«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, 2024

Feb 12, 2024 06:44



Это не экранизация. И даже не по мотивам, хотя сюжет и совпадает. У «Соляриса» тоже совпадает, но у Тарковского совсем не то, что у Лема. Так и тут. Другими словами, просмотр не заменит прочтения. От слова «совсем».

Картина очень качественная. И очень цельная. Но шедевром я бы её не назвал.

О чём у Булгакова? О Добре и Зле, о Боге и Дьяволе, о свободе, жизни, человеческом в человеке, о судьбе, о чести и достоинстве - и всё это на философском уровне. И в антураже Москвы 1920-1930-х. Этот антураж что-то серьёзного в роман добавляет? Философского? Не добавляет. Разве что позубоскалить да повздыхать.



О чём у Локшина?

Да, Дьявол есть. Бога - нету. Иешуа Га-Ноцри вроде как формально Иисус, но по сути пародия на него - рахит-бомж из-под забора. Воинствующие христиане, можете режиссёра поколотить! И вообще древняя часть у Локшина сильно редуцирована. Если выбросить то, что всё же осталось, ничего не изменится.

Есть ли что философское? А вот нету! Разве что цитаты из «Фауста».

Любовь? Я вот в любовь Мастера и Маргариты не поверил. Ну, переспали. Со скуки и от одиночества. Ну, и не более того. Интересны друг другу? Интересны. Но не с точки зрения любви. В принципе, можно было бы Маргариту вовсе вывести. Остался бы Мастер. Без Маргариты. Ничего бы не изменилось… При том, что Юля Снигирь всяко ближе Булгаковской Маргарите, чем Ковальчук - она и посуше, и похолоднее. Только вот у Булгакова Маргарита - это душа. И потому без неё никак. А у Локшина в Маргарите души нет. А тогда зачем она?



Мастер. Нет, Евгений Цыганов это не большой ребёнок Александра Галибина из экранизации Бортко. Этот - тёртый калач. Он всё знает и понимает. И опыта не занимать. Только зрителю непонятно, отчего же при этом Мастер Цыганова нарвался-то? В предыдущей экранизации, как и у Булгакова, кстати, - фатум. В том смысле, что предназначение, вернее - Предназначение. И потому приоритет высший. И наплевать на всё. А у Цыганова? А у Цыганова ничего такого нет. Зато он похож на самого Булгакова. Лицом. Потому что Мастер Локшина - это в существенной степени Булгаков. Которого замучила советская тоталитарность.

И тут мы подходим к одному из лейтмотивов картины - антисоветчине. Да, вещь антисоветская. Но при этом нисколько не русофобская. (Оказывается, такое тоже бывает!) Скорее уж антисемитская (хотя у Локшина вроде как еврейские корни) - врач-убийца с садистскими наклонностями, которого изобразил Ярмольник, прелесть как хорош. В общем, советская система душит свободу и человеческое вообще и Михаила Булгакова конкретно в частности. И потому хорошо бы её ликвидировать. Например, через взорвать и сжечь. Вот команда Воланда Москву и взрывает, и сжигает.



Красиво показано. Это я про антисоветчину. С изысками. Одни только «Патриаршие пруды имени К. Маркса» чего стоят! Или по два ордена красного знамени (боевого ордена, дававшегося за личное мужество) на пиджаках литераторов, которые, видно, что даже не знают, из какого места у револьвера пуля вылетает. Жёлтые цветы в товарном количестве у советских демонстрантов опять-таки… Жёлтый - цвет обмана и прощания, если кто не знает. Это не гротеск. Это буффонада. Как в «Интервенции». Только в «Интервенции» есть и пробольшевицкая линия, здесь же - сплошной негатив.

Второй лейтмотив - self made, хм, магический писатель. Мастер не просто роман пишет - он свою жизнь пишет: что напишет, то тут же и осуществляется. А он и изнутри участвует, и со стороны смотрит. В общем, шизофрения, в известном смысле. Или димиургия… И воля… Потому и Мастер. Красивая идея. И реализована красиво.



Вот зачем Мастер пишет-то? Да, он профессиональный драматург. Но за это-то денег не дадут. Потому что не напечатают. Скорее, посадят. У Булгакова это заказ от мироздания. А тут? Нет ответа…

Ещё и Дьявол советами помогает. Практически соавтор. Доброе зло? Вы физиономию Августа Диля, что Воланда играет, видели? Натурально лощёный эсэсовец из бункера Гитлера, только что вернувшийся с субботника в Бухенвальде. Это он-то добрый? И цитата из Гёте противоречие не разрешает.



Можно, конечно, развить мысль, что если злое зло против советской власти, то советская власть прямиком от Бога. И если злое зло помогает хорошему Мастеру, то Мастер на самом деле никакой не хороший. Ну, и так далее. Только это я могу что-то такое развить, в картине же ничего этого нет - есть то, что есть. Впрочем, посмотрите сами - вдруг я что-то упустил…



P.S. Иллюстрации Александра Ботвинова.

P.P.S. Юлия Снигирь без трусов выше всяческих похвал!

кино

Previous post Next post
Up