Будучи в очередной (трейтий, если не считать проездом) раз в Переславле-Залесском, впервые заглянул на нынешнюю главную городскую площадь. Ничего интересно на ней нет, площадь пустынна, вся жизнь города идет вдоль главной - Московской - улицы. Краем глаза замечаем обязательный в таком месте памятник Ильичу; однако, если приглядеться, особенно издалека, метров с 30-40, ловим на себе настолько дикий и злобный взгляд памятуемого, что не подойти и не поинтересоваться памятником (каким бы ни было отношение к личности изображенного) невозможно:
(Заранее оговорюсь, что все приводимые здесь эпитеты и сравнения являются исключительно моим восприятием данного памятника, и не имеют отношения к моему восприятию В. Ульянова в контексте истории. Так что если кто обидится - пускай возит воду.)
Фотографии не передают всего впечатления от этого взора Ильича, но спереди это напоминает более всего злого недовольного пожилого самца шимпанзе (опора на кулак, суженые, косо поставленные глазки, приплюснутый нос, форма черепа, достаточно непропорциональные уши, особенно левое)...
Голова в приближении:
С другого ракурса памятник больше напоминает шахматную фигуру в виде Чарлза Дарвина:
Дарвин и шимпанзе... символичненько.
В общем, ясно, что памятник совершенно не обычен в ряду одинаковых стандартизованных Ильичей послевоенной эпохи. Это, скорее - наивное пролетарское искусство, я бы так назвал: «слепили, как могли». Особенный же интерес представляют укрепленные на цоколе памятника металлические таблички, одна из которых просто содержит «выходные данные»:
А две других являются образчиками того самого наивного пролетарского искусства - такое впечатление, что чуть ли не голыми руками лепили по металлу. На фасаде цоколя - табличка с мавзолеем (старым, деревянным), кремлевской стеной, годом смерти персонажа и фразой «ЛЕНИН (буквы на мавзолее) умер, но дело его живет»:
А еще одна табличка должна быть признана шедевром художественного литья и ковки, непременно: Кандинский, пожалуй, просто отдыхает. Надпись гласит, что это «Ленин у Финлянского вокзала»:
Живость образов, особенно слушающих вождя людей, невообразимая. У вождя из-за пазухи торчит гаечный ключ приличного размера.
Такой вот замечательный (правда!) памятник. Знает ли кто, кто автор этого произведения? По моим размышлениям, за такое авторство он мог и жизнью поплатиться в 30-х годах: тут можно рассмотреть в памятнике что угодно, от формализма до правого уклона... Вот интересно: если во времена зрелого сталинизма ранний памятник Ленину признали бы неприемлемым с точки зрения соцреализма, воспитания масс и т.д., что с таким памятником делали? Автора расстреливали, например, а памятник вождю ж не на переплавку ж?