Тема с таким названием есть на форуме Веломании в разделе, целиком посвященном велосипедам с широкими колесами. Действительно, зачем мы катаемся на велосипедах, какие цели преследуем, что хотим в итоге получить и что наиболее сильно стимулирует нас в процессе катания? Иногда ответы на все эти вопросы размыты сомнениями, а иногда становится совершенно ясно: что, как и зачем. Поводом могут стать совершенно незначительные события, а главное, не всегда имеющие прямое отношение к сути поставленного вопроса...
В субботу в районе новостроек микрорайона Березовый проходил третий этап Кубка Иркутской области по кросскантри. Энтузиастами из местного клуба была построена замечательная интересная трасса с крутым рельефом и изобилием различных технических элементов. Набралось немало желающих проверить свою выносливость и навыки езды на велосипеде, не смотря на затишье отпусков и 30-градусную жару.
Мы с Сашей специально перед гонкой провели несколько подводящих тренировок, но большей частью старались кататься подальше от душного города и уезжали на все выходные на Олхинку. У Саши сезон начался с сомнений. Зимой мы много и с удовольствием катались на наших любимых Surly Pugsley, но с приближением сезона соревнований все более остро вставал вопрос: "На чем участвовать в гонках?" На протяжении нескольких последних лет конкуренция в кросскантри среди женщин в нашем регионе была крайне невысокая. Весь прошлый сезон Саша легко выигрывала гонки на 16-килограммовом фэтбайке. В этом году ситуация несколько изменилась. Нет, у нас не появилось изобилие молодых и талантливых велосипедисток. Просто, к соревновательной деятельности решила вернуться очень сильная гонщица, победительница практически всех известных марафонских гонок по нашу сторону от Уральских гор Наталья Чеботарева. Дело обстояло так, что все местные гонки для моей Саши могли бы вылиться в интересную ожесточенную дуэль между ней и Натальей. Опрометчивые решения, типа участия на первом попавшемся велосипеде, здесь явно были не к месту. К моменту проведения первого этапа кубка Иркутской области мы еще не пришли к окончательным выводам в отношении стратегии апгрейда гоночного велосипеда для Саши и приняли решение стартовать на старом Сашином кросскантрином 26" хардтейле.
Первая же гонка полностью оправдала мои опасения. Саша на финишной прямой пыталась достать Наталью, но в итоге заняла второе место с отставание в 17 секунд.
Самое обидное, что на совершенно сухой трассе на легком хардтейле был показан результат, по времени уступающий тому, который был показан Сашей прошлым летом в дождливую погоду на фэтбайке! Мы долго сомневались, сравнивали различные варианты, и в итоге пришли только к одному выводу - нужна четкая концепция того, чем же мы все-таки хотим заниматься. С одной стороны, на спортивной арене с быстротой калейдоскопа меняются стандарты: 26", 29", 27,5", втулки под оси, конусные стаканы... Соответственно меняются трассы, тонкие детали управления велосипедом, стратегии гонки. С другой стороны, нам нравится ездить на фэтбайке. Фэтбайк - это понятие представляет собой нечто особое, более широкое и универсальное, совсем не ограниченное узкими рамками спортивного полигона или набором новых стандартов. Фэтбайк проникает в различные сферы велосипедной жизни, но развивается как нечто особенное и уникальное. Зачем повторять уже пройденный кем-то путь в варианте далеком от возможного в наших условиях идеала? Надо пробовать что-то новое! Да, фэтбайк развивается как самостоятельный вид спорта, категории для широколесных велосипедов включают в традиционные марафонские гонки, фэтбайк в подготовке используют спортсмены, выступающие на соревнованиях на обычных гоночных найнерах и 27,5". Наиболее интересным для нас стартом в нашем регионе является марафонская гонка Вело-БАМ на Олхинском плоскогорье, и я решил обратиться к одному из главных организаторов этого мероприятия с просьбой включить популярный в Иркутской области фэтбайк в программу гонки в качестве отдельной категории. Так в программе марафона появилась маленькая поправка, предусматривавшая награждение за лучший результат у женщин и мужчин на основной дистанции 64 км, показанный на фэтбайке. Дело осталось за малым. Любая спортивная борьба имеет смысл только тогда, когда присутствует не только интересная теоретическая концепция, но и реальная конкуренция. Сможет ли Саша соревноваться в условиях позиционной борьбы, если ее фэтбайку будет противостоять легкий карбоновый хардтейл весом 9-10 кг? Мы с Сашей были очень благодарны Наталье Чеботаревой, за то что жарким июльским днем она помогла нам с ответом на этот вопрос.
