оно полностью меняет наши ожидания относительно того, как должно выглядеть обучение. Кривая в форме буквы U - это больше, чем просто новая идея. Если увязать энтузиазм ученика и его понимание, то вот этот график намекает, что процесс обучения и разучивания представляет собой повторяющийся цикл, а не просто единичное событие.
Чтобы поддержать такой вид обучения, надо уйти от определения обучения как передачи информации и прийти к обучению как к разработке и облегчению приобретения опыта, в том числе и опыта разучивания. Эта смена представления наводит на такие вопросы:
От каких из своих убеждений ученик должен отказаться, чтобы найти смысл в новом содержании?
Какой опыт может наиболее легко обеспечить создание новых связей?
Как можно создать пространства, в которых молодежь будет чувствовать безопасность и поддержку в процессе обучения и разучивания, который приведет к образованию этих связей?