От УТО-1 к ЦП САП

Apr 13, 2016 17:29

В этом посте речь пойдёт о Центре подготовки и сертификации авиационного персонала, расположенном недалеко от терминала аэропорта Толмачёво. Это предприятие, носившее во времена СССР наименование Учебно-тренировочный отряд (УТО-1) было первым в стране учебным заведением для подготовки авиационных специалистов непосредственно в авиапредприятии.




За время работы УТО-1 подготовило огромное количество кадров для авиации самых различных специальностей: лётчиков, бортинженеров, бортмехаников, штурманов, бортпроводников, диспетчеров, инженерно-технического персонала, специалистов по пассажирским перевозкам и наземному обслуживанию.
На сегодняшний день ЦПСАП располагает современной учебной базой, обеспечивающей проведение различных видов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации членов летных, кабинных экипажей и наземного персонала. На базе центра функционирует полноценная школа бортпроводников, проводится обучение по направлениям авиационной безопасности, радиообмена,  авиационного английского и авиационной медицины. Также ЦПСАП производит качественную переподготовку бортпроводников и членов экипажей, подготовку инженерно-технического (ИТП) и наземного персонала.




Группа слушателей курса подготовки на Ту-154, в центре преподаватель УТО-1 А.П.Помелов, герой Социалистического труда, бывший лётчик
Далее приведу рассказ человека, отдавшего УТО-1 и ЦПСАП 40 лет жизни - Эсфиры Николаевны Шабалиной, работавшей инженером по научно-технической информации и заведующей библиотекой центра.
«Я родилась в Хабаровском крае, затем семья переехала в Елабугу, где я окончила школу и библиотечный техникум. Во время учёбы была очень активной, комсомолкой, спортсменкой, в общем «заводилой», поэтому, когда пришло время выбирать куда распределяться - поехала в Сибирь, да и двоюродная сестра здесь жила.
Муж мой был военным, но в то время армию начали сокращать и он устроился работать в АТБ Толмачёво, затем переучился в Кировограде на бортмеханика Ан-24 и летал в отряде сначала в Толмачёво, а потом Ан-24 перевели в Северный. Позже переучился на Ан-30 и много летал по всей стране на аэрофотосъёмочные работы.
Я сначала работала не в УТО, а в детском садике воспитателем, у библиотекарей есть педагогический допуск, да и курсы специальные окончила. Со мной работала Валентина Прокофьевна Шевченко, она очень хотела в УТО работать в библиотеке, но взяли её методистом. А когда библиотекарь понадобился, она меня посоветовала руководству УТО и меня пригласили. Муж не соглашался долго, ревновал, ведь молодых лётчиков много училось, но я всё равно пошла работать.




Макет пассажирского салона Ту-104 для тренировки бортпроводниковНачала я работать в библиотеке УТО в 1976 году, слушателей тогда было море просто, всё общежитие было забито, жили даже в спортзале аэропорта и в классах УТО. В библиотеку в день по сто человек приходило, крутилась как белка в колесе. В УТО очень много было литературы: учебники, пособия, документы, руководства, отраслевая периодика. К нам часто из других авиапредприятий приезжали за литературой.
УТО в то время использовало различные передовые методы преподавания, в том числе и новаторскую педагогическую методику днепропетровского учителя Виктора Шаталова, которая следует алгоритму «ознакомление-понимание-закрепление-опрос» и использует для лучшего понимания темы наглядные пособия, схемы, а не текст. Кроме того преподаватели УТО постоянно разрабатывали новые учебные пособия, писали руководства и методички.




Наглядный стенд навигационной системы Ми-8
С 1973 года при УТО функционировала Лётно-методическая авиаэскадрилья (ЛМАЭ). Её возглавляли лётчики Виктор Иванович Дыдыкин, Геннадий Михайлович Ичаловский, Игорь Вячеславович Цыбасов. За время существования ЛМАЭ было выполнено и внедрено более сотни различных методических разработок и пособий по всем эксплуатируемым типам самолётов и вертолётов. На занятиях в эскадрилье опытные инструкторы давали необходимые знания лётчикам по новым методам работы, обсуждались различные предложения, велась работа с конструкторскими бюро по их внедрению.




Препарированный двигатель Д-30КУ-154 самолёта Ту-154М
Очень хорошие преподаватели были, многие с лётной работы приходили: Виктор Маркович Купало - герой Великой Отечественной войны, командир лётного отряда Ту-104, Заслуженный пилот СССР, Юрий Иванович Лузин - командир Як-40, Александр Петрович Помелов - Герой Социалистического труда, Юрий Александрович Самохвалов - штурман Ил-18. Эксплуатацию силовых установок преподавал Михаил Александрович Кулак - бортмеханик Ту-154, электрооборудование - Юрий Александрович Ермаков, инженер АТБ, авиационные приборы - Михаил Егорович Шестов, инженер АТБ, метеорологию - Зоя Матвеевна Биркина. Очень хорошо аэродинамику преподавал Измаил Григорьевич Савинский, военный лётчик, инженер, герой войны, ребята говорили, мог на пальцах самые сложные вещи объяснить.