Основные споры при просмотре трассы предстоящих гонок вызвал лишь один технический элемент - высокий длинный мостик шириной 60 см.
Нет, к чести потенциальных участников никто не собирался с него падать. На просмотре, немножко посетовав на горькую судьбу экстремалов, все дружным строем проехали по этой полоске на высоте более 2-х метров. У представителя федерации и главного судьи возникло только одно возражение. Дело в том, что участник после прохождения мостика должен был нырнуть в глубокий овраг и проехать под самим мостом. Собственно, опасности подвергался не только тот, кто в ходе гонки мог свалиться с моста, но и тот, на кого он свалится. Было принято компромиссное решение. Те, кто уверен в своих силах, могли ехать по мосту, а все остальные могли съехать в овраг напрямую слева от моста. Чтобы уравнять шансы тех, кто едет в объезд и тех, кто едет напрямую, съезжалка в овраг была сделана довольно сложной. Участники в нерешительности столпились перед съезжалкой. Первый смельчак довольно легко скользнул в зеленый сумрак зарослей ольшанника. Второму повезло меньше - он уперся передним колесом в неровность на тропинке и неловко завалился набок. В стане участников произошло замешательство. Никто не хотел упасть на голову товарища с двухметровой высоты, но никто и не хотел пролежать до конца гонки вверх ногами пристегнутым к своему верному коню надежными контактными педалями - на радость комарам, кишевшим в благодатной тени оврага. Ситуацию разрядила Саша. Она легко оттолкнулась ногой, на ходу встегнулась и совершенно не принужденно прошла траекторию съезжалки на своем Surly Pugsley. Как все просто! Человек так устроен, что ему надо только увидеть что это не страшно. И размер колес не имеет никакого значения! Все дружно устремились вслед за Сашей. Кто-то проехал, кто-то упал, но теперь уже никто ничего не боялся. Гонка стартовала!
Впоследствии все-таки оказалось, что обладатели широких колес все-же имели некоторое преимущество при съезжании в овраг...
...в то время, как участникам на обычных велосипедах это удавалось не всегда...
Со старта, у Сашиной соперницы Натальи возникла небольшая заминка из-за перекоса цепи, в результате чего Саша получила фору в 20-25 секунд и первой ушла после стартового подъема на техучастки первого круга...
Чудес в мире не бывает! Наталья в своем ярком красном комбинезоне на своем легоньком надежном марафонском хардтейле неумолимо приближалась к Саше, ехавшей на 16-килограммовом фэтбайке...
В этом году Наталья постепенно набирала хорошую форму. Еще весной она стала призером зональных соревнований на Первенство Сибири и Дальнего Востока в гонке с раздельным стартом на шоссе. В начале июня она победила в Красноярске на традиционном марафоне Веломарафон Красспорт 2015. После этого отметилась, как победительница многодневной гонки 5 дней ветра 2015 в Хакасии. После тяжелой многодневной гонки Наталья неизбежно должна была сделать небольшой перерыв в тренировках, что конечно же сказалось не в лучшую сторону на ее готовности к старту. Тем не менее, многие факторы были на ее стороне, а сама Наталья не из тех, кто просто так сдается.
В общем-то, и на этот раз Саша могла проиграть дуэль, если бы Наталья не совершила пару тактических ошибок, в основе которых лежит поверхностное знакомство с особенностями фэтбайка. В частности, все уже привыкли к тому, что фэтбайк может здорово валить со спуска, помогать на сложных техничных темах и обеспечивать легкость хода на мягких поверхностях, но бытует миф о том, что фэтбайк обладает излишне тяжелой динамикой и неспособностью вести позиционную борьбу на крутых затяжных подъемах. Наталья добрала Сашу к концу четвертого круга и ушла на последний пятый круг оставаясь сзади Саши, чтобы перевести дух и устроить разборку на финишном подъеме.
