Продолжаю цикл постов о МАКС-2015 рассказом о представленных на авиасалоне самолётах и вертолётах авиации общего назначения
Первым небольшим воздушным судном, попавшим в объектив, стал предствленный в экспозиции ЛИИ лёгкий самолёт российского производства Ил-103 с бортовым номером 61917. Ил-103 совершил первый полёт в 1994 году, в 1996 получил серитфикат типа, выпущено было 66 единиц, основные эксплуатанты - Авиалесоохрана и Академия ВВС Южной Кореи
Радиостроительный концерн "Вега" показал самолёт наблюдения и патрулирования на базе сверхлёгкого NG-4UL
Рядом расположился макет в натуральную величину перспективного беспилотного летательного аппарата "Чирок" от корпорации Ростех.Интересной его особенностью является использование тороидальной воздушной подушки на этапах взлёта и посадки, которая при этом абсолютно не мешает аэродинамике аппарата в полёте
Казанская компания МВЕН уже не первый МАКС выставляет своё детище - сельскохозяйственный самолёт МВ-500 (Т-500) Фермер
Вроде бы востребованый должен быть самолёт, но кроме как на авиасалоне более нигде такого не встречал, хотя вроде серийно выпускается
Также не впервые представлены очень грациозные и яркие автожиры Calidus от немецкой фирмы AutoGyro. Закрытый двухместный Calidus-M с бортовым RA-0012A
Открытый двухместный Gyro-GT RA-0378A
И открытый одноместный Gyro Spint RA-0379A
Неподалёку от автожиров ещё одно сверхлёгкое воздушное судно - дельталёт Tanarg-912, производства французской компании Air Creation. Tanarg - единственный в мире дельталёт имеющий европейский сертификат типа, производится с 2004 года
От мотодельтаплана к мотопланеру. Удивительный по конструкции вариант планера с мотором - Stemme S10-VT RA-1712G. По крайней мере я такого ещё не встречал
Я до этого видел мотопланеры с убирающимся в фюзеляж двигателем, а тут вон как всё сотворено. Нос приоткрывается и планер превращается в полноценный лёгкий самолёт
Как и все планеры S10 имеет огромное крыло в 23 метра при длине фюзеляжа 8,4 метра. Аэродинамическое качество планера 28,3
Ещё одна полномасштабная модель - пилотажно-спортивный самолёт Маэстро, разработки московской компании Промкомпозит. Судя по-всему вариант композитной замены Су-31 или Як-55
Российский производитель парашютной техники, компания ParaAvis на своём стенде предтавила тандемный паралёт Скат
Парамотор Торнадо для современных Карлсонов
Рядом на стенде лёгкий самолёт Evektor EV-97 EuroStar SL чешского производства
И следом семейство самолётов BRM Bristell NG-5: яркий RA-2007G,...
...элегантный RA-2484G, ...
...классический желтый RA-1930G...
...и ещё один бело-вишнёвый RA-1662G
Авиакомпания S7 Airlines с некоторого времени спонсирует федерацию планерного спорта России, поэтому неудивительно, что планер S-1 Swift окрашен оттенками зелени
Сам планер S-1 польского производства, был разработан в 1991 году, выпускался до 1997 года, произведено около 30 штук
Для первоначального обучения планеризму используются аппараты попроще, например ЛАК-16, разработанный в КБ экспериментального завода спортивной авиации в 1987 году
Огромное распространение на просторах бывшего СССР и не только нашёл чешский двухместный Let L-13 Blanik. Разработаный ещё в 1956 году он выпускался до 2006 года, произведено более 2500 планеров
Ещё один представитель чешского авиапрома - лёгкий самолёт ATEC 321 Faeta, производится с 2010 года
Уральский завод гражданской авиации, что нынче собирает L-410 и Diamond в сотрудничестве с ООО РТИ Аэрокосмические системы из Дубны представили на МАКС-2015 систему комплексного авиамониторинга, авиационный сегмент которой базируется на самолёте Diamond DA-42
Хорошо видно сколько различных антенн и обтекателей появилось на изящном фюзеляже Diamond'а
Наверное самое распространённое воздушное судно АОН в России - Аэропракт А-22 стоит в чехлах
Рядом самолёт-внедорожник Maule M7-235C
