О философии Алексея Хомякова

May 07, 2024 06:31

Бодания по Ильину неизбежно приведут к боданиям по Национальной русской идее, которой нет. Современной нет. Но есть старая, восходящая к славянофилам. И по ним тоже будут бодания. Без, как сейчас принято, реального знания первоисточника. Один из главных идеологов славянофильства и единственный, кто оставил фундаментальное наследие, - Алексей Хомяков. Прочие обошлись статьями, но всё больше - письмами.

Про категории и прочие умные понятия можно прочесть в энциклопедии, кто захочет. Но ни один из славянофилов такие термины не употребляет, а выражается нормальными словами и говорит о всем понятных вещах. Потому что настоящая философия, она для людей, а не для, по выражению Шопенгауэра, школьных профессоров.

Итак!

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

По работам:

- «Семирамида» (или правильнее - «И. И. И. И. <Исследование истины исторических идей>»);
- «Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа»)»;
- «О старом и новом»;
- «Церковь одна»;
- «Черты из жизни калифов»;
- «<О зодчестве>»;
- Вместо введения <к Сборнику исторических и статистических сведений о России и о народах, ей единовременных и единоплемённых>;
- Возражения на статью г. Грановского;
- Ответ г. Хомякова на ответ г. Грановского;
- <Заметки о «Слове о полку Игореве»>;
- <Предисловие к «Русской беседе»>;
- Замечания на статью г. Соловьёва «Шлецер и антиисторическое направление»;
- «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях: по поводу брошюры г. Лоранси; по поводу одного окружного послания Парижского архиепископа; по поводу разных - сочинений латинских и протестантских о предметах веры»;
- <Письмо к издателю журнала «L’Union chretienne»>;
- Письмо к г. Бунзену;
- Письмо к монсеньору Лоосу, епископу Утрехтскому;
- Письмо к редактору «L’Union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита;
- Письма к В. Пальмеру (1 - 12).

То, что выделено курсивом, - определяющее. То есть для получения нижеследующей выжимки, этим можно и ограничиться.

Славянофильство - в этом всё. Сам по себе термин вовсе не Хомякова.

Развитие человечества есть становление и взаимодействие двух начал - кушитского и иранского.

Кушитское начало признаёт первенствующим необходимость и не признаёт свободу воли. На практике оно выражается в культе вещественного, дикого, кровожадного - в культе крови и фаллоса. На кушитстве основаны пантеистические религии (шиваизм, буддизм, конфуцианство). Характерная деталь кушитского мировоззрения - рождение (как символ необходимости) мира и богов; отсутствие главного личного начала в мире. Грандиозные архитектурные постройки древних есть порождения этого начала (Египет, Индия, Америка). Центр кушитов - Эфиопия.

Иранское начало, наоборот, признаёт свободу воли, произвол, случайность. На иранском начале основаны системы с преобладанием философии любви: культ Яхве, брахманизм, зороастризм, в которых ярко выражены личности богов и всегда преобладает добро над злом. Характерная деталь этого начала - произвольное творение мира и богов. Культуры, основанные на иранстве, крупных архитектурных сооружений не создавали. Зато развили высокодуховные мировоззрения. Центр иранства - Восточный Иран и Бактрия.

Носителями и создателями иранского культурного начала являются древние индогерманцы (арийцы). Главная часть индогерманцев, которая дольше всех сохраняла иранизм в неизменном виде и передала его современным народам, - славяне. Отличаясь высокой духовностью, славяне долго не создавали отдельных государств с жёсткой централизацией (черта кушитов) и в то же время занимая огромнейшие пространства от Аквитании до границ Китая, от Скандинавии до Месопотамии, в истории известны под самыми разными названиями: ванов, вендов, венетов, сарматов, антов, фракийцев, гетов, трибалов, троянцев, этрусков, даков и даже гуннов и вандалов. Родина славян - Бактрия.

Таким образом, Россия, государство славян, в отличие от Запада, имеет природные духовные ценности, на которых основаны были древние русские общественные отношения: быт, грамотность, законодательство - весь уклад жизни. Однако без единящих начал всё это терялось. Православная церковь и Московское государство объединили народ и дали развиться древним духовным ценностям. В то же время нестроения в государстве до Петра Первого сводили на нет начала добра в народе. Пётр перестроил государство, чем дал простор для развития древней духовности.

Призвание России - сохранить и развить общечеловеческие ценности, доставшиеся ей от древности, донести их до всего человечества. Открыть общечеловеческую значимость новой европейской науки - также дело России.

философское

Previous post Next post
Up