Сейчас не советское время - выехать за бугор проблему не представляет. И сограждане едут - кто в качестве туриста, кто на работу, кто насовсем. Правда, те, кто насовсем, почти все уже уехали. Давно, еще в 90-х. И теперь постоянно попадаются там навстречу тем, кто расставаться с Родиной не собирается.
Кого видит турист в чужой стране? Гидов да сотрудников отелей/ресторанов/магазинов. В основном да, но не только…
Андалусия. Небольшой городишко. Утро. Кафе.
За соседним столиком молодая женщина с чашечкой кофе. Не туристка. Готовится ринуться в наступающий трудовой день. Услышав русскую речь, подсаживается к нам.
Она русская. В прошлом… Теперь живет в Англии - свой домик с видом на гольф-поле. Такая красота, такая красота! Чем занимается? Э… Маркетингом… Сейчас - приглашенный специалист в тайм-шерной компании.
- Хотите иметь свой кусочек Испании? Или Англии? - закидывает она удочку. - Упрощение въезда.
- Да вот Англия имеет обыкновение не давать визы - вероятно, из вредности. Вот, оплачу я билеты, а меня к моему домику и не пустят. Прецедентов вагон! - парирую я.
- Как это не пустят?? У вас же собственность! У вас права! - изумляется она.
- А вот так! Английское государство защищает права граждан Англии. А права прочих людей оно защищать не обязано.
Не уговорила.
А уехала она на небольшой машинке с помятым кузовом, у которой на боку была реклама «Гербалайфа», с мобильным телефоном…
Тенерифе. Утро. Ждем с женой экскурсионный автобус. Потихоньку подтягиваются туристы. Откуда-то возникает шустрый плотный дядька с большим кофром на плече. Со всеми здоровается за руку. Не гид. Нет не гид. Мы его первый раз видим, но ведет он себя, как старый-старый знакомый. И очень бывалый знакомый. Причем, общий…
- Нет, все можно! - как будто продолжает он давно ведущийся разговор, - Фильм снять, клип или еще что. Вот в Германии я в такой фирме работал! Ну, вы ее знаете, известная такая, крупная. Там такие вещи делали! Быстро. Одно загляденье! Потом перешел в другую фирму - для этого нужен был трамплин из первой фирмы, а то бы не взяли. Такой профессионализм! Только очень интенсивная работа. Тяжело, да, тяжело. Но такой уровень мастерства! Нет, все можно!
Он еще долго распинался (пока автобус не пришел) о своем мастерстве как творца фильмов по заказу и своих невероятных профессиональных связях чуть ли не с самим Спилбергом, а я думал, что же ты такой весь из себя профессиональный предпочел благословенной германской фирме с мировым именем обслуживать капризных прижимистых туристов на островах у черта на рогах, клепая чудо-фильмы на коленке?
Португалия. Небольшой (впрочем, для Португалии, пожалуй, что и большой) курортный городок. Второстепенная тихая улочка. Прогуливаемся с женой после обеда, разглядываем окрестности. За густой зеленью неожиданно возникает колоритный ресторанчик.
- Надо же, меню-то и на русском есть! - замечаю я. В отличие от Испании, здесь отчего-то с этим плохо.
Тут же из-за куста возникает импозантный зазывала.
- О, русские! - дядька явно обрадовался, что может перекинуться парой фраз с настоящими соотечественниками, не кем-то из небольшой местной русской общины. - У нас такой ресторан, такой ресторан! Только у нас австралийская кухня, специально выписываем страусятину, кенгурятину! Нигде во всей провинции ничего подобного! Вы пробовали? Можно заказать по кусочку от всех экзотических блюд. Недорого! И скидочку хорошую сделаем. - многозначительно подмигивает он.
Дядька вдохновенно расписывал вкус жареной крокодилятины, а я с грустью размышлял о том, что, вот, уехал умный, очевидно неординарный человек, наверняка с высшим образованием, с амбициями, с планами, и вот предел всех его достижений - зазывала небольшого ресторана в провинциальной дыре третьестпененной державы…
А на Родосе нам понравилась одна небольшая таверна - хорошая кухня, приятная атмосфера, удобное расположение. Официант, совсем молодой парнишка, обслуживавший нас первый раз, во второй, тихо переговорив с пришедшим в изумление хозяином, просто перешел обслуживать другой столик. И конфликтов ведь никаких не было. И даже намека на какое-либо оскорбление его достоинства. Вероятно, просто живой укор его все никак не сбывающимся мечтам - уехал за лучшей долей, а вынужден уже на новой родине прыгать вокруг тех, кто как лохи остался в разваливающейся стране… После того хозяин нас обслуживал всегда сам.
Вообще, тамошние уехавшие - какой-то особый тип «русского» человека. Сколько бы их ни встретилось, но всех, поголовно всех, отличает три ярко выраженных черты:
1. они свято уверены, что умнее всех оставшихся и даже тех, что приехали туда в качестве туристов. Даже не совсем так - они уверены, что эти другие - просто полнейшие лохи, дебилы;
2. они все повернуты на меркантильности: деньги, заработать, хапнуть, надуть, опять деньги - вот и весь круг их интересов. И меркантильность их неразрывно связана с бывшими согражданами - заработать предполагается, прежде всего, на них. Ну, не получается у основной массы уехавших полноценно встроиться в местную жизнь, совсем оторваться от брошенной Родины… Как-то встретился мне в Каталонии польский австриец, эмигрировавший еще студентом в конце 80-х. И с каким же чувством он рассказывал, как хорошо бывает взять пару бутылочек пива, подняться куда-нибудь в горы, сесть на зеленой лужайке и, глядя на всю эту окружающую красоту - в этот момент он даже зажмурился от удовольствия, предаться единению с природой! От тамошних наших ничего даже близкого я не слышал…;
3. они застряли в 90-х, а многие и в более ранних эпохах - сколько ни беседовал с тамошними нашими, но даже при условии, что они смотрят транслируемое туда наше телевидение, реалий жизни на Родине они не представляют, настроений не ощущают, в новом мироустройстве не ориентируются, даже язык их уже, пусть и неуловимо, но отличается.
Трудно человеку, когда он оторвался от родины, тем более трудно, когда он ее проклял… Но, можно ли проклясть свою страну, свой народ, свою культуру, все то, что и создало тебя самого? Не-е-ет… Проклиная родину, ты на самом деле проклинаешь себя…
Они уехали, но нашли ли они свое счастье?..