Эта модель выпускалась с середины 1980-х годов до 2011 года в США, самолёт хорошо зарекомендовал себя как довольно неприхотливый к условиям эксплуатации, множество Maule можно встретить в Канаде и на Аляске
На стенде местного, Жуковского аэроклуба Сарма представлена разработка компании Аэромастер - паралёт Ультра-3 с двигателем Polaris 500
Канадская авиастроительная компания Zenair, производящая комплекты для самостоятельной сборки самолёта на МАКС-2015 представила несколько самолетов. Лёгкий спортивный Zenith CH-650 Zodiac выпускается с 2008 года
Как и все киты CH-650 может оснащаться двигателем по выбору покупателя
Двухместный Zenith CH-750 RA-2003G просто огонь)
Также экспонировался четырёхместный самолёт укороченного взлёта и посадки Zenith CH-801HD
Судя по отсутствию хоть какого нибудь регистрационного номера на фюзеляже самолёт похоже недавно был собран недавно
На стенде Челавиа как всегда много различных моделей Tecnam. Высокоплан Tecnam P92 Echo Super хороший вариант самолёта для первоначального обучения
Самой распространённой моделью безусловно является Tecnam P2002 Sierra
Есть и более яркий вариант окраски
Есть самолёты и побольше, например Tecnam P2006T, он же Tecnam MMA - Multi-Mission Aircraft
Этот самолёт производится с 2009 года совместными усилиями итальянской компании Tecnam и австрийской Airborn Technologies и является универсальной летающей платформой для различных типов авиационных работ
В Челавиа Tecnam P2006T используется для обучения полётам на двухдвигательном самолёте, так как большинство гражданских лайнеров, на которые идут пилотами выпускники имеют два двигателя
Нижегородский завод Сокол в этом году вновь представил свой самолёт АОН - F-15F Сапсан. История рождения этого самолёта уходит ещё в 1960-е, когда итальянский авиаконструктор Стелио Фрати разработал лёгкий самолёт F-15 Picchio, выпускавшийся затем компанией Procaer. Самолёт постепенно модернизировался получая к индексу дополнительные литеры латинского алфавита и версия F-15F впервые поднялась в небо в 1977 году. В 1990-е итальянцы продали лицензию австрийцам, а те в свою очередь в качестве подрядчика для строительства самолётов выбрали Сокол. После банкротства австрийской фирмы на заводе осталось достаточно большое количество уже построенных фюзеляжей F-15F и с 2012 года под именем Сапсан этот самолёт вновь пытаются представить авиационному сообществу
А вот этот Evector EV-97 Harmony используется НПП Звезда для демонстрации катапультной системы для АОН КС-2012. Причём схема катапультирования представлена на фюзеляже, просто и наглядно)
На площадке ОСКБЭС МАИ всё также как и 2 года назад. МАИ-890 Авиатика - сверхлёгкий многоцелевой самолётик, с начала производства в 1992 году было выпущено более 300 единиц в различных модификациях. Для пассажирских перевозок и первоначального обучения этот одноместный ультралайт конечно не предназначен, но широко используется в качестве тренировочного. сельскохозяйственного или патрульного самолёта
Лёгкий двухместный МАИ-223 "Китёнок" выделяется своей интересной конструкцией. Эта схема - подкосный моноплан-парасоль редко применяется поэтому выглядит необычно, зато практически аэродинамически чистое крыло обеспечивает самолёту отличные лётные характеристики
Возможность оценить полёт этого самолёта ёщё будет, так как он заявлен в демонстрационном плане полётов
Ещё один интересный аппарат, похожий на микс самолёта и вертолёта - автожир МАИ-208. Фюзеляж здесь явно аналогичен МАИ-223, но вместо крыла - несущий винт
Cessna-182 Skylane - типичный представитель долгоживущей американской классики
Чешская компания Shark Aero представила на МАКС-2015 очень красивый самолёт Shark Individual
