О
Сергее Михайловиче Прокудине-Горском теперь не знает только человек, очень далекий от фотографии. Разумеется, есть много других фотосвидетельств о России до большевистского переворота, но снимки Прокудина-Горского, пожалуй - единственный цветной фотографический источник, тем более, что фотографии доступны с таким качеством и разрешением.
В какой-то момент у меня родилась затея отснять те же самые сюжеты, с тех же самых точек. Сравнить «как было» и «как стало». Тем более, что в 2010-2012 годах большинству прокудинских снимков исполняется как раз 100 лет.
Легко сказать: «с тех же точек»! Не всегда возможно даже определить, что за местность на снимке, даже в случае с городами. Многие подписи к пластинкам делались автором по памяти, нередки случаи ошибок. Огромную работу по определению того, что снято на фотографиях Прокудина-Горского и с какой точки снято, делают участники Открытого проекта по изучению наследия С.М. Прокудина-Горского на сайте
temples.ru, за что им огромное спасибо. Возможно, проекту пригодятся и мои скромные материалы (тем более, что иногда поиски "правильной" точки съемки приводили к небольшим корректировкам указанных данных)...
Все современные кадры я делаю и обрабатываю так, чтобы они максимально «совмещались» с оригиналами. Очевидно, что, поскольку Прокудин-Горский использовал форматную карданную камеру с пластинками большого размера, а я снимаю на камеру формата 35 мм, невозможно получить изображение с совпадающей перспективой, даже встав на ту же самую точку съемки и точно угадав фокусное расстояние. Фотошоп, разумеется использовался, чтобы фотографии накладывались с максимально возможным совмещением, но при этом искажения не были заметны.
Не все, что запечатлели пластинки 100-летней давности, можно увидеть теперь, по понятным и грустным причинам. В результате, у меня вырисовывается (еще, конечно, не окончательно) некая классификация прокудинских фотографий на основе а) сохранности изображенного на оригинальной фотографии и б) физической возможности съемки с той же точки. По ходу дела буду эту информацию давать.
Начну с фотографий церкви Рождества Богородицы в селе Городня Тверской губернии (ныне - Тверской области, про церковь см.
предыдущий пост)
Известно 2 фотографии церкви в Городне, сделанных Прокудиным-Горским, номера (обычно приводят номера из каталога Библиотеки Конгресса США, где хранится архив) 1200 и 1207.
Фотография 1207:
Объект съемки сохранился и отреставрирован
Точка съемки доступна, но вид с нее в большой степени блокирован растительностью
Оригинал Церковь (самая древняя в губернии/области), не только сохранилась (и никогда не закрывалась!), но ее основной объем еще и был отреставрирован с выявлением древнего белокаменного облика.
Точка съемки доступна, однако, как это очень часто случается, вид с нее теперь практически полностью загораживают разросшиеся деревья - саму церковь за ними почти не видно. Это далеко не самый вопиющий случай того, как за последние сто лет в России практически исчезла «ландшафтно-архитектурная среда», исчезла культура делать среду обитания красивой - например, вырубать деревья там, где они загораживают красивый вид, чистить леса, косить бурьян... :((( О причинах еще успеем поговорить.
Съемка 18 августа 2009. Точка съемки - на парковке, метров пять от парапета парковки и метров пять левее прохода к церкви
Вот вариант с немного измененной точкой съемки и немного более видной церковью:
Совсем уже не та точка, но церковь видно лучше:
И небольшая анимация с наложением двух кадров:
Фотография 1200:
Объект съемки сохранился и отреставрирован
Точка съемки доступна (хотя, вероятно, имело место изменение высоты точки съемки относительно здания)
Оригинал Портал в северной стене церкви. Хорошо видны последствия реставрации и, в частности, снятый культурный слой (лестница раньше была гораздо ниже). Из-за вероятного изменения высоты поверхности и разницы в углах перспективы, пришлось делать сильную дисторсию в Фотошопе, особенно это видно по верхнему правому углу
Съемка 18 августа 2009. Точка съемки - на самом краю площадки у церкви (дальше местность уходит вниз, и совершенно заросла)
Анимация наложения
Продолжение следует...
_