В классе приборного оборудования
Также готовило УТО и авиадиспетчеров для работы на местных воздушных линиях. Теорию преподавали бывшие диспетчеры, руководители полётов Фома Карпович Манягин и Фёдор Никитич Чертов. Манягин написал очень хорошее пособие для диспетчеров востребованное и сегодня.
Первоначальное обучение в УТО было на вертолёты Ми-2 и Ми-8 и на самолёт Ан-2. Курсы переподготовки и повышения квалификации лётного состава были на Ми-8, Ан-24/26/30,  Ан-12, Ту-154, L-410. Был хороший тренажёрный центр с тренажёрами Ми-8, L-410, Ан-24/26, Ту-154 и техническая база для обучения. В классах были наглядные стенды по различным системам самолётов, двигатели препарированные, сейчас многое на компьютере уже. На Ми-8 учились несколько месяцев, проходили тренажёрную подготовку, сейчас многие ещё работают, почти все КВСы. На Ил-86 у нас не переучивали, не было преподавателей. Сейчас вот пилотов с Ан-2 переучивают на ТВС-2МС, развитие самолёта Ан-2 с новым двигателем, разработанное СибНИА. На КПК к нам много лётчиков приезжало отовсюду, даже с Камчатки приезжали, их не устраивало Хабаровское УТО. Когда в Красноярске закрыли УТО, тоже все у нас начали обучаться, Красноярск, Туруханск, Абакан. Были свои КПК и для инженерно-технического персонала практически по всем типам самолётов и вертолётов. Первоначальная подготовка технического персонала была на вертолёты Ми-2 и Ми-8 и на самолёты Ан-2, Ан-24/26/30, Ту-154, Ил-86. По зарубежной технике до начала 2000-х не было курсов, так как некому учить было, преподаватели не переучивались на эту технику. Много было лётчиков командно-руководящего состава из сельхозавиации, учились со всей страны, из Средней Азии много было слушателей. Здесь они обучались, а на местах уже сами учили подчинённый лётный состав.




Класс подготовки по системам вертолёта Ми-8
Бортпроводников постоянно обучали, раньше по заказу авиапредприятий и по договорам, а сейчас просто группы набирают и обучают. С предприятий приезжали комиссии и отбирали на работу кто понравится. Для обучения бортпроводников был даже макет салона самолёта сделан.
Также обучали в УТО специалистов отдела перевозок, кассиров, диспетчеров по загрузке и центровке, специалистов по перевозке опасных грузов, службу авиационной безопасности.




Преподаватель М.Н.Радыгина в классе обучения бортпроводников
Ещё каждый год на базе УТО работали приёмные комиссии в авиационные училища и ВУЗы, только несколько прошлых лет не стали. Комиссии собирались из наших преподавателей и представителей учебных заведений. Чтобы поступить экзамены у нас сдавали и ехать не надо было никуда. Многих ребят, кто не смог поступить, брали в лаборанты УТО, они за годик ещё позанимаются, а на следующий уже поступали.




Тренажёр самолёта Ту-154Б
Иностранцы у нас в УТО тоже учились, были арабы, суданцы, монголы. Группы по 3-4 иностранных было каждый год. А в прошлом году девушка из США на бортпроводницу училась, у нас дешевле выходит, чем за рубежом, а свидетельство международного образца выдаётся. Иностранцы по-русски не говорили почти, переводчики были на английский. Очень трудно было правильно перевести, чтоб дошло до них. А как-то зимой арабы приехали в лёгкой одежде, а зима холодная была. Так им даже одежду приносили чтоб не замёрзли, они укутывались как французы под Бородино, так и ходили. Ещё на намаз они постоянно ходили, попросили кабинет с доступом к воде, им выделили кабинет множительной техники, так они туда приходили, мыли ноги в раковинах, коврики свои стелили и молились, все с пониманием относились, лаборанты только ругались, они посуду мыли в раковинах. Иностранцы все учились на вертолёты.




В кабине тренажёра Ту-154Б
В 90-е начался спад слушателей, многие авиапредприятия позакрывались и ездить перестали, но потом вроде ничего, группы пошли набираться, но конечно у же не так как было раньше.
С конца 80-х, как начали за рубеж летать, а потом и зарубежные самолёты эксплуатировать, появилось обучение английскому языку. Хорошие преподаватели у нас, многие стажировались в Англии.




Рабочее место инструктора КТС Ту-154Б
Я 40 лет в УТО проработала, на пенсии уже работала, а теперь вот нога приболела, ходить трудно, пришлось уйти, да и проблемы там с сертификацией начались, неизвестно будет ли оно дальше существовать.»




Не один лётчик старался попасть на эту полосу...
Неприятно было слышать, что учебный центр с такой историей может быть закрыт, но финал всё-же оказался счастливым, на днях ФГАОУ ДО ЦПСАП получил новый сертификат соответствия требованиям Воздушного законодательства РФ и его деятельность в качестве авиационного учебного центра была возобновлена.



история, Толмачёво, ЦП САП, авиация

Previous post Next post
Up