Дизайн полностью соответствует названию, акулий плавник - киль и жабры воздухозаборника, да и сам силуэт сильно напоминает этого океанского хищника. При этом в самолёте два места и он весит чуть более 300 кг, при скорости в 250-270 км/ч в экономичном режиме полёта с расходом 15 л на час полёта дальность может достигать 1500 км
Что касается авионики, на самолёте устанавливается современный комплекс с многофункциональным дисплеем
ОКБ Ротор из Кумертау представило на МАКСе новый лёгкий вертолёт соосной схемы Р-33, являющийся продолжением работы над проектом Р-30 Роторфлай. В отличии от предшественника эта машина трёхместная, а также на ней используется новая конструкция втулки несущего винта с размещением внутри тяг автомата перекоса
Чистый спорт-класс - немецкая Extra 300SC
Этот самолёт не просто экспонат, на нём в лётной программе будет показывать мастерство одиночного пилотажа Максим Савельев
Бизнес-класс в авиации общего назначения - турбовинтовой Piper PA-46-500TP Malibu Meridian
Этот красавец вмещает уже 5 пассажиров, имеет наддув кабины, а турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A-42A в 500 сил обеспечивает ему скорость свыше 400 км/ч
От статики пора переходить к динамике, начинается лётная программа и некоторые из статических экспонатов покажут в небе на что они способны. Вот и Аэропракт уже расчехлили и покатили на точку запуска
Мотодельтаплан по видимому также будет летать
Ещё один ждёт своей очереди на буксировку
Не все самолёты, заявленные в лётной программе, представлены на статической экспозиции. На некоторые можно взглянуть только издалека при подготовке к полётам. Лёгкий самолёт Аккорд-201 один из них
Разработанный в конце 1990-х и получивший сертификат типа в 2007 году на авиасалоне он скорее интересный гость нежели экспонат
Неподалёку PZL-104 Wilga, ему предстоит работа по буксировке планера
Открыл программу полётов АОН маленький, но юркий МАИ-890
Видео демонстрационного полёта:
Click to view
Авиатика заходит на посадку и вскоре в небе будет следующий участник полётной программы МАКС-2015
В небе вновь детище ОСКБЭС МАИ - МАИ-223
Необычен на земле и красив в небе, виражи закладывает как надо!
Видео демонстрации возможностей:
Click to view
Следующим летал Аккорд
Видео полёта:
Click to view
На выравнивании перед посадкой
Icarus C42E на статической стоянке также не демонстрировался, только в лётной программе
Этот лёгкий самолётик родом из Германии, производится фирмой Comco Icarus с 1996 года
На просвет хорошо видна конструкция силового набора крыла
Видео полёта:
Click to view
Перед посадкой
Следующим взлетает F-15F Сапсан
Подставил брюхо солнцу в вираже
Красивый самолёт
Видео демонстрационого полёта:
Click to view
Заход на посадку контролируется ГИБДД)
К вылету готовятся Diamond DA-42 с комплексом мониторинга на борту
Один из наблюдателей в полёте
Парный заход на посадку
К посадке готовы
Видео полёта:
Click to view
А далее был полёт сразу четырёх Tecnam P2002
Летали как четвёркой, так и парами
Строй ровный, не хуже пилотажников ВВС
Видео полёта:
Click to view
А вот такая картинка, как мне кажется, отражает состояние авиации общего назначения в России
Небольшой авиапарад лёгких и сверхлёгких летательных аппаратов открыл Аэропракт А-22
Следом с триколором уже знакомый дельталёт
И ещё один с флагом ВВС
А дальше будет красота свободного полёта. Wilga притянула в зону пилотажа планер S-1 Swift
Прошла отцепка, планер включил дымы и начал свои танцы в небе
Кульбиты в воздухе грациозной птицы
Всю эту красоту создаёт Георгий Каминский, многократный чемпион мира по планерному спорту
Зелёный планер очень неплохо смотрится в безоблачной сини неба
А красные дымы подчёркивают красоту полёта
Немного видео:
Click to view
Перед посадкой пируэты у самой земли
И ещё один виражик
А затем настало время виражей скоростных, но не менее красивых, в небе властвовала Extra
Видео полёта:
Click to view
В следующем посте расскажу о винтокрылых экспонатах МАКС-2015