Финишный подъем, надо сказать, это нечто! Если в природе существуют подъемы, созданные на погибель фэтбайкам, то это один из них. В длину более 700 метров с набором высоты в 70 метров, этот подъем состоит из двух частей - крутого извилистого серпантина в начальной части и заключительного более пологого участка с ровным даблтреком, очень удобным для разборок на финише. Согласитесь, панорама даже с середины этого подъема, где серпантин переходит в даблтрек, выглядит впечатляюще...
На неделе мы специально с Сашей упражнялись на подъеме с асфальтовым покрытием, состоящем из участка 300 метров крутизной 10% и гораздо более пологого участка длиной 800 метров. Работу выполняли на дорожных синглспидах с покрышками шириной 25 мм и передаточным соотношением 46/17 зубов. Сначала мы добились того, чтобы Саша заезжала в крутой участок сидя в седле, а потом она делала серии ускорений. Лучшее время, показанное на всем отрезке длиной 1100 метров составило 2 минуты 17 секунд (средняя скорость 30 км/час в подъем с полным набором высоты 40 метров), а скорость на самом крутом участке нигде не опускалась ниже 24 км/час. Именно поэтому я был спокоен - на любом крутом подъеме Саша сможет ехать на фэтбайке так же легко, как шоссейном велосипеде! В общем, финишный рывок Саша выиграла с запасом, оказавшись на вершине подъема на минуту раньше Натальи и вернув полученную фору в двойном размере.
Очень хотелось бы сказать несколько слов о тех, кто занял первые три места среди мужчин...
Самое интересное, что для каждого из них фэтбайк кое-что значит в их спортивной жизни. Так получается, что велосипед на широких колесах с низким давлением занял прочное место среди серьезных спортсменов, использующих фэтбайк преимущественно во время межсезонной подготовки.
Первое место традиционно принадлежит Александру Улитину.
Александр выполнил в этом году норматив Мастера спорта в парной гонке с раздельным стартом на шоссе, он призер Российского первенства по кросскантри, и в этом году добавил к своим достижениям второе место в абсолюте на традиционной многодневной гонке Рипейский Солнцеворот 2015, проиграв только известному в нашей стране гонщику Павлу Благих. Александр в межсезонье тренируется на фэтбайке Surly Pugsley с 2011 года.
Второе место занял один из самых знатных фэтбайкеров нашего города Максим Тьков.
Максим в этом году целенаправленно готовился к Рипейскому Солнцевороту 2015 и занял там 6-е место на полной дистанции в своей возрастной категории. Максим долгое время катался на фэтбайке Salsa MukLuk ранних годов с алюминиевой рамой, но в этом году собирается похвастаться обновкой - карбоновым фэтбайком. Не буду пока раскрывать его планы, и оставлю за Максимом право самому представить своего карбонового ширококолеса широкой общественности.
Третье место осталось за молодым и перспективным гонщиком Яном Черных.
Ян неоднократно показывал высокие результаты на самой популярной в наших краях гонке ВелоБАМ. У него совсем небольшой стаж езды на фэтбайке - он недавно приобрел для тренировок в межсезонье титановую реплику сурлевского Лунохода производства РАПИД. Так что, этой зимой его ждет море интересных открытий, впечатлений и приключений, которые для нас, катающихся на фэтбайках на протяжении нескольких лет, увы, уже подернулись тусклым налетом привычности...
Полный протокол гонки можно посмотреть по ссылке -
11.07.15 Протокол 3-го этапа Кубка Иркутской области по горному велосипеду БЛАГОДАРНОСТИ
Огромное спасибо Антону Песегову, занявшему в гонке 7-е место на фэтбайке
Sarma Vortex за то, что позировал для самых эффектных кадров во время гонки и за то, что продемонстрировал как покрышка Surly Bud спереди в сочетании с покрышкой Vee Buldozer сзади обладают феноменальной проходимостью, сохраняя при этом достаточную легкость хода, чтобы проехать на гонке полные 8 кругов наравне с местной кросскантрийной элитой...
Самую большую благодарность хочу адресовать нашему местному клубу за постройку настоящей интересной кросскантрийной трассы...
Постройка трассы - нелегкий труд! Недаром самому главному руководителю строительства Максиму Тькову в какой-то момент пришлось создать дополнительные виртуальные копии себя самого для наиболее эффективного тестирования построенных техучастков...